Особенности развития речи у мальчиков и девочек (рекомендации родителям)
консультация по развитию речи
На что обратить внимание родителям, воспитателям при азвитии устной и письменной речи мальчиков и девочек? На какие основные особенности мозга нужно обратить внимание педагогам и родителям? Какие речевые функции надо развивать у мальчиков и девочек специально? На поставленные вопосы попытается частично ответить данная статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_rechi_u_malchikov_i_devochek.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития речи у мальчиков и девочек.
(Рекомендации родителям и педагогам)
Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.
Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.
У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:
- девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
- мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
- мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
- к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?
На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?
Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.
Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.
| Мальчики | Девочки |
Острота слуха до 8 лет | Выше | Ниже |
Чувствительность к шуму | Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами | Более чувствительны |
Кожная чувствительность | Ниже | Выше |
Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление) | Медленное. С возрастом начинает лидировать | Быстрое |
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация). | Быстрое. Имеется уже в 6 лет | Медленное. Трудности даже в 13 лет |
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга | Медленное | Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария) |
Речевое мышление | Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно | Лучше развита речь, но мышление более однотипно |
Поисковая деятельность. Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества | Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи | Лучше выполняют типовые задачи |
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания) | Лучше | Хуже |
Период врабатываемости | Медленно набирают нужный уровень работоспособности | Быстро набирают работоспособность |
Развитие памяти | Длится достаточно долго | Завершается рано. Больше опираются на механическое запоминание |
Утомление | Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции) | Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие) |
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей | Низкое | Высокое |
Скорость чтения | Ниже | Выше |
Правописание | Хуже | Лучше |
Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении | Смотрят не научителя, больше нацелены на информацию | Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение |
Добрые слова (которые нравятся самим детям) | Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов | Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше |
Рисунки детей | Танки, самолёты, человек – паук | Дом, цветы, животные, человек! |
Нарушения речи | Бывают чаще и тяжелее. Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях | Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии |
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию | Адаптируются хуже, стараются не подчиниться | Адаптируются лучше |
Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)
Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем ...
Особенности развития речи у мальчиков и девочек.
Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.Нейропс...
Особенности развития речи у мальчиков и девочек.
познавательный материал...
Особенности развития речи у мальчиков и девочек (некоторые рекомендации родителям и детям)
Осоьенности развития речи у мальчиков и девочек (некоторые рекомендации родителям и детям)...
Особенности развития речи у мальчиков и девочек (рекомендации родителям и педагогам)
На что же должны обратить внимание родители,воспитатели, учителя при работе над развитием устной иписьменной речи мальчиков и девочек?На какие основные особенности мозга должны опиратьсяпедагоги и род...
"Особенности развития речи у мальчиков и девочек. Рекомендации родителям и педагогам"
На что должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек? На какие основные особенности мозга должны опираться пе...
Консультация для родителей: «Особенности развития речи у мальчиков и девочек»
В настоящее время становится актуальным разное воспитание детей в зависимости от пола с учетом их физиологических различий....