Чтение сказки В.И.Даля "Старик Годовик"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мамонова Нина Петровна

Цель. Познакомить с  творчеством В.И.Даля. Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starik_godovik.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Чтение сказки  В.И.Даля «Старик-годовик

Цель: Познакомить детей с творчеством русского писателя В.И.Даля, обобщить и систематизировать знания детей по теме «Времена года»

Задачи:  продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять знания детей о временах года; обогащать и активизировать словарь детей.

Развивать монологическую и диалогическую речь детей; развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.

Воспитывать желание детей слушать произведение;

воспитывать чувство уважения друг к другу; воспитывать желание познавать новое.

Материал и оборудование: портрет В. Даля, картины с временами года, виды календарей.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по временам года, рассматривание картин и иллюстраций, отгадывание загадок,

Словарная работаСтарик-годовиккалендари: настенный, настольный, карманный, отрывной.

Ход НОД:

Здравствуй правая рука

Здравствуй левая рука

Здравствуй, друг

Здравствуй друг

Здравствуй наш веселый круг!        (сели на стульчики)

Ребята! Помогите мне отгадать загадку.
В:На одном боку цветы расцветают,
На другом  - листы опадают,
На третьем – плоды созревают,
На четвёртом  - сучья подсыхают.
Д: времена года
В:  Какое время года наступило?
Д: весна
В:А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?
Д: тает снег, ярче греет солнышко, капель, деревья набивают почки и т.д

В: Сколько всего времён года? (четыре)

Загадывание загадок о временах года.

 Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
"КУПАЙТЕСЬ"- приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я ... (лето)

Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (осень).

Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня... (зима).

Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ... (весна).

Я сейчас прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.
Чтение сказки- загадки В.И. Даля «Старик - годовик»
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.

В: Ребята, кто знает , что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.


\Мужики стали жать рожь.


В: Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.


Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.

 

В:Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (дети отвечают полным, развернутым ответом)
Д: из рукава старика годовика вылетели времена года.

Назовите, какие времена года вы знаете?
Назовите  зимние месяцы, летние, весенние, осенние.
В. - Вы очень хорошо определили времена года.

В. -А что нам помогает узнать дни, месяцы?

Д. - Календарь.

В. - Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года.

В. -Это настенный, этот настольный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей).

В: Ребята, а сколько же в году месяцев?
Д: В году 12 месяцев.
В: А ты как думаешь?
(дети повторяют ответ)

В Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Д: недели.

 В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле?
Д: Это дни недели.
В: Ребята, а назовите дни недели.
Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?
Д: Это день и ночь.

В: Молодцы, вы ответили

В: Ребята, так кто же такой Старик- годовик?

Д: год.

В: Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым?

Зима, весна, лето, осень – так и прошел год, и так до бесконечности

Физкультминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Д/и с мячом «Ответь на вопрос «еще?»

В. -Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»

В. - Утром светло, а днем еще …

Д. -Светлее.

В. - Вечером темно, а ночью еще …

Д. -Темнее.

В. - Осенью холодно, а зимой еще …

Д. -Холоднее.

В. - Весной солнце светит ярко, а летом еще …

Д. - Ярче.

В. - Весной птицы поют звонко, а летом еще …

Д. -Звонче.

В. - В пальто тепло, в шубе еще …

Д. -Теплее.

В. - Весной день длинный, а летом …

Д. –Длиннее

В: Определение главной мысли сказки:

В: А почему это произведение названо сказкой - загадкой?

Д: потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.

В: Что сказочного?

Д: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т.д.

Главная мысль, мораль.

Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?

Чему хотел научить?

В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего

Итог занятия

  •  С каким автором вы сегодня познакомились?
  • Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Чтение сказки В.И.Даля "Старик Годовик"

Конспект НОД. Образовательная область Речевое развитие....

Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик» подготовительная группа

Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик» подготовительная группа...

«Конспект НОД «Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»

Продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять знания детей о временах года....

Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»

Цель:совершенствовать диалогическую речь детей....