"Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
« Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста». – рекомендации для родителей.
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Занятия с детьми ,проводимые в игровой форме, вызывают интерес к учебной деятельности и помогают добиваться положительной динамики в развитии фонематического слуха, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма.
Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков. В случае фонематического недоразвития ребёнок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, Р и Л, С и Ш и др. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи, не только устной, но и письменной.
Если Вы хотите проверить состояние фонематического слуха ребенка, обратите внимание на следующее:
- фонематическое восприятие;
- фонематические представления;
- элементарные навыки фонематического анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.
Узнавание неречевых звуков
Цель - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще.
Игра «Разведчик». Предложите ребёнку послушать звуки за окном: Закрой глазки и прислушайся! Что ты слышишь? Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?
Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.
Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Узнай звук
Это упражнение учит определять наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух. Предложите вашему ребенку выполнять определенное действие (поднимать руку, хлопать в ладоши, топать ногой), когда он услышит слова с заданным звуком. Если у ребенка есть проблемы с различением конкретного звука — делайте упражнение на этот звук, если проблем нет — выберите наиболее вероятные «проблемные» звуки.
Что общего?
Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях — в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.
Раз, два, три — быстрей сообрази!
В этом упражнении ребенку нужно придумать слово, которое будет отвечать определенным критериям, например:
- Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».
- Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз».
- Вспомни название рыбы, в котором есть последний звук слова «замок» (щука, карась, карп...).
- Подбери слово, в котором первый звук - с, а последний - к.
Можно попросить ребенка выбрать картинку, на которой изображен предмет с заданным звуком, или простой найти такой предмет в комнате.
Игра «Скажи наоборот». Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
Игра "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Игра "Попугайчики"
На формирование слухового внимания, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.
Игра "Где нужный звук?
На формирование умения определять место звука в словах.
Взрослый показывает картинки или называет ребенку слова с определенным звуком, ребенок должен указать на место звука в слове: в начале, середине, конце.
Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет: "Бумага". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я слово назову правильно, ты хлопаешь, если я ошибусь - топаешь". Затем произносит: «Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака». Начинать надо со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложным.
Игра «Рифмовочки». Ребёнку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию. Пень – день, топот – кубик, майка – байка и т.п. Как усложнение, взрослый произносит слово и просит ребёнка добавить к нему рифму, чтобы получился «стишок».
Мишка - …, галка -…, ком -…, компот -…, банки -…, пакет - …
Игра "Телеграф". Взрослый предлагает поделить слова на части (слоги), одновременно проговаривая и прохлопывая: па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на. Как усложнение – ребёнок должен сосчитать количество слогов.
Игра "Цепи-цепи-кованы"
На развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ребенок (или взрослый ) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.
Игра "Сколько звуков "
На развитие умения определять количество звуков в слове.
Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок.
Игра "Какое слово полу чилось "
На формирование навыка звукового синтеза.
Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
НОД в бассейне по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
В бассейне можно закреплять фонематический слух посредством изученных упражнений способов плавания....
Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Раскрыты понятия "дисграфия", "дислексия". Предложены игры для развития фонематического слуха....
Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....
Необходимость развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Тема этой работы чрезвычайно актуальна в последнее время. Развитие фонематического слуха и речи вообще – одно из главных направлений в современной дошкольной педагогике. Мы не можем на сто...
методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
Предлагемые игры и игровые упражнения построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...
«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....