Картотека пальчиковых игр для детей 1 младшей группы.
картотека по развитию речи
Пальчиковые игры – прекрасный и лёгкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет. | 44.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр для детей 1 младшей группы
СЕНТЯБРЬ
Тема 1. «Здравствуй, детский сад»
«В детский сад идти пора»
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, В детский сад идти пора. | Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети машут кистями рук. |
Тема 2. «Мой дом»
Дом
Молоточком я стучу, Дом построить я хочу. Строю я высокий дом, Буду жить я в доме том. | - постукивать кулачками друг о друга. - соединить кончики пальцев обеих рук. - поднять выпрямленные ладони вверх. - похлопать в ладоши. |
Тема 3. «Урожай»
Капуста
Мы капусту рубим-рубим, Мы морковку трем-трем, Мы капусту солим-солим, Мы капусту мнем-мнем. А потом, а потом мы ее жуем-жуем. Ам! | - говорить ритмично, руками показать как мы рубим капусту. - показать, как мы трем морковку. - пальчики щепоткой – посолить. - руками "мять" капусту. - класть по очереди щепотками в рот. |
Тема 4. «Наш быт»
«Варись, варись, кашка»
Варись, варись, кашка, В голубенькой чашке, Варись поскорее, Булькай веселее! «Буль! Буль!..» Варись, кашка, сладка Из густого молока, Из густого молока, Да из мелкой крупки... (Говорком.) У того, кто кашку съест, Вырастут все зубки! А. Рождественская | Водят указательным пальцем по ладошке другой руки(«варят кашку»). Произносят слова и сжимают и разжимают пальцы. «Варят кашку». Грозят пальцем. Щелкают зубами. |
ОКТЯБРЬ
Тема 1. «Животный мир»
«Мышка»
У серой малышки — Маленькой мышки В это воскресенье Будет день рожденья! Вот она ушками махала! Уж она лапками стучала! Шевелила хвостиком И звала всех в гости к нам! | — собираем пальцы обеих рук в щепоть и двигаем ими по столу, изображая мышек. — раскрываем ладони и приставляем их к ушам, машем сомкнутыми пальцами. — хлопаем ладонями по столу. — сгибаем и разгибаем указательные пальцы, изображая мышиные хвостики. — потираем ладони одна о другую. |
Тема 2. «Я – человек»
Шалун
Наша Маша варила кашу Кашу сварила, малышей кормила. Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому - не дала. Он много шалил, Свою тарелку разбил. | - чертить круговые линии на ладошке. - загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. - указательным пальцем другой руки постукивать по большому пальцу. |
Тема 3. Народная культура и традиции в игре
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. | - соединяем ладони и растираем их друг о друга. - пальцами одной руки растираем каждый палец другой руки от основания до кончиков. |
Тема 4. Музыкальная гостиная «Краски осени»
«Дождь»
Капельки-дождинки Упали на травинки. Кап-кап капельки, Кап-кап маленьки. На ладошки дети Ловят капли эти. Кап-кап капельки, Кап-кап маленьки. | раскрываем одну ладонь, имитируя дождевые капли. подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней, делаем то же самое с другой ладонью. |
НОЯБРЬ
Тема 1. Я в мире людей «Дружба»
«Котик»
Котик маленький сидит И ушами шевелит. Вот как, вот как, Как ушами шевелит. Котик маленький замерз Прикрывает лапкой нос. Котик-котик, Котофей! Быстро мы тебя согреем! Прыг-скок, прыг-скок! Прыгай с пятки на носок! | раскрытые ладони прикладываем к ушам, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы, показывая, как котик шевелит ушами, потираем нос поочередно то одной, то другой ладонью. прыгаем или сидя шевелим ногами, переставляя стопы с пятки на носок. |
Тема 2. Транспорт
Машины
По шоссе идут машины, По асфальту едут шины. По дороге не беги, Я скажу тебе: «Би-би». | Крутят воображаемый руль. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. Погрозили пальцем. Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим». |
Тема 3. Школа здоровья «Здоровей-ка»
«Перчатки»
Нарядили ребятки Свои пальчики в перчатки. Раз, два, три, четыре, пять — Надо всех пересчитать. Десять пальцев — как отряд, И костюму каждый рад. Стать сильными стараются, Спортом занимаются. | Сжимаем и разжимаем дважды пальцы обеих рук. Во время счета сгибаем поочередно все пальцы. сжимаем и разжимаем пальцы. Действия выполняем обеими руками одновременно. |
Тема 4. «Кто как готовится к зиме»
«Зайчата»
Вот встречаются зайчата. Как согреться нам, ребята? Чтобы побыстрей согреться, Надо спинками тереться. | Сжать пальчики в кулаки, а указательные и средние выпрямить – «ушки». «Зайчики»-кулачки прыгают. Дети трут кулачками друг о друга. |
Тема 5. «Мамина неделя»
Колобок
Тесто мы месили, Пирожки лепили. Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, Получился колобок. | Делают круговые движения кулачками. Лепят «пирожки». «Тарелочки». Соединяют подушечки пальцев, округляют ладони. |
ДЕКАБРЬ
Тема 1. Здравствуй, зимушка-зима
«Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой, Но мы пойдем гулять с тобой | Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца. |
Тема 2. Город мастеров.
«Мастер»
Мастер шкафчик мастерил, Ровно досочки пилил, Молотком по ним стучал, Точно гвозди забивал. Дверки сделал и замок, Ключик сделать он не смог. | — ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности стола, совершая движения вперед-назад. — сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гвозди». — соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскрываем и закрываем «дверки». — соединяем пальцы обеих рук в замок. Игру можно повторить несколько раз. |
Тема 3. Зима-волшебница.
«Санки»
По горе несутся санки, В них Наташка и Оксанка. По другой несутся горке Санки с Мишкой и Егоркой. Где гора кончается, Там они встречаются. | - двумя или четырьмя сомкнутыми пальцами одной руки «едем» по внутренней поверхности другой руки вниз от локтя до кисти. - тоже самое по другой руке. - сцепляем пальцы обеих рук в замок. |
Тема 4. Новогодний калейдоскоп
«Елочка»
Праздник приближается, ёлка наряжается: Шарики висят, Звёздочки горят, А хлопушка - бом Конфетти кругом! | -пальчики двух рук пропустить между собой (елка). - «фонарики», кисти рук крутятся в воздухе. - хлопок в ладоши. - «клюем» пальчиками. |
ЯНВАРЬ
Тема 1. «В гостях у сказки»
Курочка Ряба
Мышка быстренько бежала, Мышка хвостиком виляла. Ой, яичко уронила. Посмотрите-ка, разбила! | - бег пальцами по столу. |
Тема 2. «Зимние забавы»
Зимние забавы.
Раз, два, три, четыре, пять Мы во двор пошли гулять, Бабу снежную слепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А ещё в снегу валялись, Все в снегу домой пришли, Суп поели, Спать легли. | - загибают пальчики. - ладошки под щечку. |
Тема 3. Этикет
«Тихо — громко» Е. Тиличеевой
У ребяток ручки хлопают, Тихо-тихо ручки хлопают. Громче хлопают, Сами хлопают, Ну и хлопают, Вот так хлопают! У ребяток ножки топают, Тихо-тихо ножки топают. Громче топают, Сами топают, Ну и топают, Вот так топают! Ю. Островский | Тихо хлопают в ладоши. Громко хлопают. Тихо топают ногами. Громко топают. |
Тема 4. Птичкам холодно зимой.
«Птичка»
Маленькая птичка Прилетела к нам, к нам, к нам. Маленькой птичке Зернышек я дам, дам, дам. Маленькая птичка Зернышки клюет, клюет. Маленькая птичка Песенки поет, поет. Чик-чирик! Чик-чирик! Н. Найденова | Взмахивают руками-«крыльями». «Крошат» зерно (мелко перебирают пальцами). Стучат указательными пальцами по коленям. Взмахивают руками-«крыльями». |
ФЕВРАЛЬ
Тема 1. «Маленькие исследователи»
Шарик
Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, Воздух вышел - Стал он тонкий и худой! | Пальцы сложить в замочек. Медленно их разводим. Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут. Хлопаем. Смыкаем ладошки друг с другом. |
Тема 2. Путешествия и открытия
«Дорожки»
На каждой ладошке Есть три дорожки. Все дорожки мы найдем, Пальчиком по ним пройдем: Раз дорожка, два и три — Пальцем каждую потри! | указательным пальцем одной руки растираем ладонь другой вдоль линий. |
Тема 3. Неделя мужества «Наши защитники»
Наша армия.
Аты - баты, аты - баты! На парад идут солдаты! | Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. |
Тема 4. «Моя семья»
Дружная семья
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, | - загибают поочередно пальцы, начиная с большого. - хлопают в ладоши. |
МАРТ
Тема 1. Встреча весны «Женский день»
«Оладушки»
Как вчера у бабушки Мы пекли оладушки. Раз-два, румяные Раз-два, горячие! Раз-два, их жарили! Три — поворачивали! Вкусные оладушки Ели мы у бабушки! | кладем кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно переворачиваем! их на тыльную сторону. ладонью гладим тыльную сторону другой руки, меняем руки. повторяем первое движение. ладонью гладим тыльную сторону другой руки, меняем руки |
Тема 2. Миром правит доброта
«Пес»
Возле будки дремлет пес, Спит, закрывши лапой нос. Накормить его забыли, С поводка не отцепили, И голодный наш Трезор Грустно охраняет двор. Я налью побольше щей, Накормлю его скорей! | соединяем ладони с сомкнутыми пальцами крест-накрест и качаем кистями рук вправо-влево, вперед-назад. ладонной стороной кисти одной руки поглаживаем тыльную сторону другой затем руки меняем. поднимаем кисти рук ладонями наружу, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы. |
Тема 3. Я и мои друзья в мире игры
«Оладушки»
Динь-дилень, Динь-дилень! Светит солнце целый день, Жарит нам оладушки, Как у нашей бабушки — Пирожки песочные Румяные и сочные! | — поднимаем руки вверх, расправляем ладони и пальцы и покачиваем кистями рук вправо-влево. — слегка похлопываем по столу то тыльной, то ладонной стороной кисти, словно переворачиваем оладушки на сковороде. — соединяем ладони обеих рук с сомкнутыми пальцами так, чтобы сверху оказывалась то одна, то другая ладонь. |
Тема 4. «День смеха», «Цирк», «Театр»
"Часы "
Мышь полезла в первый раз Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла второй раз "Бом, бом!" Мышь скатилась кувырком. "Бом, бом, бом!" | Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. Один хлопок над головой. Руки "скатываются" на пол. Два хлопка. Руки "скатываются" на пол. Три хлопка. Руки "скатываются" на пол. |
АПРЕЛЬ
Тема 1. «Быть здоровыми хотим»
«Плескалочка»
Лейся вниз, Вода текучая. Вверх тянись, Дитя растучее. Смывайся, беда, Как с гуся вода. Л. Яхнин | Дети проводят ладонями по телу от головы до ног. Поднимают руки и тянутся вверх, вставая на носки. Проводят ладонями по лицу сверху вниз. |
Тема 2. «Весна шагает по планете»
«Птички»
В гости к нашей сестричке Весной прилетали птички: Эта птичка — совушка, Ну, а эта — скворушка. Эта птичка — воробей, Ну, а эта — соловей. Это — дятел, это — стриж, Это же — поющий чиж. Эта птичка — коростель, Эта птичка — свиристель, Ну, а это издалека Прилетела к нам сорока. | Поднимаем обе руки и машем кистями, изображая крылья птиц. Называя птиц, поглаживаем, разминаем или растираем поочередно каждый палец. |
Тема 3. «Встречаем птиц»
«Скворцы»
Птенчики скворцов зовут: «Мама, папа! Тут мы, тут! Принесите нам еды И немножечко воды. Червячков мы поедим С вами в небо полетим!» | собираем пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрываем «клювики». соединяем кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья. Машем кистями, как крыльями. |
Тема 4. «Волшебница вода»
«Дождик»
Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! Брызни в поле пуще — Станет трава гуще! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи! Русская народная песня | Поднимают руки и встряхивают кистями. Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой. Встряхивают кистями рук. Плавно поднимают руки вверх. Грозят пальчиком. Стучат кулаком по ладони другой руки. |
МАЙ
Тема 1. Неделя весны и памяти
«Солнце»
Солнышко яркое в небе сияло, Лучами своими нас согревало. Тучки по небу быстро бежали, Лучики в тучках надолго застряли. Но появился ветер могучий И разогнал все мрачные тучи. Солнышко снова на небе сияет, Жаркие лучики нас согревают. | — поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук. — соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения. — поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево. — снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы-«лучи». |
Тема 2. Безопасное детство
«На крыше»
Серый кот залез на крышу. Ну а там сидели мыши. Как увидели кота, Разбежались кто куда. | «Пробегают» пальцами от коленок до макушки. Быстро «пробегают» пальцами вниз от макушки до колен. |
Тема 3. Неделя дружбы с природой.
«Жук»
Жук залез на лесенку, Распевает песенку: «Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я на лесенке сижу!» С лесенки жучок упал И сердито зажужжал: «Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я под лесенкой лежу!» Мы жучка поднимем, Ласково обнимем! | — раскрываем ладонь и разъединяем пальцы, ставим ее ребром на поверхность стола. Пальцами второй руки перебираем пальцы первой, словно поднимаемся по ступенькам. — то «поднимаемся» на «лесенку», то «спускаемся» с нее. — поднимаем обе руки вверх и опускаем их на стол, несколько раз хлопая по поверхности. — поглаживаем ладонями тыльные стороны кистей обеих рук. |
Тема 4. «Вот какие мы стали большие»
«Цветочек»
Как у Насти маленькой Есть цветочек аленький, А его лепестки —. Это пальцы у руки. Раз, два, три, четыре, пять Учим Настеньку считать! | раскрываем ладонь одной руки и указательным пальцем другой руки поглаживаем ее круговыми движениями тем же указательным пальцем— слегка нажимаем на подушечки пальцев во время счета или поглаживаем каждый палец от основания до подушечки. Повторяем все для другой руки. |
Тема 5. «Здравствуй, лето!»
«Паучок»
Паучок ходил по ветке, Паучок ползёт опять, | Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит). Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы.
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становленнии детской речи, повышает работоспособность ребен...
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы...
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы
Пальчиковые игры — это самый верный способ развить у ребенка речь и моторику. Игры способствуют развитию формирования кисти рук и установки речи. Словесная речь у ребенка начинает свое развитие, когда...
Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшей группе
Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшей группе...
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы...
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы
Данный документ содержит картотеку пальчиковых игр для детей младшей группы...