09.03.2021 г Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр и упражнений
Дидактическая игра «Закончи слово»
Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).
Дидактическая игра «Угадай слово»
Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Воспитатель предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Дидактическая игра «Путешествие в страну звуков»
1 вариант
Цель: развивать фонематический слух.
Ход: Воспитатель отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона. Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять.
2 вариант
Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух.
Ход: Воспитатель вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4, 5). Затем раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона.
3 вариант
Цель: продолжать учить детей делить слова на слоги.
Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д.
4 вариант
Цель: развивать фонематический слух детей, учить определять позицию заданного звука в словах.
Ход: Воспитатель вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу воспитателя.
Дидактическая игра «Автобус»
Цель: развивать фонематический слух детей.
Ход: Дети сидят на стульях, воспитатель раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.
Дидактическая игра «Ворота»
Цель: упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.
Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды).
Дидактическая игра «Подними нужную карточку»
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Воспитатель произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук.
Дидактическая игра «Слова – друзья»
Цель: учить детей подбирать близкие по звучанию слова.
Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие).
Дидактическая игра «Звуковые часы»
Цель: учить детей измерять длину слов.
Ход: Воспитатель, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.
Дидактическая игра «Найди общий звук»
Цель: развивать фонематический слух детей.
Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах.
Дидактическая игра «Назови звук»
Цель: развивать фонематический слух детей.
Ход: Воспитатель называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю.
Дидактическая игра «Цветочки – лепесточки»
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного).
Дидактическая игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука»
Цель: упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.
Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Воспитатель откладывает счетный материал. Выигрывает группа детей, у которой будет больше фишек.
Дидактическая игра «Третий лишний»
Цель: продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Воспитатель выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом).
Дидактическая игра «Найди ошибку»
Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова, начинающиеся с одного и того же звука.
Ход: Воспитатель предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука).
Дидактическая игра «Братья – акробаты»
Цель: учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий согласный звук и кидает воспитателю мяч.
Дидактическая игра «Назови слова»
Цель: продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.
Ход: Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки.
Дидактическая игра «Назови последний звук слова»
Цель: развивать фонематический слух детей.
Ход: Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]).
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: развивать фонематический слух детей.
Ход: Воспитатель каждому ребенку дает одну предметную картинку, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка – солнце).
Дидактическая игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Цель: развивать речевое внимание и речевой слух детей.
Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко).
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния (сверкнула).
Я сегодня утром рано
Умывалась из-под (крана).
Наша старшая сестра
Вяжет с самого (утра).
Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с (Тамарой).
Я не бегаю к врачу,
Я сама его (лечу).
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную (лепили).
Как у нашей дочки
Розовые (щечки).
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко).
А рядом бегемотики
Схватились за (животики).
А слониха вся дрожа,
Так и села на (ежа).
Дидактическая игра «Найди домик»
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий звук, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст
Дидактические игры и упражнения для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....
Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу Человек и рукотворный мир. Книга, 96 с.
Замечательная книга и очень интересный материал! Рекомендую посмотреть и использовать на практике....
картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей 6-7 лет
Дидактические игры и упражненя по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи.
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи....
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи
Картотека дидактических игр по речевому развитию детей дошкольного возраста...
Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в старшей разновозрастной группе.
Картотека игр по развитию речи...