Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Федорова Екатерина Витальевна

Представлен фольклорный материал для использования в работе младшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности- веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

С самого раннего возраста дети должны знать, что нет языка лучше или хуже — все языки способны отражать окружающую действительность. Сколько языков знаешь, столько раз ты человек — в этом высказывании заключена великая мудрость. Ведь с языком усваивается история и, культура народа.

Тактичность, взаимоуважение — неотъемлемые признаки межъязыковых, межнациональных отношений. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок начинает познавать мир, когда запоминает слова маминой колыбельной песни. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству дошкольников с украинским языком.

Попевки, приговорки, потешки — первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Особую значимость приобретает фольклор впервые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Воспитатели используют в( адаптационный период различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.        

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка — хороший!

Ванечка — пригожий!

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию, произнесенные же нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Воспитатели используют потешки, чтобы заставить детей двигаться, например:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Или:

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок.

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерна взялась,

Зайка — за капустку,

Мышка — за корку,

Детки — за молоко.

Или:

Умница Катенька,

 Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Воспитатели всех ясельных групп обращаются к потешкам при подготовке детей ко сну:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все, по люлечкам...

Спят-поспят, всему миру спать велят.

Во время одевания на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки;

Этот,— с правой ножки,

Этот — с левой ножки.

 Вот так хорошо.

 Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова — и украинского, и русского.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры — во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Практика показывает; для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры-забавы с использованием фольклора. Воспитатели стараются вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре-забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленька...», а также:

Гу-ту-ту!

Гу-ту-ту!

Вари кашку круту,

ГНдсипай молочка,

Погодуй козачка!

В развлечении «Солнышко, загляни в окошечко»:

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

Солнышко-ведрышко!

Освети, обогрей —

Телят да ягнят, .

Еще маленьких ребят.

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок.

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки с утра:

Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

На дубочке, на дубочке

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

Красные кафтанчики,

 Синие карманчики.

На дубу они сидят,

Меж собою говорят

Все про Галеньку,

Все про маленьку.

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Ниже приводятся потешки и песенки, которые можно использовать в работе с детьми.

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря!     Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал!    Балды-балды!

Наши    гуленьки    вверху —

Грру-грру-грру!

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам    споет — ку-ка-ре-ку!

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,   .

 Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Ранним-рано поутру

Пастушок:     «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чистом поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Дай молочка, Буренушка,;

Хоть капельку —

на донышко!

Ждут меня котята,

Малые ребята.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье

Молоко  коровье.

Баю-баюшки-баю,

Баю Верочку мою.

Приди, котик, ночевать,

Мою доченьку качать.

Я тебе-то уж, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Ты уж ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.

Ой, люли-люлюшеньки,

 Баиньки-баюшеньки...

 Сладко спи по ночам

Да расти по часам.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Тихо Машу усыплять:

«Спи, малютка, почивай,

Глаз своих не открывай».

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

 Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Топ-топ по земле —

Ведь земля-то наша,

И для нас на ней растут

Пироги и каша!

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

 Опушка бобровая,

 Маша чернобровая.

Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот    пальчик — папенька,

Этот    пальчик — маменька,

Потешки при умывании

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке – ладошки,

А пальчики – Антошке.

Умывание

Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки

Вот какие ладушки, ладушки -  ладони

Я сегодня утром рано

Умывался из – под крана

Из колодца принесла курица водицы

И ребята всей гурьбой побежали мыться

А водичка булькает, а водичка пениться

Машенька умоется, причешется оденется

Хлюп, хлюп ручками, полон мыла таз

Ты не трогай, Машенька, мыльной ручкой глаз

Чистая водичка моет Вове личико

Танечке – ладошки, а пальчики – Антошке

Водичка, водичка умой мое личико  

Чтоб глазки блестели, чтобы щечки краснели

Потешки при кормлении

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить,

Один скажет – кашкою,

Другой – простоквашкою,

Третий скажет – молочком

И румяным пирожком.

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерна взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Детки – за молоко.

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Дубы, дубочки,

Пеку блиночки,

Блиночки горячи,

Не хотят сидеть в печи,

Блиночки румяные,

С маслицем, сметаною.

Подготовка к обеду, обед

У нас много ребят все по стульчикам сидят,

Кашу маслену едят.

Кашу с маслицем сварю да и Сашу накормлю.

Лепили, пичужки, несите ватрушки нашему Андрюшке

Сорока белобока по лесу летала

За стол сажала, кашкой угощала.

Я состряпаю калач, коровушку подаю,

Молочком напою

Всем дает здоровье молоко коровье.

Уж как я тебя, кому, дам кувшин молока да кусок пирога,

Уж ты ешь, не кроши, больше, коль не проси.

Идет коза рогатая, идет коза бодатая,

Кто кашу не ест, молоко не пьет

Забодает, забодает.

За окном - солнечный денек.

Время гулять! Но сначала – одеться.

Пора уже учится делать это самостоятельно.

Пора, но в первый раз все кажется трудным.

А вот с потешками легче и веселее.

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки,

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки.

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки,

Вот так хорошо.

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар,

Я шар покачу,

Гулять хочу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробу...

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок...

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробу...

Доклад Тема: "Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста".

ДокладТема: "Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста".Выполнила:Воспитатель группы №10Пысина О.В.            Ноябрь 2011...

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробу...

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста».

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт....