« Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста».
консультация по развитию речи (старшая группа)

Рыкунова Светлана Николаевна

    Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_rechi.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста».

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и форм работы с детьми по формированию и развитию речи детей.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни ребёнка.
  • Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
  • Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению словесных игр, артикуляционной гимнастики; игрового массажа с мячом.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е. Щукина.

    Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

      Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции.

     А. М.    Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка. Игра имеет большое значение для детей. Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра — не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Именно в игре, как ведущей деятельности дошкольников создаются наиболее благоприятные предпосылки для развития разнообразных психических свойств и процессов. Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.

      Работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. У большинства из них нарушены память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную речь, не делают выводов. Нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль. Из выше сказанного мы видим, что необходимость проведения речевой коррекции с дошкольниками через игру очевидна.

    Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей и опирающийся на особенности их речевых расстройств.

   Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с дру-гом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

Используя с детьми речевые игры на занятиях, нужно помнить, что игра дол-жна увеличивать мотивацию ребенка к речевому высказыванию, стимулировать накопление и развитие у него речевых навыков. Каждое такое занятие должно носить характер учебно – игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть ярким, запоминающимся, привлекать ребенка, вызывая у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий. Работа должна идти последовательно и постепенно, от простого к сложному. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушением речи, необходимо в течение занятий менять вид деятельности, используя игры с мячом, игры с движением, игры – сказки и др.

Теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам поиграть.

Игра «Покупки»

Мы пришли в продуктовый магазин и нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (с) и (сь)

Слова: сыр, соль, селедка, сок, семга, сервелат, семечки, сахар…

Игра с предметом «Звуковая эстафета»

Передавая друг другу мяч, называть слово, в котором звук (н) – твердый и стоит в середине слова.

Слова: ванна, луна, банка, фонтан, сено, бант, кнут, окно. 

1. Игра «Звуковые шапочки».
(игра для автоматизации звуков Ш, Ж)
Цели:
— четкое изолированное произношение звуков;
— развитие навыков звукового анализа;
— обучение составлению и чтению прямых и обратных слогов;
— различение речевых и неречевых звуков;
— совершенствование зрительно-моторной координации.

Ход игры                                                                                                                       В игре принимают участие двое детей. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. 
По инструкции воспитателя: «Солнышко поднимается, гусь и жук просыпаются», ребята двигаются по комнате, изображая жужжание жука: «жжж»… и шипение гуся: «шшш»… По сигналу колокольчика дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Напри-мер, жук «ле-тит и жужжит». Останавливаясь на цветочке с буквой «А», ребенок произносит слог «жа». Гусь « идет и шипит». Останавливаясь на листочке с буквой «О», он произносит слог «шо». 
Игра продолжается до тех пор, пока не будут составлены все возможные слоги.

 Игра «Жадный кот».
(игра на дифференциацию звуков Ш –Ж)

Цель: дифференциация звуков Ш – Ж в предложении.
Ход игры
Выбирается водящий. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жад-ный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5 – 10 раз слова «тише» и «ближе». 
Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.

Игра «Составь предложение».

Цель: учить детей правильно склонять существительные (винительный, предложный, творительный падежи).
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход игры
Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Начиная игру, воспитатель говорит: « Вова пошел кататься с горки. Что он взял с собой?» Ребёнок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос фразой: «Вова взял с собой санки» или «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» — «Нина вытерла руки полотенцем». «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» — «Оля стала есть суп ложкой». «Дедушка и Митя собирали в саду яблоки. Куда они клали яблоки?» — «Дедушка и Митя клали яблоки в корзинку». Свой ответ ребёнок сопровождает показом соответствующей картинки.

Формирование навыков словообразования является важной составляющей в расширении и обогащении словарного запаса детей с речевыми нарушениями. 
Словарь этих детей отличается бедностью, не дифференцированностью, малым колличеством включенных в речь глаголов и прилагательных. Одну из значительных трудностей представляет усвоение детьми навыка образования относительных прилагательных. Дети часто образуют прилагательные, не свойственные русскому языку: стекловый стакан, мехонная шапка, кожевая перчатка, клюковый сок.
Начинать работу по данной теме лучше с освоения прилагательных, соотне-сенных с продуктами питания (яблочный, рисовый, рыбный и т.д.), так как эти прилагательные наиболее часто употребляются в речи.
В качестве фрагментов воспитательских занятий по развитию речи можно ре-комендовать следующие игры:

 Игра «В гостях у Винни - Пуха»

Цель: Формирование навыка образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словарного запаса. 
Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов и ягод, грибов, плакат формата А3, в центре которого пирог, конфеты, банка варенья, мороженое, пастила и т.п. Детям пяти лет даются предметы мужского и женского рода в единственном числе, для более старших добавляются предметы среднего рода и множественного числа.
 
Ход игры                                                                                                       

  Детям предлагается ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки:
— Что приготовил Винни — Пух для гостей?
— Какой получится у Вини – Пуха сок? (сливовый, грушевый, виноградный и 
т.д. ). 
— Какая начинка у пирога? (малиновая, вишневая, грибная.)
— Какие конфеты купил Вини – Пух? (шоколадные, сливочные, лимонные.)

Игра «Забавные превращения»

Назвать в кого превращается человек, если окажется:

- на переходе улицы (пешеход, в магазине (покупатель, за рулем (водитель, в походе (турист, на стадионе (болельщик, в кинотеатре (зритель).

Игра «Что лишнее»

- грустный, печальный, унылый, (глубокий);

- храбрый, (звонкий, смелый, отважный;

- приехал, прибыл, (убежал, прискакал;

- бросился, (думал, ринулся, помчался.

Игра  «Шаги» ("Только зелёные слова".)
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

"Волшебная цепочка" или «Ассоциации» 
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Мёд - пчела - цветок - лето - море - кит и т. д.
А сейчас давайте составим новую словесную цепочку. Повар 

"Сказочные антонимы".
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить какое-либо название , а дети должны будут угадать истинное название - антоним, истинное название Сказки.
Примеры заданий:
• "Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
• "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
• "Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
• "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
• "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
• "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
• "Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");
• "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
• "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

«Сочиняем сказку» 

   На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)
 У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.) Зайчатки были рады!

 Отдельно хочется остановиться на логоритмических упражнениях, которые так же представляют большой интерес для воспитателей. Эти упражнения в стихотворном варианте с сопутствующими движениями можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений в природе, в качестве физкультминутки. Логоритмические упражнения носят разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи, для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения. Стихи соотносятся с движением руками, ногами, туловищем с ритмом речи. В таких упражнениях обязательно есть сюжетная линия и действующее лицо, что исключает механические движения и воспитывает у детей понимание логической связи между текстом и движением. Совместные действия со сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевым дефектом. В этих упражнениях содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с недоразвитием речи, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.


В качестве примера приводим 
логоритмические  игры — упражнения:

 
 Игра «Весёлый ручеёк»

Ручеёк в лесу бежал
И зайчонка повстречал.
Тра-та-та, тра-та-та                     (дети ритмично постукивают)
Лапками по пню стучал.            (ладонями по ногам).
Ручеёк зайчонку вторит:
-Дзынь, дзынь, дзынь,                   (ритмично « выбрасывают»)
-Дзынь, дзынь, дзынь.                   (пальцы из сжатого кулака)
Колокольчик их услышал:
-Динь, динь, динь,                         (ритмично покачивают головой)
-Динь, динь, динь.
Белочка спустилась с ветки
И орешками – хрум, хрум.            (ритмично щелкают пальцами)
Тук –тук – тук –с берёзы дятел.   (постукивают кулачком о кулачок)
Ах, какой поднялся шум.

 Игра «Надоедливые мухи»

Чай душистый пьем, пыхтим:
— Уф –уф – уф, уф – уф – уф.     (дети ритмично потирают ладонь о ладонь)
Отгоняем веткой мух.                   (горизонтально.)
Мух – мух –мух                             ( 2 раза ритмично помахивают рукой.)
А они в варенье сели
Ели –ели, ели – ели .                     ( ритмично постукивают пальцами о ладонь).
Так нам мухи надоели!
Мы варенье быстро съели.           ( имитируют движение ложкой.)
    Это лишь примерный перечень речевых игр, используемых для развития речи у дошкольников. Все эти игры помогу детям сделать утомительный этап автоматизации, дифференциации, формирования грамматических конструкций интересным и увлекательным.
 Дети с удовольствием будут участвовать в занятиях,  а следовательно, повысится и эффективность работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста».

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в по...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...

Мастер-класс для педагогов ДОО "Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста"

В рамках работы над годовой методической задачей: "Развитие речи ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Овладение речью, как средством общения детей дошкольного возраста"...

Компьютерные игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста.

Подборка компьютерных игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста....

Мастер класс « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста»

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...

Мастер - класс для воспитателей «Игры направленные на развитие речи детей дошкольного возраста»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и форм работы с д...