Национальный костюм
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
НОД для старшей группы "Хакасская одежда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hakaskaya_odezhda_18.04.19.docx | 173.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД на хакасском языке «Национальный костюм»
Мамышева Анастасия Николаевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Ёлочка».
Занятиеніӊ план – конспекті.
Тема: Тадар « Кип- азах»
Ситуациа: Кӱмӱзек сигедектіӊ ӧӊнерін чідір салтыр.
Ӧӧн погіні: Кип-азахтарны адап поларға, оларны хачан, хайдар кисчеткенін чоохтап пілеерге.
Пӧгіннер:
1. Кип-азахтарныӊ аттарын орта адирға (сигедек, кӧгенек, плат)
2. Ӧӊнерні хатиры орта адирға ӱгредерге.
3. Хайдағ? Хайда? Ниме итчезіӊ? сурығларға орта нандырарға.
Наа сӧстер: Иӊмен, моркам (манжет), ӧӧрем (подруга)
Кирек ниме- ноолар: хоостар, мелей, кӧкле, компьютер, доска интерактивнай.
I. Кіріс
- Олғаннар группазар кірчелер Аалӌыларнаӊ изеннесчелер.
- Чалахай иртеннеӊ кӱніӌек
Чалахай иртеннеӊ кӧк тигір, пӧзік тағлар…
Чалахай иртеннеӊ аарлығ аалӌылар.
II. Занятиенніӊ ӧӧні.
- Олғаннар, пӱӱн миніӊ хада сірерзер ӧӧрем ааллап килде.
Миніӊ ӧӧремніӊ ады Кӱмӱзек.
- Олғаннар, ол сірерні таныбинча.
- Чағын танызып алалар, іӌем мині часхырхадып «Кӱмӱзегес» тіп адапча.
- Сірерні чи оллғаннар?
(Диана-Дианаӌах, Валентин-Валентинаӌах, Эвелина-Эвелинаӌах, Дарина-Даринаӌах)
Кӧклӧ Кӱмӱзек: - Палаӌахтар кӧріӊер мин хайдағ ниме кис салғам? (хакас кӧгенегі, хыл-плат, сигедек, поғо)
- Миніӊ кӧгенеем хайдағ ӧӊніг? (хызыл)
- Сигедек? (хара)
- Миніӊ кӧгенегім нимее тӧӧй? (таға). Тағныӊ алтында нимее ӧсче сағынчазар? (чахайахтар). Кӧгенектіӊ алтында ниме кӧрчезер? (Чахайахтар).
Ээнде ідок чахайахтар ӧс партар. Пладыӌағым кӱніӌекке тӧӧй ох.
- Пу нимелер миніӊ? (Сӱрместер). Нимее тӧӧйлер? (ағастарға).
- Тадар кӧгенеге чалбах, узун тікӌеӊнер, аймах пасха хоостарнаӊ.
Атха одарза тізек (колено) кӧренмеӌеӊ.
Мультимедианаӊ тоғыс.
1. Слайдтар. Олғаннар мультимедианаӊ ууӌаларныӊ кип-азахтарын кӧрчелер.
Мыныӊ алнында пістіӊ хакас чоны пӧрік, тон кисчеӊнер. Пӧрік тӱлгӱ теерізінеӊ тігіл партыр. Ипчілерніӊ тоны хой теерізінеӊ иділӌеӊ, тонда идӧк хоостар хоостал партыр ууӌаларбас хараа узубин тікӌеӊнер. Поғо итчеӊнер.
- А пу ниме? (мелей) кӧріӊер, хайдағ сіліг мелейек, анда аймах-пасха ӧӊніг хоостар (орнаменттер).
Сигедекте дее аймах хоостар, сіліг узорлар полча.
В: -Че майыхтар ба?
-Ойын ойнабзалар «Мелейек»
-Тигелекти торыӊар, ойын пастаӊар.
Ойын соонда.
- Кӧріӊер хызыӌахтыӊ сигедегі хайдағ сіліг. Кӱмӱзектіӊ сигедегі сіліг бе? (Чох)
- Сигедектіӊ ӧӊнерін чит партыр. Олғаннар хайдар кірген пролчаӊ ӧӊнері? Хайди сағынчазар? (тӱс парған, оғырлап парыбысханнар)
-Полыс пиреелер, Кӱмӱзекке сигедекті ӧкерек ит саларға.
Воспитатель сырлалбаан сигедектерні столға салча. Олғаннар аны аймах пасха ӧӊнернеӊ сырлапчалар
Занятийа тозылчатса сурығлар.
Нимее занятийада итер? Кемге полыстар? Ибзер парзар занятиадаӊ іӌі-пабаларыӊа чоохтирзар ба?
Анализ открытого занятия «Хакасская одежда»
Реализуемые образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Цель: Создание условий для формирования первоначальных знаний о хакасской одежде, украшениях, как одной из составляющей культуры этноса.
Задачи:
1. Создавать условия для обогащения словарного запаса детей на хакасском языке (познавательное развитие);
2. Обеспечить условия для закрепления навыков работы по плану (познавательное развитие);
3. Создавать условия для побуждения детей к речевой активности на хакасском языке (речевое развитие);
Организация детских видов деятельностей:
- общение ребенка с взрослым;
- общение ребенка со сверстниками;
- исследовательская деятельность (исследовательская практика);
Учебно-методический комплект:
Средства:
- -наглядные - иллюстрации с изображением хакасских узоров, презентация «Одежда хакасов».
- -мультимедийные – презентация;
- -музыкальные – 2 отрывка разно-жанровых музыкальных произведений.
- -оборудование – ноутбук, проектор, экран,
- -раздаточный материал: на каждого ребенка-лист с изображением хакаской одежды, цветные карандаши, гуашь.
Методы и приёмы: метод практической передачи и тактильного восприятия, поисковый (исследовательская деятельность), методы словесной передачи (рассказ воспитателя, художественное слово, беседа), методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, демонстрация, ИКТ), метод стимулирования познавательной деятельности (сюрпризный момент, игра), метод самоконтроля (рефлексивное задание),(пример).
Ожидаемый результат : результатом проведенного занятия является выставка выполненных творческих работ.
Активизация в речи слов: Чахайах, пого, сигедек, иӊмен, моркам (манжет), ӧӧрем (подруга)
Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми разного дошкольного возраста, организована как игра (девочка Кӱмӱзек торопилась в гости и забыла (растеряла цвета )).
Была проведена предварительная работа: коллективные, индивидуальные беседы с детьми о хакасской одежде, рассматривание семейных альбомов, чтение художественной литературы, разучивание стихов;
• словесные – беседа, объяснение, художественное слово;
• наглядные – фотографии, одежды
• практические – игровые упражнения, динамическая пауза, звукозапись;
• игровые – игровая мотивация;
• метод похвалы.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе.
Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно и с побуждения воспитателя находить решение.
Считаю, что я при проведении занятия достигла решения поставленных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»
Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....
Дидактическое игра «Нарядим куклу в национальный костюм» (бурятский костюм)
Познакомить детей с национальной бурятской одеждой можно, использовав вот такую игру. Предложите детям одеть её в народную одежду. Пособие предназначено для как для индивидуальной, а так же подг...
Национальные костюмы. Папка для уголка национально-регионального компонента
рисунки всех национальных костюмов России...
Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)
Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....
Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)
Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...
Мастер-класс «Приобщение к истокам русской культуры. Атрибуты национального костюма. Русский национальный платок».
Цели и задачи: познакомить с народным традициям, обычаями, обрядами;расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного во...
Изготовление костюмов и презентации к участию в конкурсе "Лучший национальный костюм народов России" 2023
Номинация: «Тематическая коллекция» Описание моделейВ национальном костюме отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы. Эта одежда восхищает красив...