Доклад для педагогов "Речевое развитие ребенка на занятиях""
консультация по развитию речи

Хомушку Ирина Байыровна

Доклад для педагогов "Речевое развитие ребенка на занятиях""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rechevoe_razvitie_na_zanyatiyah.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чечек» комбинированного вида

с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Консультация для педагогов:

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА ЗАНЯТИЯХ»

Учитель русского языка Хомушку И.Б

2019 – 2020 учебный год.

В образовательном процессе ДОУ велика роль обучающих занятий, особенно специальных занятий по обучению родной речи. Теория и практика дошкольного образования доказала необходимость специально организованной деятельности по развитию речи, развивающих занятий по формированию речевых умений и навыков, развитию смысловой стороны слова, усвоению полисемических отношений, овладению связной монологической речью и др.

При организации занятий следует помнить, что занятия с дошкольниками — это не школьный урок. Форма занятия должна соответствовать его содержанию: дети могут свободно передвигаться по комнате, сидеть на стульях или на ковре, переходить от столика к столику и т.д. Нельзя переносить в детский сад школьные методы и школьное содержание обучения.

Основные направления работы с детьми на занятиях -подбор языкового материала и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых способностей. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план методы формирования речевого высказывания. Обучение важно проводить в системе, на высоком уровне трудности, с учетом возможностей детей, применять дифференцированный подход в работе с детьми разного уровня речевого развития и подготовленности.

Наблюдения показывают, что в процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снижается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ответить на вопрос, повторить, пересказать... и не всегда учитывает, есть ли у ребенка потребность это делать. Не продумываются мотивы речевой деятельности детей, от которых зависит качество речи. Очень важно создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения.

Например: "Расскажем про куклу, которая так хочет поиграть с детьми", "Незнайка просит научить его рассказывать...", "Придумай сказку для малышей", "Самые интересные сказки запишем и составим книгу".

В настоящее время во всех возрастных группах детского сада можно проводить разные по структуре занятия:

•   занятия, посвященные решению определенной речевой задачи (пересказ, заучивание стихотворения, экскурсия, занятия по звуковой культуре и т.п.)

•  занятия, состоящие из 2-3 частей, на которых решаются разные программные задачи и на разном речевом материале (Гербова В.Н.).

К сожалению, работа по этой схеме ставит перед педагогом ряд вопросов: как обеспечить речевую активность? Переключать внимание детей с одного содержания на другое? Обеспечить решение всех речевых задач? и др.

•  комплексные занятия, где решаются различные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие разные стороны речевого развития: фонетическую, лексическую, грамматическую и на их базе - основную задачу развития связной речи.

Преимущество данных занятий - в обеспечении системы работы по формированию речевых способностей ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей, у ребенка формируется поисковая активность в сфере языка и речи. Обучение стимулирует саморазвитие языковой способности, проявление словесного творчества детей. Данные занятия разработаны коллективом ученых под руководством О.С. Ушаковой.

•   интегративные занятия строятся по принципу объединения нескольких видов детской деятельности (игровой, театрализованной, изобразительной и др.) и разных средств речевого развития. При этом можно использовать разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность и интегрировать их по тематическому принципу. Например: 1. Чтение самостоятельной деятельности рассказа об осени. 2. Коллективная аппликация осени. 3. Составление детьми описательных рассказов об осени.

В настоящее время ряд педагогов отдают предпочтение именно этим занятиям, однако, это не всегда оправданно. Данные занятия целесообразно использовать как итог определенной работы, когда необходимые речевые умения уже сформировались.

Выбор структуры занятий определяется рядом факторов, но прежде всего программой, по которой работает ДОУ. Так, программа "Радуга" предполагает проведение 2-3 частных занятий, разработанных Гербовой В.Н.; а программы "Детство" и "Истоки" (Алиева Т.Н., Антонова Т.В., Арноутова Е.П., и др.) ссылаются на комплексные занятия, разработанные О.С. Ушаковой.

Развитие речи ребенка осуществляется не только на речевых занятиях, но и на занятиях других видов, построенных на речевом общении детей со взрослыми и сверстниками (обращение детей с вопросами, суждениями, высказываниями, ответы на вопросы и высказывания других детей и т.д.) Организация разнообразных по структуре и видам занятий обеспечивает формирование личностных черт - общительности, доброжелательности, эмпатии (сопереживание другому человеку), рефлексии (самопознания), понимания, доверия, дружелюбия и других.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Речь используется ребенком как средство общения в ситуации, которая возникает при необходимости и при желании вступить в речевое взаимодействие.

Необходимо отметить, что практические работники не всегда готовы в полной мере к осуществлению речевого общения с детьми в повседневной жизни. Общение носит еще формальный характер, лишено личностного смысла. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции детей, не хватает ситуаций, способствующих развитию объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждения.  Неумение организовать\z

постоянное содержательное речевое общение, учитывающее потребности и интересы ребенка приводит подчас к недоразвитию речи.

Задача воспитателя - стимулировать содержательное, продуктивное общение ребенка со взрослым и другими детьми в различных видах деятельности. Организация ситуаций, вызывающих потребность речевого взаимодействия в игре, труде, продуктивной, бытовой деятельностях в процессе обучения является профессиональной обязанностью каждого воспитателя детского сада. Овладение культурой, демократическим стилем общения, при котором собеседники взаимодействуют как равные партнеры, во многом определяет успех работы.

Для младшего дошкольника наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка со взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование.

Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).

На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре взрослый использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения.

Например: "наклонитесь", "положите", "повернитесь", "похлопайте" и т.д.

С детьми 5-7 лет воспитатель является активным участником и организатором общения: разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов; предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям,

Развитие речи Остей в нерегламентированной и самостоятельной деятельности спрашивает, нет ли затруднений у ребенка. Он предоставляет ребенку возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад. Используя вопросы, побуждения, наблюдения воспитатель активно откликается на проявления словотворчества, игры ребенка со словом. В беседе с ребенком педагог обращает внимание на содержание и форму сообщения, исправляет в случае необходимости грамматические ошибки (неправильное согласование существительных с прилагательными и глаголом, изменение слов по числам и падежам); проводит речевые упражнения на словообразование и словоизменение. Педагог поощряет доброжелательные и разнообразные формы речевого поведения ребенка со взрослыми и детьми, оценивая его высказывания.

Динамика речевого развития ребенка во многом зависит от умения педагога связывать воедино работу в повседневной жизни и на занятиях. Время занятия не всегда позволяет сформировать прочные речевые умения у каждого ребенка, да и уровень речевого развития у детей одного возраста может значительно отличаться. Поэтому в повседневной жизни работа, начатая на занятии, должна продолжаться в специальных речевых играх и упражнениях. Так, в младшем дошкольном возрасте в утренние или вечерние часы педагог может проводить упражнения (индивидуально или с группой детей) с целью развития речевого и слухового аппарата (произнесение гласных и согласных звуков), звукоподражательные игры и упражнения, направленные на развитие фонетической стороны речи "Угадай;"", "Кто назвал", "Кто как кричит", "Эхо", "Подуй на снежинку" и другие. Кроме того, в свободное от занятий время можно индивидуально позаниматься с ребенком, развивая ту сторону речи, которая вызывает у ребенка затруднения.

Результатом речевого развития ребенка дошкольного возраста является овладение нормами и правилами родного языка и становление коммуникативных качеств, определенных для каждого возрастного этапа. Достижению результативности деятельности ДОУ по речевому развитию ребенка способствует создание психолого-педагогических условий, соответствующих требованиям (критериям) стандарта дошкольного образования.

Литература

1.  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Изд. Академия, 1997.

2.   Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М,: АПН РСФСР, 1961.

Литература

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.. 1937.

4.  Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1988.

5.  Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие. /Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: изд. РАО, 1997.

6.  Занятия по развитию речи в детском саду. /Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: "Совершенство", 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:«Оборудование рабочего места ребенка на занятиях по изодеятельности. Техника безопасности»

План доклада:       Оборудование рабочего места ребенка по аппликации:          -3 стр - младшая группа - средняя группа - старшая ...

Доклад "Значение игры в развитии ребенка 2-4 лет"

Роль игры имеет большое значение в жизни ребенка третьего года жизни. Она формирует воображение, фантазию, учит играть в коллективе. В данном докладе представлены различные игровые модели, помогающие ...

ДОКЛАД к Педсовету на тему: «Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации».

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности....

Доклад Тема: «Взаимодействие воспитателя и ребенка на занятиях»

(в рамках проблемного семинара «Взаимодействия с детьми в процессе воспитания и обучения»)...

ДОКЛАД на тему: "Развитие речи - важное условие умственного развития ребенка".

Накопление знаний, обогащение личного опыта ребенка и его растущая самостоятельность обеспечивают дальнейшее быстрое развитие у него мышления и речи. Освоение детьми правильной, связанной и выразитель...

Консультации для педагогов: "Речевое развитие ребенка на занятиях по физическому воспитанию"

Художественное слово - самое доступное эффективное средство в физическом воспитании....