Кружок "Читарики"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с творчеством современных писателей.
Задачи:
• Углубленно знакомить воспитанников с детской литературой и книгой, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
• Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.
• Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
• Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
• Продолжать работу по формированию интереса к книге.
• Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitariki.docx | 57.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Художественная литература является универсальным развивающем и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сейчас особенно актуальны вопросы истории страны, межнациональных отношений, войны и мира, внутрисемейного положения, как никогда остро встал вопрос цены человеческой жизни.
Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства - это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми.
Талантливое художественное произведение дает бесценный материал для понимания неповторимого мира ребенка и может стать источником неожиданных педагогических открытий, детская книга поможет найти ответ на «самый большой секрет воспитания», станет верной помощницей в общении с ребенком.
При подготовке к школе на первый план выдвигается задача формирования и развития психических и важнейших личностных качеств ребенка. Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества: доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых.
Пояснительная записка
Художественная литература является универсальным развивающем и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сейчас особенно актуальны вопросы истории страны, межнациональных отношений, войны и мира, внутрисемейного положения, как никогда остро встал вопрос цены человеческой жизни.
Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства - это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми.
Талантливое художественное произведение дает бесценный материал для понимания неповторимого мира ребенка и может стать источником неожиданных педагогических открытий, детская книга поможет найти ответ на «самый большой секрет воспитания», станет верной помощницей в общении с ребенком.
При подготовке к школе на первый план выдвигается задача формирования и развития психических и важнейших личностных качеств ребенка. Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества: доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых.
Цель: Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с творчеством современных писателей.
Задачи:
• Углубленно знакомить воспитанников с детской литературой и книгой, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
• Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.
• Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
• Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
• Продолжать работу по формированию интереса к книге.
• Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Принципы:
- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетания научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- полноты, необходимости и достаточности, позволяющие решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются качества, являющиеся ключевыми в развитии дошкольника;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах;
- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- индивидуальности дошкольного образования.
Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий уровень используемых литературных произведений.
Предполагаемые планируемые результаты освоения кружка «Читарики»
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
- Проявляет интерес к художественной и познавательной литературе.
- Различает жанры литературных произведений, аргументируя свой ответ («Это рассказ (сказка, стихотворение) потому, что …»).
- Называет любимые сказки и рассказы.
- Читает наизусть два-три любимых стихотворения, знает две-три считалки, две-три загадки.
- Называет двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
- Выразительно, в собственной манере, читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.
- При чтении стихотворений, в драматизациях использует эмоциональность, естественность поведения, интонации, жесты, мимику, передавая свое отношение к содержанию литературной фразы.
- Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения.
Содержание психолого-педагогической работы по приобщению к Художественной литературе
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками, пословицами и поговорками.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
В подготовительной к школе группе занятия по Художественной литературе проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 30 минут. Всего 36 занятий в год,
Список детей посещающих кружок «Читарики»
- Айрумян София
- Афонина Анастасия
- Бирюков Александр
- Бобужев Артём
- Гришина Анастасия
- Гуськов Константин
- Денисов Артём
- Дроздов Артём
- Егоров Егор
- Егин Степан
- Маслова Евгения
- Мартынов Максим
- Обуховская Валерия
- Огуло Ева
- Петрова Елизавета
- Силантьева Варвара
- Сосков Кирилл
- Стружкин Иван
- Шишлова Елизавета
№ п/п | Тема недели | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь | |||
1. | «Детский сад наш так хорош» | «Как у наших у ворот». Ознакомление с малыми фольклорными формами. | Уточнить и расширить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, загадок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц. Развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. Прививать интерес к малым фольклорным формам. |
2. | «Скоро в школу» | В. Драгунский «Тайное становится явным». Чтение рассказа. | Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Продолжать учить детей осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок. Прививать интерес к чтению художественной литературы. |
3. | «Золотая осень» | «О чем печалишься, осень». Стихи и рассказы об осени. | Расширить знания детей об изменениях в осенней природе. Вызвать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов. Развивать поэтический слух, умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты. Формировать интерес к эстетической стороне действительности. |
4. | «Дары осени» | Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка». | Учить детей воспринимать образное содержание произведения. Познакомить детей с жанровыми, композиционными, языковыми особенностями русской народной сказки. Развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений. |
Октябрь | |||
5. | «Хлеб всему голова» | К. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение сказки. | Познакомить детей с новым литературным жанром: сказка-быль. Способствовать правильному восприятию детьми рассказа: учить детей понимать образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. Включать детей в активную беседу по содержанию произведения, развивать диалогическую речь. Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения. |
6. | «Моя семья» | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». | Закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений. Развивать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования. Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения. |
7. | «Мой город. Моя страна» | «Славься, страна, мы гордимся тобой». Воронько П. «Лучше нет родного края» (перевод с укр. С. Маршака), заучивание наизусть. | Формировать у детей представление о происхождении слова Родина, его смысле. Создать условия для личностно-значимых ассоциаций, связанных с родным краем. Познакомить детей с текстом гимна Российской Федерации. Выучить наизусть стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края». |
8. | «Моя планета» | Песенки народов мира: «Перчатки», «Кораблик», перевод с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», перевод со швед. И. Токмаковой; «Трое гуляк», перевод с фран. Н. Гернет и С. Гиппиус. Знакомство с фольклором народов мира. | Познакомить детей с фольклором народов других стран. Дать представление о том, что у нашей страны есть много стран-друзей на земном шаре, что все люди Земли должны жить в мире, согласии и беречь наш общий дом - планету Земля. Развивать память, мышление, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства. |
9. | «Домашние животные» | Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка». | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. |
Ноябрь | |||
10. | «День народного единства» | Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | Познакомить детей с новым литературным жанром - былиной, помочь понять его особенности. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать внимание, мышление, память, связную речь. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении. |
11. | «Домашние птицы» | А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало …». Заучивание наизусть. | Рассказать детям о поэте А.С. Пушкине, приблизив рассказ о нем к детскому восприятию. Познакомить с пейзажной лирикой А.С. Пушкина. Увлечь детей его стихами, вызвать желание услышать другие произведения А.С. Пушкина. Учить чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка. Развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы. |
12. | «Животные нашего леса» | «Лесные истории». Чтение рассказа М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб» и стихотворения Н. Рубцова «Про зайца». | Познакомить детей с рассказом о природе, подкрепить впечатления от рассказа поэтическим словом. Через художественное слово воспитывать у детей интерес к лесу, его обитателям, добрые чувства к ним. Побуждать детей делиться собственными «лесными» впечатлениями, подбирать образные выражения для их обозначения. |
13. | «Птицы нашего края. Зимующие птицы» | Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка». Чтение сказки. | Формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; упражнять в подборе сравнений, синонимов, антонимов. Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру. |
Декабрь | |||
14. | «Что из чего и для чего (инструменты и материалы» | К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Чтение рассказа. | Учить детей понимать образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. Включать детей в активную беседу по содержанию произведения, развивать диалогическую речь. Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру. |
15. | «Зима» | «Идет волшебница зима…». Зима в произведениях русских поэтов. В. Суриков «Зима». Заучивание наизусть.
| Расширить знания детей об изменениях в зимней природе. Вызвать восхищение красотой зимней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов. Развивать поэтический слух, умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты. Формировать интерес к эстетической стороне действительности. |
16. 17. | «Новый год спешит в наш дом. Народная культура и традиции» | Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка». | Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы. Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра. Формировать у детей интерес к чтению художественной литературы. |
Рассказывание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать интерес к чтению художественной литературы. | ||
Январь | |||
18. | «Святки. Народная культура и традиции». | «Зимние забавы». («Коляда! Коляда! А бывает коляда …», «Коляда, коляда, ты подай пирога …»). | Познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав. Вызвать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произведениями. Способствовать развитию связной речи у детей. Познакомить детей с календарными обрядовыми песнями. |
19. | «Животный мир полярных районов Земли» | «Про пингвинов» рассказы Г. Снегирева. | Познакомить детей с циклом познавательных рассказов. Вызвать у детей интерес к содержанию рассказов, включая их в ситуации творческого видения описанных событий с позиции героев произведений. Активизировать представления детей об особенностях рассказа как литературного жанра. Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру. |
20. | «Животный мир жарких стран» | Чтение рассказа М. Москвиной «Кроха». | Учить детей внимательно слушать рассказ, рассуждать, вникать в смысл прочитанного, выказывать свое мнение. Включить детей в ситуацию эмоционального переживания содержания произведения. Активизировать представления детей об особенностях рассказа как литературного жанра. |
Февраль | |||
21. | «Мой друг светофор» «Транспорт» | М. Зощенко «Великие путешественники». Чтение рассказа. | Приобщать детей чтению художественной литературы, формировать у них запас литературных художественных впечатлений. Развивать способность к сопереживанию и сочувствию литературным героям, умению дать оценку происходящим событиям. |
22. | «Мебель» | Б. Житков «Как я ловил человечков». Чтение рассказа. | Познакомить детей с рассказом Б. Житкова, приблизить его к детскому восприятию. Развивать воображение детей. Учить детей обсуждать смысл поступков героев литературных произведений, прогнозировать последствия этих поступков. Помочь детям связать содержание рассказа с аналогичными случаями из собственного опыта. |
23. | «Все профессии нужны – все профессии важны» | С. Алексеев «Рассказы о Суворове». Чтение рассказов. | Познакомить детей эпизодами из истории родной страны, с талантом русского полководца А.В. Суворова. Поддерживать интерес к героической тематике. Прививать интерес к чтению художественной литературы. |
24. | «Наши защитники» | С. Алексеев «Первый ночной таран». Чтение рассказов о Великой Отечественной войне. | Продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа. Учить детей размышлять о поступках героя литературного произведения и видеть в них проявления его характера. Развивать навыки пересказа литературного текста. Прививать интерес к литературному чтению. |
Март | |||
25. | «Женский день 8 Марта» | «При солнышке – тепло, при матушке - добро». Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка» (обработка К. Шаврова). Ознакомление с малыми фольклорными формами. | Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки. Учить детей размышлять о поступках героев и видеть в них проявления их характеров. Расширить знания детей о пословицах и поговорках, говорящих о любви матери. Прививать интерес к литературному чтению. |
26. | Мониторинг | Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы». | Познакомить детей с авторской сказкой. Помочь найти сходное и отличное сказки М. Михайлова «Лесные хоромы» и русской народной сказки «Теремок». Продолжать учить детей осмысливать идею литературного произведения, оценивать поступки героев. Прививать интерес к литературному чтению. |
27. | «Полюбуйся, весна наступает» | Ф. Тютчев "Зима недаром злится…". Заучивание наизусть. | Учить чувствовать ритм стихотворения, видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении. Развивать интонационную выразительность речи детей. |
28. | «Вода. Круговорот воды в природе» | В. Даль «Старик-годовик». Чтение сказки. | Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки. Учить выделять главную мысль сказки, её мораль. Использовать образные выражения, народные пословицы для формулирования идеи сказки. |
Апрель | |||
29. | «Перелётные птицы» | Заучивание наизусть стихотворения П. Соловьевой «Подснежник». | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы. Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы. Прививать интерес к художественному слову. |
30. | «Путешествие в мир книги» | Художники-иллюстраторы детских книг. | Расширить знания детей о художниках-иллюстраторах детских книг. Познакомить с творчеством Е.М. Рачева, Ю.А. Васнецова. Показать детям необходимость иллюстраций в книгах для детей. Прививать интерес к чтению книг. |
31. | «Путешествие в космос» | «У доброй славы большие крылья». Чтение рассказов о Ю.А. Гагарине: В. Бороздин «Первый в космосе», М. Водопьянов «Космонавт - 1». | Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. Развивать у детей познавательный интерес. Воспитывать чувство гордости за знаменитых людей нашей Родины. |
32. | «Деревья и кустарники» | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Чтение сказки. | Познакомить с творчеством великого поэта. Вызвать чувство радости от восприятия творчества А.С. Пушкина. Заинтересовать сказочными произведениями поэта. Помочь почувствовать своеобразие языка сказок А.С. Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. Воспитывать потребность рассматривать иллюстрации в книге. |
33. | «Цветы и травы» | Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». | Познакомить детей с новым литературным жанром – басней. Показать жанровые особенности басни, подвести детей к пониманию аллегории басни, ее идеи. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией. Прививать интерес к литературному чтению. |
Май | |||
34. | «День Победы» | Е. Благинина «Шинель». Заучивание наизусть. | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение. Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы. Формировать у детей нравственные и патриотические чувства, приобщать к традиционным российским ценностям. Вызвать интерес к истории родной страны. Прививать интерес к художественному слову. |
35. | «Насекомые» | Г. Паустовский «Похождение жука-носорога». Чтение рассказа. | Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, отличие ее от рассказа. Учить применять в речи образные выражения, сравнения. Формировать у детей нравственные и патриотические чувства, приобщать к традиционным российским ценностям. Вызвать интерес к истории родной страны. |
36. | «Рыбы» | Чтение басни С. Михалкова «Ошибка». | Продолжить знакомство детей с литературным жанром – басня. Учить эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл; подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне. Продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок. Прививать интерес к художественному слову. |
37. | «До свиданья, детский сад!» | «Как хорошо уметь читать». В. Берестов «Читалочка». Заучивание наизусть. | Обобщить представления детей о многообразии книг по жанрам, видам, тематике. Познакомить с азбукой как особым видом учебных книг. Выучить наизусть стихотворение В. Берестова «Читалочка». Прививать интерес к художественному слову. |
Принципы:
- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетания научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- полноты, необходимости и достаточности, позволяющие решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются качества, являющиеся ключевыми в развитии дошкольника;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах;
- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- индивидуальности дошкольного образования.
Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий уровень используемых литературных произведений.
Предполагаемые планируемые результаты освоения кружка «Читарики»
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
- Проявляет интерес к художественной и познавательной литературе.
- Различает жанры литературных произведений, аргументируя свой ответ («Это рассказ (сказка, стихотворение) потому, что …»).
- Называет любимые сказки и рассказы.
- Читает наизусть два-три любимых стихотворения, знает две-три считалки, две-три загадки.
- Называет двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
- Выразительно, в собственной манере, читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.
- При чтении стихотворений, в драматизациях использует эмоциональность, естественность поведения, интонации, жесты, мимику, передавая свое отношение к содержанию литературной фразы.
- Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения.
Содержание психолого-педагогической работы по приобщению к Художественной литературе
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками, пословицами и поговорками.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
В подготовительной к школе группе занятия по Художественной литературе проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 30 минут. Всего 36 занятий в год,
№ п/п | Тема недели | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь | |||
1. | «Детский сад наш так хорош» | «Как у наших у ворот». Ознакомление с малыми фольклорными формами. | Уточнить и расширить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, загадок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц. Развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. Прививать интерес к малым фольклорным формам. |
2. | «Скоро в школу» | В. Драгунский «Тайное становится явным». Чтение рассказа. | Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Продолжать учить детей осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок. Прививать интерес к чтению художественной литературы. |
3. | «Золотая осень» | «О чем печалишься, осень». Стихи и рассказы об осени. | Расширить знания детей об изменениях в осенней природе. Вызвать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов. Развивать поэтический слух, умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты. Формировать интерес к эстетической стороне действительности. |
4. | «Дары осени» | Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка». | Учить детей воспринимать образное содержание произведения. Познакомить детей с жанровыми, композиционными, языковыми особенностями русской народной сказки. Развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений. |
Октябрь | |||
5. | «Хлеб всему голова» | К. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение сказки. | Познакомить детей с новым литературным жанром: сказка-быль. Способствовать правильному восприятию детьми рассказа: учить детей понимать образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. Включать детей в активную беседу по содержанию произведения, развивать диалогическую речь. Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения. |
6. | «Моя семья» | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». | Закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений. Развивать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования. Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения. |
7. | «Мой город. Моя страна» | «Славься, страна, мы гордимся тобой». Воронько П. «Лучше нет родного края» (перевод с укр. С. Маршака), заучивание наизусть. | Формировать у детей представление о происхождении слова Родина, его смысле. Создать условия для личностно-значимых ассоциаций, связанных с родным краем. Познакомить детей с текстом гимна Российской Федерации. Выучить наизусть стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края». |
8. | «Моя планета» | Песенки народов мира: «Перчатки», «Кораблик», перевод с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», перевод со швед. И. Токмаковой; «Трое гуляк», перевод с фран. Н. Гернет и С. Гиппиус. Знакомство с фольклором народов мира. | Познакомить детей с фольклором народов других стран. Дать представление о том, что у нашей страны есть много стран-друзей на земном шаре, что все люди Земли должны жить в мире, согласии и беречь наш общий дом - планету Земля. Развивать память, мышление, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства. |
9. | «Домашние животные» | Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка». | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. |
Ноябрь | |||
10. | «День народного единства» | Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | Познакомить детей с новым литературным жанром - былиной, помочь понять его особенности. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать внимание, мышление, память, связную речь. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении. |
11. | «Домашние птицы» | А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало …». Заучивание наизусть. | Рассказать детям о поэте А.С. Пушкине, приблизив рассказ о нем к детскому восприятию. Познакомить с пейзажной лирикой А.С. Пушкина. Увлечь детей его стихами, вызвать желание услышать другие произведения А.С. Пушкина. Учить чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка. Развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы. |
12. | «Животные нашего леса» | «Лесные истории». Чтение рассказа М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб» и стихотворения Н. Рубцова «Про зайца». | Познакомить детей с рассказом о природе, подкрепить впечатления от рассказа поэтическим словом. Через художественное слово воспитывать у детей интерес к лесу, его обитателям, добрые чувства к ним. Побуждать детей делиться собственными «лесными» впечатлениями, подбирать образные выражения для их обозначения. |
13. | «Птицы нашего края. Зимующие птицы» | Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка». Чтение сказки. | Формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; упражнять в подборе сравнений, синонимов, антонимов. Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру. |
Декабрь | |||
14. | «Что из чего и для чего (инструменты и материалы» | К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Чтение рассказа. | Учить детей понимать образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. Включать детей в активную беседу по содержанию произведения, развивать диалогическую речь. Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру. |
15. | «Зима» | «Идет волшебница зима…». Зима в произведениях русских поэтов. В. Суриков «Зима». Заучивание наизусть.
| Расширить знания детей об изменениях в зимней природе. Вызвать восхищение красотой зимней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов. Развивать поэтический слух, умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты. Формировать интерес к эстетической стороне действительности. |
16. 17. | «Новый год спешит в наш дом. Народная культура и традиции» | Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка». | Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы. Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра. Формировать у детей интерес к чтению художественной литературы. |
Рассказывание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать интерес к чтению художественной литературы. | ||
Январь | |||
18. | «Святки. Народная культура и традиции». | «Зимние забавы». («Коляда! Коляда! А бывает коляда …», «Коляда, коляда, ты подай пирога …»). | Познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав. Вызвать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произведениями. Способствовать развитию связной речи у детей. Познакомить детей с календарными обрядовыми песнями. |
19. | «Животный мир полярных районов Земли» | «Про пингвинов» рассказы Г. Снегирева. | Познакомить детей с циклом познавательных рассказов. Вызвать у детей интерес к содержанию рассказов, включая их в ситуации творческого видения описанных событий с позиции героев произведений. Активизировать представления детей об особенностях рассказа как литературного жанра. Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру. |
20. | «Животный мир жарких стран» | Чтение рассказа М. Москвиной «Кроха». | Учить детей внимательно слушать рассказ, рассуждать, вникать в смысл прочитанного, выказывать свое мнение. Включить детей в ситуацию эмоционального переживания содержания произведения. Активизировать представления детей об особенностях рассказа как литературного жанра. |
Февраль | |||
21. | «Мой друг светофор» «Транспорт» | М. Зощенко «Великие путешественники». Чтение рассказа. | Приобщать детей чтению художественной литературы, формировать у них запас литературных художественных впечатлений. Развивать способность к сопереживанию и сочувствию литературным героям, умению дать оценку происходящим событиям. |
22. | «Мебель» | Б. Житков «Как я ловил человечков». Чтение рассказа. | Познакомить детей с рассказом Б. Житкова, приблизить его к детскому восприятию. Развивать воображение детей. Учить детей обсуждать смысл поступков героев литературных произведений, прогнозировать последствия этих поступков. Помочь детям связать содержание рассказа с аналогичными случаями из собственного опыта. |
23. | «Все профессии нужны – все профессии важны» | С. Алексеев «Рассказы о Суворове». Чтение рассказов. | Познакомить детей эпизодами из истории родной страны, с талантом русского полководца А.В. Суворова. Поддерживать интерес к героической тематике. Прививать интерес к чтению художественной литературы. |
24. | «Наши защитники» | С. Алексеев «Первый ночной таран». Чтение рассказов о Великой Отечественной войне. | Продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа. Учить детей размышлять о поступках героя литературного произведения и видеть в них проявления его характера. Развивать навыки пересказа литературного текста. Прививать интерес к литературному чтению. |
Март | |||
25. | «Женский день 8 Марта» | «При солнышке – тепло, при матушке - добро». Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка» (обработка К. Шаврова). Ознакомление с малыми фольклорными формами. | Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки. Учить детей размышлять о поступках героев и видеть в них проявления их характеров. Расширить знания детей о пословицах и поговорках, говорящих о любви матери. Прививать интерес к литературному чтению. |
26. | Мониторинг | Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы». | Познакомить детей с авторской сказкой. Помочь найти сходное и отличное сказки М. Михайлова «Лесные хоромы» и русской народной сказки «Теремок». Продолжать учить детей осмысливать идею литературного произведения, оценивать поступки героев. Прививать интерес к литературному чтению. |
27. | «Полюбуйся, весна наступает» | Ф. Тютчев "Зима недаром злится…". Заучивание наизусть. | Учить чувствовать ритм стихотворения, видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении. Развивать интонационную выразительность речи детей. |
28. | «Вода. Круговорот воды в природе» | В. Даль «Старик-годовик». Чтение сказки. | Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки. Учить выделять главную мысль сказки, её мораль. Использовать образные выражения, народные пословицы для формулирования идеи сказки. |
Апрель | |||
29. | «Перелётные птицы» | Заучивание наизусть стихотворения П. Соловьевой «Подснежник». | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы. Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы. Прививать интерес к художественному слову. |
30. | «Путешествие в мир книги» | Художники-иллюстраторы детских книг. | Расширить знания детей о художниках-иллюстраторах детских книг. Познакомить с творчеством Е.М. Рачева, Ю.А. Васнецова. Показать детям необходимость иллюстраций в книгах для детей. Прививать интерес к чтению книг. |
31. | «Путешествие в космос» | «У доброй славы большие крылья». Чтение рассказов о Ю.А. Гагарине: В. Бороздин «Первый в космосе», М. Водопьянов «Космонавт - 1». | Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. Развивать у детей познавательный интерес. Воспитывать чувство гордости за знаменитых людей нашей Родины. |
32. | «Деревья и кустарники» | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Чтение сказки. | Познакомить с творчеством великого поэта. Вызвать чувство радости от восприятия творчества А.С. Пушкина. Заинтересовать сказочными произведениями поэта. Помочь почувствовать своеобразие языка сказок А.С. Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. Воспитывать потребность рассматривать иллюстрации в книге. |
33. | «Цветы и травы» | Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». | Познакомить детей с новым литературным жанром – басней. Показать жанровые особенности басни, подвести детей к пониманию аллегории басни, ее идеи. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией. Прививать интерес к литературному чтению. |
Май | |||
34. | «День Победы» | Е. Благинина «Шинель». Заучивание наизусть. | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение. Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы. Формировать у детей нравственные и патриотические чувства, приобщать к традиционным российским ценностям. Вызвать интерес к истории родной страны. Прививать интерес к художественному слову. |
35. | «Насекомые» | Г. Паустовский «Похождение жука-носорога». Чтение рассказа. | Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, отличие ее от рассказа. Учить применять в речи образные выражения, сравнения. Формировать у детей нравственные и патриотические чувства, приобщать к традиционным российским ценностям. Вызвать интерес к истории родной страны. |
36. | «Рыбы» | Чтение басни С. Михалкова «Ошибка». | Продолжить знакомство детей с литературным жанром – басня. Учить эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл; подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне. Продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок. Прививать интерес к художественному слову. |
37. | «До свиданья, детский сад!» | «Как хорошо уметь читать». В. Берестов «Читалочка». Заучивание наизусть. | Обобщить представления детей о многообразии книг по жанрам, видам, тематике. Познакомить с азбукой как особым видом учебных книг. Выучить наизусть стихотворение В. Берестова «Читалочка». Прививать интерес к художественному слову. |