Кружок "Читарики"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)

Кочкурова Кристина Геннадьевна

Цель:    Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с творчеством современных писателей.

Задачи:

• Углубленно знакомить воспитанников с детской литературой и книгой, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

• Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

• Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

• Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

• Продолжать работу по формированию интереса к книге.

• Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitariki.docx57.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Художественная литература является универсальным развивающем и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сейчас особенно актуальны вопросы истории страны, межнациональных отношений, войны и мира, внутрисемейного положения, как никогда остро встал вопрос цены человеческой жизни.

Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства -  это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми.

Талантливое художественное произведение дает бесценный материал для понимания неповторимого мира ребенка и может стать источником неожиданных педагогических открытий, детская книга поможет найти ответ на «самый большой секрет воспитания», станет верной помощницей в общении с ребенком.

При подготовке к школе на первый план выдвигается задача формирования и развития психических и важнейших личностных качеств ребенка. Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества: доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых.

Пояснительная записка

Художественная литература является универсальным развивающем и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сейчас особенно актуальны вопросы истории страны, межнациональных отношений, войны и мира, внутрисемейного положения, как никогда остро встал вопрос цены человеческой жизни.

Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства -  это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми.

Талантливое художественное произведение дает бесценный материал для понимания неповторимого мира ребенка и может стать источником неожиданных педагогических открытий, детская книга поможет найти ответ на «самый большой секрет воспитания», станет верной помощницей в общении с ребенком.

При подготовке к школе на первый план выдвигается задача формирования и развития психических и важнейших личностных качеств ребенка. Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества: доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых.

Цель:    Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с творчеством современных писателей.

Задачи:

• Углубленно знакомить воспитанников с детской литературой и книгой, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

• Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

• Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

• Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

• Продолжать работу по формированию интереса к книге.

• Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

Принципы:

  • развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетания научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • полноты, необходимости и достаточности, позволяющие решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;
  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются качества, являющиеся ключевыми в развитии дошкольника;
  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах;
  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • индивидуальности дошкольного образования.

Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий уровень используемых литературных произведений.

Предполагаемые планируемые результаты освоения  кружка «Читарики»

  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
  • Проявляет интерес к художественной и познавательной литературе.
  • Различает жанры литературных произведений, аргументируя свой ответ («Это рассказ (сказка, стихотворение) потому, что …»).
  • Называет любимые сказки и рассказы.
  • Читает наизусть два-три любимых стихотворения, знает две-три считалки, две-три загадки.
  • Называет двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
  • Выразительно, в собственной манере, читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.
  • При чтении стихотворений, в драматизациях использует эмоциональность, естественность поведения, интонации, жесты, мимику, передавая свое отношение к содержанию литературной фразы.
  • Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения.

Содержание психолого-педагогической работы по приобщению к Художественной литературе

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками, пословицами и поговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание  и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

В подготовительной к школе группе занятия по Художественной литературе проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 30 минут. Всего 36 занятий в год,

Список детей посещающих кружок «Читарики»

  1. Айрумян София
  2. Афонина Анастасия
  3. Бирюков Александр
  4. Бобужев Артём
  5. Гришина Анастасия
  6. Гуськов Константин
  7. Денисов Артём
  8. Дроздов Артём
  9. Егоров Егор
  10. Егин Степан
  11. Маслова Евгения
  12. Мартынов Максим
  13. Обуховская Валерия
  14. Огуло Ева
  15. Петрова Елизавета
  16. Силантьева Варвара
  17. Сосков Кирилл
  18. Стружкин Иван
  19. Шишлова Елизавета

№ п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

1.

«Детский сад наш так хорош»

«Как у наших у ворот».

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Уточнить и расширить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, загадок, пословиц.

Учить понимать обобщенное значение пословиц.

Развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Прививать интерес к малым фольклорным формам.

2.

«Скоро в школу»

В. Драгунский «Тайное становится явным». Чтение рассказа.

Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа.

Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.

Продолжать учить детей осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

Прививать интерес к чтению художественной литературы.

3.

«Золотая осень»

«О чем печалишься, осень». Стихи и рассказы об осени.

Расширить знания детей об изменениях в осенней природе. Вызвать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов.

Развивать поэтический слух, умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты.

Формировать интерес к эстетической стороне действительности.

4.

«Дары осени»

Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Учить детей воспринимать образное содержание произведения.

Познакомить детей с жанровыми, композиционными, языковыми особенностями русской народной сказки.

Развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

Октябрь

5.

«Хлеб всему голова»

К. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение сказки.

Познакомить детей с новым литературным жанром: сказка-быль.

Способствовать правильному восприятию детьми рассказа: учить детей понимать образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

Включать детей в активную беседу по содержанию произведения, развивать диалогическую речь.

Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.

6.

«Моя семья»

Чтение русской народной сказки  «Хаврошечка».

Закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений.

Развивать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.

Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.

7.

«Мой город. Моя страна»

«Славься, страна, мы гордимся тобой».

Воронько П.  

«Лучше нет родного края» (перевод с укр. С. Маршака), заучивание наизусть.

Формировать у детей представление о происхождении слова Родина, его смысле.

Создать условия для личностно-значимых ассоциаций, связанных с родным краем.

Познакомить детей с текстом гимна Российской Федерации.

Выучить наизусть стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края».

8.

«Моя планета»

Песенки народов мира: «Перчатки», «Кораблик», перевод с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», перевод со швед. И. Токмаковой; «Трое гуляк», перевод с фран. Н. Гернет и С. Гиппиус.

Знакомство с фольклором народов мира.

Познакомить детей   с   фольклором народов других стран.

Дать представление о том, что у нашей страны есть много стран-друзей на земном шаре, что все люди Земли должны жить в мире, согласии и беречь наш общий дом - планету Земля.

Развивать память, мышление, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

9.

«Домашние животные»

Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка».

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей.

Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Ноябрь

10.

«День народного единства»

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Познакомить детей с новым литературным жанром - былиной, помочь понять его особенности.

Учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать внимание, мышление, память, связную речь.

Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении.

11.

«Домашние птицы»

А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало …». Заучивание наизусть.

Рассказать детям о поэте А.С. Пушкине, приблизив рассказ о нем к детскому восприятию.

Познакомить с пейзажной лирикой А.С. Пушкина.

Увлечь детей его стихами, вызвать желание услышать другие произведения А.С. Пушкина.

Учить чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка.

Развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы.

12.

«Животные нашего леса»

«Лесные истории». Чтение рассказа М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб» и стихотворения Н. Рубцова «Про зайца».

Познакомить детей с рассказом о природе, подкрепить впечатления от рассказа поэтическим словом.

Через художественное слово воспитывать у детей интерес к лесу, его обитателям, добрые чувства к ним.

Побуждать детей делиться собственными «лесными» впечатлениями, подбирать образные выражения для их обозначения.

13.

«Птицы нашего края. Зимующие птицы»

Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка». Чтение сказки.

Формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы.

Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; упражнять в подборе сравнений, синонимов, антонимов.

Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

Декабрь

14.

«Что из чего и для чего (инструменты и материалы»

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Чтение рассказа.

Учить детей понимать образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

Включать детей в активную беседу по содержанию произведения, развивать диалогическую речь.

Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

15.

«Зима»

«Идет волшебница зима…». Зима в произведениях  русских поэтов.

В. Суриков «Зима». Заучивание наизусть.

 

Расширить знания детей об изменениях в зимней природе. Вызвать восхищение красотой зимней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов.

Развивать поэтический слух, умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты.

Формировать интерес к эстетической стороне действительности.

16.

17.

«Новый год спешит в наш дом.

Народная культура и традиции»

Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка».

Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы.

Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра.

Формировать у детей интерес к чтению художественной литературы.

Рассказывание сказки В. Одоевского  «Мороз Иванович».

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы.

Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Формировать интерес к чтению художественной литературы.

Январь

18.

«Святки. Народная культура и традиции».

«Зимние забавы».

(«Коляда! Коляда! А бывает коляда …», «Коляда, коляда, ты подай пирога …»).

Познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав.

Вызвать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произведениями.

Способствовать развитию связной речи у детей.

Познакомить детей с календарными обрядовыми песнями.

19.

«Животный мир полярных районов Земли»

«Про пингвинов» рассказы Г. Снегирева.

Познакомить детей с циклом познавательных рассказов.

Вызвать у детей интерес к содержанию рассказов, включая их в ситуации творческого видения описанных событий с позиции героев произведений.

Активизировать представления детей об особенностях рассказа как литературного жанра.

Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

20.

«Животный мир жарких стран»

Чтение рассказа М. Москвиной «Кроха».

Учить детей внимательно слушать рассказ, рассуждать, вникать в смысл прочитанного,  выказывать свое мнение.

Включить детей в ситуацию эмоционального переживания содержания произведения.

Активизировать представления детей об особенностях рассказа как литературного жанра.

Февраль

21.

«Мой друг светофор»

«Транспорт»

М. Зощенко «Великие путешественники». Чтение рассказа.

Приобщать детей чтению художественной литературы, формировать у них запас литературных художественных впечатлений.

Развивать способность к сопереживанию и сочувствию литературным героям, умению дать оценку происходящим событиям.

22.

«Мебель»

Б. Житков «Как я ловил человечков». Чтение рассказа.

Познакомить детей с рассказом Б. Житкова, приблизить его к детскому восприятию.

Развивать воображение детей.

Учить детей обсуждать смысл поступков героев литературных произведений, прогнозировать  последствия этих поступков.

Помочь детям связать содержание рассказа с аналогичными случаями из собственного опыта.

23.

«Все профессии нужны – все профессии важны»

С. Алексеев «Рассказы о Суворове». Чтение рассказов.

Познакомить детей  эпизодами из истории родной страны, с талантом русского полководца А.В. Суворова.

Поддерживать интерес к героической тематике.

Прививать интерес к чтению художественной литературы.

24.

«Наши защитники»

С. Алексеев «Первый ночной таран».  Чтение рассказов о Великой Отечественной войне.  

Продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа.

Учить детей размышлять о поступках героя литературного произведения и видеть в них проявления его характера.

Развивать   навыки пересказа литературного текста.

Прививать интерес к литературному чтению.

Март

25.

«Женский день 8 Марта»

«При солнышке – тепло, при матушке - добро».

Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка» (обработка К. Шаврова).

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки.

Учить детей размышлять о поступках героев и видеть в них проявления их характеров.

Расширить знания детей о пословицах и поговорках, говорящих о любви матери.

Прививать интерес к литературному чтению.

26.

Мониторинг

Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы».

Познакомить детей с авторской сказкой.

Помочь найти сходное и отличное сказки М. Михайлова «Лесные хоромы» и русской народной сказки «Теремок».

Продолжать учить детей осмысливать идею литературного произведения, оценивать поступки героев.

Прививать интерес к литературному чтению.

27.

«Полюбуйся, весна наступает»

Ф. Тютчев "Зима недаром злится…". Заучивание наизусть.

Учить чувствовать ритм стихотворения, видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении.

Развивать интонационную выразительность речи детей.

28.

«Вода. Круговорот воды в природе»

В. Даль «Старик-годовик». Чтение сказки.

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки.

Учить выделять главную мысль сказки, её мораль.

Использовать образные выражения, народные пословицы для формулирования идеи сказки.

Апрель

29.

«Перелётные птицы»

Заучивание наизусть стихотворения П. Соловьевой «Подснежник».

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы.

Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы.

Прививать интерес к художественному слову.

30.

«Путешествие в мир книги»

Художники-иллюстраторы детских книг.

Расширить знания детей о художниках-иллюстраторах детских книг.

Познакомить с творчеством Е.М. Рачева, Ю.А. Васнецова.

Показать детям необходимость иллюстраций в книгах для детей.

Прививать интерес к чтению книг.

31.

«Путешествие в космос»

«У доброй славы  большие крылья». Чтение рассказов о Ю.А. Гагарине:

В. Бороздин «Первый в космосе», М. Водопьянов «Космонавт - 1».

Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений.  

Развивать у детей познавательный интерес.

Воспитывать чувство гордости за знаменитых людей нашей Родины.

32.

«Деревья и кустарники»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Чтение сказки.

Познакомить с творчеством великого поэта. Вызвать чувство радости от восприятия творчества   А.С. Пушкина.

Заинтересовать сказочными произведениями поэта.

Помочь почувствовать своеобразие языка сказок А.С. Пушкина.

Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

Воспитывать потребность рассматривать иллюстрации в книге.

33.

«Цветы и травы»

Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Познакомить детей с новым литературным жанром – басней.

Показать жанровые особенности басни, подвести детей к пониманию аллегории басни, ее идеи.

Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

Раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией.

Прививать интерес к литературному чтению.

Май

34.

«День Победы»

Е. Благинина «Шинель». Заучивание наизусть.

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение.

Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы.

Формировать у детей нравственные и патриотические чувства, приобщать к традиционным российским ценностям.

Вызвать интерес к истории родной страны.

Прививать интерес к художественному слову.

35.

«Насекомые»

Г. Паустовский «Похождение жука-носорога». Чтение рассказа.

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, отличие ее от рассказа.

Учить применять в речи образные выражения, сравнения.

Формировать у детей нравственные и патриотические чувства, приобщать к традиционным российским ценностям.

Вызвать интерес к истории родной страны.

36.

«Рыбы»

Чтение басни С. Михалкова «Ошибка».

Продолжить знакомство детей с литературным жанром – басня.

Учить эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл; подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне.

Продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

Прививать интерес к художественному слову.

37.

«До свиданья, детский сад!»

«Как хорошо уметь читать».

В. Берестов «Читалочка». Заучивание наизусть.

Обобщить представления детей о многообразии книг по жанрам, видам, тематике.

Познакомить с азбукой как особым видом учебных книг.

Выучить наизусть стихотворение В. Берестова «Читалочка».

Прививать интерес к художественному слову.

Принципы:

  • развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетания научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • полноты, необходимости и достаточности, позволяющие решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;
  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются качества, являющиеся ключевыми в развитии дошкольника;
  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах;
  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • индивидуальности дошкольного образования.

Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий уровень используемых литературных произведений.

Предполагаемые планируемые результаты освоения  кружка «Читарики»

  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
  • Проявляет интерес к художественной и познавательной литературе.
  • Различает жанры литературных произведений, аргументируя свой ответ («Это рассказ (сказка, стихотворение) потому, что …»).
  • Называет любимые сказки и рассказы.
  • Читает наизусть два-три любимых стихотворения, знает две-три считалки, две-три загадки.
  • Называет двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
  • Выразительно, в собственной манере, читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.
  • При чтении стихотворений, в драматизациях использует эмоциональность, естественность поведения, интонации, жесты, мимику, передавая свое отношение к содержанию литературной фразы.
  • Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения.

Содержание психолого-педагогической работы по приобщению к Художественной литературе

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками, пословицами и поговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание  и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

В подготовительной к школе группе занятия по Художественной литературе проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 30 минут. Всего 36 занятий в год,

№ п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

1.

«Детский сад наш так хорош»

«Как у наших у ворот».

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Уточнить и расширить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, загадок, пословиц.

Учить понимать обобщенное значение пословиц.

Развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Прививать интерес к малым фольклорным формам.

2.

«Скоро в школу»

В. Драгунский «Тайное становится явным». Чтение рассказа.

Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа.

Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.

Продолжать учить детей осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

Прививать интерес к чтению художественной литературы.

3.

«Золотая осень»

«О чем печалишься, осень». Стихи и рассказы об осени.

Расширить знания детей об изменениях в осенней природе. Вызвать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов.

Развивать поэтический слух, умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты.

Формировать интерес к эстетической стороне действительности.

4.

«Дары осени»

Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Учить детей воспринимать образное содержание произведения.

Познакомить детей с жанровыми, композиционными, языковыми особенностями русской народной сказки.

Развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

Октябрь

5.

«Хлеб всему голова»

К. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение сказки.

Познакомить детей с новым литературным жанром: сказка-быль.

Способствовать правильному восприятию детьми рассказа: учить детей понимать образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

Включать детей в активную беседу по содержанию произведения, развивать диалогическую речь.

Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.

6.

«Моя семья»

Чтение русской народной сказки  «Хаврошечка».

Закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений.

Развивать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.

Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.

7.

«Мой город. Моя страна»

«Славься, страна, мы гордимся тобой».

Воронько П.  

«Лучше нет родного края» (перевод с укр. С. Маршака), заучивание наизусть.

Формировать у детей представление о происхождении слова Родина, его смысле.

Создать условия для личностно-значимых ассоциаций, связанных с родным краем.

Познакомить детей с текстом гимна Российской Федерации.

Выучить наизусть стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края».

8.

«Моя планета»

Песенки народов мира: «Перчатки», «Кораблик», перевод с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», перевод со швед. И. Токмаковой; «Трое гуляк», перевод с фран. Н. Гернет и С. Гиппиус.

Знакомство с фольклором народов мира.

Познакомить детей   с   фольклором народов других стран.

Дать представление о том, что у нашей страны есть много стран-друзей на земном шаре, что все люди Земли должны жить в мире, согласии и беречь наш общий дом - планету Земля.

Развивать память, мышление, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

9.

«Домашние животные»

Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка».

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей.

Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Ноябрь

10.

«День народного единства»

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Познакомить детей с новым литературным жанром - былиной, помочь понять его особенности.

Учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать внимание, мышление, память, связную речь.

Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении.

11.

«Домашние птицы»

А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало …». Заучивание наизусть.

Рассказать детям о поэте А.С. Пушкине, приблизив рассказ о нем к детскому восприятию.

Познакомить с пейзажной лирикой А.С. Пушкина.

Увлечь детей его стихами, вызвать желание услышать другие произведения А.С. Пушкина.

Учить чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка.

Развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы.

12.

«Животные нашего леса»

«Лесные истории». Чтение рассказа М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб» и стихотворения Н. Рубцова «Про зайца».

Познакомить детей с рассказом о природе, подкрепить впечатления от рассказа поэтическим словом.

Через художественное слово воспитывать у детей интерес к лесу, его обитателям, добрые чувства к ним.

Побуждать детей делиться собственными «лесными» впечатлениями, подбирать образные выражения для их обозначения.

13.

«Птицы нашего края. Зимующие птицы»

Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка». Чтение сказки.

Формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы.

Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; упражнять в подборе сравнений, синонимов, антонимов.

Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

Декабрь

14.

«Что из чего и для чего (инструменты и материалы»

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Чтение рассказа.

Учить детей понимать образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

Включать детей в активную беседу по содержанию произведения, развивать диалогическую речь.

Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

15.

«Зима»

«Идет волшебница зима…». Зима в произведениях  русских поэтов.

В. Суриков «Зима». Заучивание наизусть.

 

Расширить знания детей об изменениях в зимней природе. Вызвать восхищение красотой зимней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов.

Развивать поэтический слух, умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты.

Формировать интерес к эстетической стороне действительности.

16.

17.

«Новый год спешит в наш дом.

Народная культура и традиции»

Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка».

Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы.

Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра.

Формировать у детей интерес к чтению художественной литературы.

Рассказывание сказки В. Одоевского  «Мороз Иванович».

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы.

Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Формировать интерес к чтению художественной литературы.

Январь

18.

«Святки. Народная культура и традиции».

«Зимние забавы».

(«Коляда! Коляда! А бывает коляда …», «Коляда, коляда, ты подай пирога …»).

Познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав.

Вызвать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произведениями.

Способствовать развитию связной речи у детей.

Познакомить детей с календарными обрядовыми песнями.

19.

«Животный мир полярных районов Земли»

«Про пингвинов» рассказы Г. Снегирева.

Познакомить детей с циклом познавательных рассказов.

Вызвать у детей интерес к содержанию рассказов, включая их в ситуации творческого видения описанных событий с позиции героев произведений.

Активизировать представления детей об особенностях рассказа как литературного жанра.

Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

20.

«Животный мир жарких стран»

Чтение рассказа М. Москвиной «Кроха».

Учить детей внимательно слушать рассказ, рассуждать, вникать в смысл прочитанного,  выказывать свое мнение.

Включить детей в ситуацию эмоционального переживания содержания произведения.

Активизировать представления детей об особенностях рассказа как литературного жанра.

Февраль

21.

«Мой друг светофор»

«Транспорт»

М. Зощенко «Великие путешественники». Чтение рассказа.

Приобщать детей чтению художественной литературы, формировать у них запас литературных художественных впечатлений.

Развивать способность к сопереживанию и сочувствию литературным героям, умению дать оценку происходящим событиям.

22.

«Мебель»

Б. Житков «Как я ловил человечков». Чтение рассказа.

Познакомить детей с рассказом Б. Житкова, приблизить его к детскому восприятию.

Развивать воображение детей.

Учить детей обсуждать смысл поступков героев литературных произведений, прогнозировать  последствия этих поступков.

Помочь детям связать содержание рассказа с аналогичными случаями из собственного опыта.

23.

«Все профессии нужны – все профессии важны»

С. Алексеев «Рассказы о Суворове». Чтение рассказов.

Познакомить детей  эпизодами из истории родной страны, с талантом русского полководца А.В. Суворова.

Поддерживать интерес к героической тематике.

Прививать интерес к чтению художественной литературы.

24.

«Наши защитники»

С. Алексеев «Первый ночной таран».  Чтение рассказов о Великой Отечественной войне.  

Продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа.

Учить детей размышлять о поступках героя литературного произведения и видеть в них проявления его характера.

Развивать   навыки пересказа литературного текста.

Прививать интерес к литературному чтению.

Март

25.

«Женский день 8 Марта»

«При солнышке – тепло, при матушке - добро».

Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка» (обработка К. Шаврова).

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки.

Учить детей размышлять о поступках героев и видеть в них проявления их характеров.

Расширить знания детей о пословицах и поговорках, говорящих о любви матери.

Прививать интерес к литературному чтению.

26.

Мониторинг

Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы».

Познакомить детей с авторской сказкой.

Помочь найти сходное и отличное сказки М. Михайлова «Лесные хоромы» и русской народной сказки «Теремок».

Продолжать учить детей осмысливать идею литературного произведения, оценивать поступки героев.

Прививать интерес к литературному чтению.

27.

«Полюбуйся, весна наступает»

Ф. Тютчев "Зима недаром злится…". Заучивание наизусть.

Учить чувствовать ритм стихотворения, видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении.

Развивать интонационную выразительность речи детей.

28.

«Вода. Круговорот воды в природе»

В. Даль «Старик-годовик». Чтение сказки.

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки.

Учить выделять главную мысль сказки, её мораль.

Использовать образные выражения, народные пословицы для формулирования идеи сказки.

Апрель

29.

«Перелётные птицы»

Заучивание наизусть стихотворения П. Соловьевой «Подснежник».

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы.

Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы.

Прививать интерес к художественному слову.

30.

«Путешествие в мир книги»

Художники-иллюстраторы детских книг.

Расширить знания детей о художниках-иллюстраторах детских книг.

Познакомить с творчеством Е.М. Рачева, Ю.А. Васнецова.

Показать детям необходимость иллюстраций в книгах для детей.

Прививать интерес к чтению книг.

31.

«Путешествие в космос»

«У доброй славы  большие крылья». Чтение рассказов о Ю.А. Гагарине:

В. Бороздин «Первый в космосе», М. Водопьянов «Космонавт - 1».

Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений.  

Развивать у детей познавательный интерес.

Воспитывать чувство гордости за знаменитых людей нашей Родины.

32.

«Деревья и кустарники»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Чтение сказки.

Познакомить с творчеством великого поэта. Вызвать чувство радости от восприятия творчества   А.С. Пушкина.

Заинтересовать сказочными произведениями поэта.

Помочь почувствовать своеобразие языка сказок А.С. Пушкина.

Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

Воспитывать потребность рассматривать иллюстрации в книге.

33.

«Цветы и травы»

Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Познакомить детей с новым литературным жанром – басней.

Показать жанровые особенности басни, подвести детей к пониманию аллегории басни, ее идеи.

Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

Раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией.

Прививать интерес к литературному чтению.

Май

34.

«День Победы»

Е. Благинина «Шинель». Заучивание наизусть.

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение.

Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы.

Формировать у детей нравственные и патриотические чувства, приобщать к традиционным российским ценностям.

Вызвать интерес к истории родной страны.

Прививать интерес к художественному слову.

35.

«Насекомые»

Г. Паустовский «Похождение жука-носорога». Чтение рассказа.

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, отличие ее от рассказа.

Учить применять в речи образные выражения, сравнения.

Формировать у детей нравственные и патриотические чувства, приобщать к традиционным российским ценностям.

Вызвать интерес к истории родной страны.

36.

«Рыбы»

Чтение басни С. Михалкова «Ошибка».

Продолжить знакомство детей с литературным жанром – басня.

Учить эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл; подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне.

Продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

Прививать интерес к художественному слову.

37.

«До свиданья, детский сад!»

«Как хорошо уметь читать».

В. Берестов «Читалочка». Заучивание наизусть.

Обобщить представления детей о многообразии книг по жанрам, видам, тематике.

Познакомить с азбукой как особым видом учебных книг.

Выучить наизусть стихотворение В. Берестова «Читалочка».

Прививать интерес к художественному слову.