Картотека дидактических игр по речевому развитию
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию речи.
Назови три предмета.
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Игровые действия: называть три предмета одним общим словом.
Педагог называет одно слово, например, мебель, а то кому он бросает мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Воспитатель бросает другому ребенку мяч и называет, например, слово «цветы». Ребенок называет 3 цветка.
Можно и наоборот. Воспитатель называет три слова, например: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».
А если бы…
Цель: развивать сообразительность, находчивость, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами.
Игровые правила: можно называть только один вид транспорта, повторять названное нельзя.
Педагог начинает игру таким вступлением: «»Решили как – то ребята из детского сада отправиться в путешествие по родной стране. Все хотели путешествовать, но ничего у них не вышло, оказалось, что все они хотели путешествовать по – разному. Как вы думаете, что предлагали дети того детского сада? Куда и на чем они хотели поехать? Каждый может предложить только один маршрут и один подходящий вид транспорта, повторяться нельзя. Дети сидят в кругу. Воспитатель передает какой – нибудь предмет (камень, кубик, желудь). Получивший его говорит, куда бы он отправился и на чем, и передает предмет рядом сидящему участнику. Так предмет переходит из рук в руки, пока не будут названы все средства передвижения. Дети вспоминают все: лодки, плоты, упряжки оленей, ракеты и пр.
Так бывает или нет?
Цель: способствовать развитию логического мышления, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Игровое правило: кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем – то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, то пусть, после того как закончу, скажет, почему так не может быть». Примерные рассказы воспитателя. «Вечером, когда я спешила в детский сад, навстречу мне попались две девочки. Одна вела на поводке пушистую собачку, а другая – вела за руку ворону. Ворона все время вырывалась, а потом как закричит: Ку –ка –ре – ку!»
«Летом мы катались с братом на лодке. Брат резко наклонился, и лодка опрокинулась. Мы оказались в воде. Плывем – а навстречу нам верблюд. Мы схватили его за хобот и поплыли вместе с ним в жаркие страны ».
«Однажды я пришел на новогодний праздник в детский сад. В середине зала стояла красивая, нарядная береза. Вокруг нее дети, одетые в спортивные костюмы, делали гимнастику».
Кто больше знает?
Цель: развивать память детей, обогащать их знания о предметах.
Игровое правило: вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.
Воспитатель показывает детям предмет, например, стакан и говорит: «У меня в руке стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?».
Дети отвечают: «Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши». Если нужно, воспитатель дополняет ответы детей.
Радио
Цель: воспитывать умение быть внимательным, активизировать речь детей.
Игровые правила: рассказать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы.
Игровые действия: на роль диктора выбирают ребенка считалочкой. Отгадывание по описыванию товарищей.
Педагог, обращаясь к детям, говорит: «Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого – нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?» Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто – то из вас», - говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалочки. Педагог следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.
Магазин игрушек
Цель: обеспечить развитие умений описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
Игровое правило: продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.
Игровые действия: считалочкой выбирают продавца.
Дети садятся полукругом перед полочкой с игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам». Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым игрушку покупает воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры: «Уважаемый, продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.
Знаешь ли ты?
Цель: систематизировать знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.
Игровые правила: Подбирая для данного вида спорта предметы, правильно называть вид спорта и предметы.
Педагог рассматривает вместе с детьми картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика, гребля и др.; беседует с детьми, уточняет их знания. Раздав детям картинки, педагог предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы, которые лежат на ковре: обруч, ленту, футбольный мяч, клюшку, шайбу, ракетку, воланчик, лодочку, весла и др. Дети называют их.
По сигналу дети должны найти и положить к картинке, где нарисован один вид спорта, те предметы, которые нужны этим спортсменам. После того как все предметы положены к соответствующим картинкам, дети проверяют, нет ли ошибки. В игре закрепляются знания о видах спорта, о спортивном инвентаре.
Похож – непохож
Цель: обеспечить развитие умения детей сравнивать предметы, замечая признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу.
Игровые правила: находить в окружающей обстановке два предмета, доказать их сходство.
Игровое действие: поиск похожих предметов.
Заранее подготавливаются различные предметы и незаметно размещают их в комнате. Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих. Воспитатель: «Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Ни могут быть похожи по цвету. Форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место». После этого дети объясняют, почему они взяли именно эти предметы. Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, форме, величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех. Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора. Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.
Фанты
Цель: упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопросы, быстро и правильно отвечая, избегая употребления заветных слов.
Игровое правило: не употреблять запрещенные слова.
Игровое действие: выкуп фантов.
По жребию или считалочке одного из играющих выбирают ведущим. Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит:
Бабушка прислала 100 рублей:
Что хотите, то купите,
Черного и белого не берите,
Да и нет не говорите.
После этого он начинает вести разговор с играющими, задавая ему вопросы. Отвечать нужно быстро, иначе играть будет неинтересно. На вопросы можно отвечать все, что угодно, только не называть слов черное, белое, да, нет. Кто ошибается, дает ведущему фант. Ведущий старается, чтобы ребенок, которому задают вопросы, произнес хотя бы одно из запрещенных слов. Идет примерно такой разговор: «Какая на тебе рубашка?» «Синяя» «Какая же она синяя? Она белая!» Отвечающий хочет сказать нет, но нет нельзя говорить. «Она зеленая» «Какая она зеленая, она черная» «Голубая» «Вот так голубая! Она же белая!» И тут игрок оговаривается. «Нет не белая!» - возражает он. За это ему дается двойное наказание, так как он сказал и нет, и белая. Провинившийся дает два фанта. Так ведущий обходит всех играющих. Одни не ошибаются долго, а другие сразу же платят фант. После игры начинается выкуп фантов. Это уже новая, но очень веселая игра.
Где мы были, не скажем
Цель: развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Игровое правило: имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию.
Игровые действия: имитация трудовых действий.
Дети делятся на две группы. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, какую деятельность они будут изображать. Одна группа показывает движения, а вторая по движениям должна догадаться, что делают дети. Они изображают хорошо знакомую им деятельность, которую часто наблюдали, например стирку белья, чистку ботинок, чтение книги и т. д. Более интересно, если дети будут выполнять не одинаковые движения, а разные, например одни «стирают», другие «вешают белье», третьи «гладят».
При помощи жеребьевки определяют, какая группа будет загадывать. Эта группа подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», - и показывают действия. Вторая группа отгадывает. Когда дети отгадывают, те, кто загадывал, убегают, а те, кто отгадывал, их догоняют. Игра повторяется: те, кто отгадывал, теперь загадывают.
Было – будет
Цель: систематизировать знания детей о прошлом, настоящем и будущем времени.
Игровое правило: отвечать на слова стихотворения можно только словами: «есть», «было», «будет».
Игровое действие: бросание и ловля мяча.
Педагог предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится: стихи А. Барто «Игрушки» хорошо служат этой цели. Например:
«Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду!»
Дети говорят: «Качается» - это сейчас, а «упаду» - это еще будет. Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду произносить слова, а вы отвечайте мне только одним словом из трех: «есть», «было», или «будет» - тем, которое подходит по смыслу». Воспитатель произносит глаголы в настоящем, прошедшем или будущем времени, дети отвечают. Эту игру можно усложнить, и тогда воспитатель будет произносить «есть» , «было» , «будет», а дети придумывать к ним другие, подходящие по смыслу слова, чтобы получилось предложение. Например, «будет» (мы поедем к бабушке, я пойду в первый класс и т.д.) Такая игра, закрепляя знания детей о временных формах глаголов, будет способствовать развитию быстроты мышления, сообразительности.
Дополни предложение
Цель: способствовать развитию у детей речевой активности, быстроты мышления.
Игровые правила: нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Педагог говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получить законченное предложение. Например, «Мама купила…» - «…книжки, тетради, портфель,» - продолжают дети.
Скажи слово с нужным звуком
Цель: способствовать развитию у детей фонематического слуха, быстроты мышления.
Педагог просит детей придумать слово с определенным звуком. Бросает мяч любому игроку. Дети должны назвать слово в котором есть нужный звук.
Наоборот
Цель: способствовать развитию у детей сообразительности, быстроты мышления.
Игровое правило: называть слова, только противоположные по смыслу.
Педагог произносит слово и бросает кому – нибудь из детей мяч; ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперед – назад, направо – налево, высоко – низко, далеко – близко, над – под, внутри – снаружи, завязывать – развязывать, горячо – холодно и т. д.)
Найди рифму
Цель: обеспечить развитие умения детей подбирать рифмующие слова.
Педагог предлагает детям послушать стихотворение и заметить, какие слова звучат в нем похоже:
Там котик усатый,
По садику бродит.
А козлик рогатый
За котиком ходит.
Дети называют: «усатый - рогатый», «ходит - бродит».
Воспитатель: «Эти слова звучат похоже. Они рифмуются. Я буду произносить какое – либо слово, а вы подберете к нему рифму, т.е. рифмующее слово». Дети любят подбирать рифмующие слова. После такой игры у них появляется желание сочинять стихи.
Летает – не летает
Цель: способствовать развитию у детей слухового внимания, воспитывать выдержку.
Педагог называет детям предметы и спрашивает: «Летает?» Если педагог называет предмет, который летает, то дети поднимают руки вверх. Если педагог называет нелетающий предмет, то руки не надо поднимать.
Испорченный телефон
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий (тихо) на ушко, говорит какое – либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправлен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Этот ребенок занимает последнее место в ряду.
Кто больше назовет предметов?
Цель: обеспечить развитие умения классифицировать предметы по месту производства.
Игровые правила: отвечать можно только после того, как поймал мяч.
Игровые действия: бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом об пол, ловит его, а затем бросает водящему.
После предварительной беседы о том, что окружающие нас предметы изготовлены людьми на фабриках, заводах или выращены в совхозах и колхозах, воспитатель предлагает игру «Кто больше назовет предметов?».
«Что сделано на заводе (на фабрике)?» - спрашивает воспитатель и бросает мяч кому – либо из играющих. «Машины», - отвечает тот и бросает мяч следующему. Дети следят за правильностью ответов, за тем, чтобы не повторялось сказанное.
«Что выращено в колхозе (совхозе)?» - спрашивает воспитатель. Дети называют: лен, картофель, рожь, пшеница.
В такой игре уточняются знания детей. Например, дети узнают, что зерно выращивают колхозники, а хлеб выпекают рабочие пекарни, хлебозавода.
Кому что нужно?
Цель: упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.
Педагог называет человека по профессии, а дети должны сказать, что ему нужно для работы. Например, сапожник. Дети: гвозди, молоток, кожа, сапоги, машинка, ботинки, лапа. Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и др. Также можно предложить детям обратный вариант игры. Педагог называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.
Отгадай –ка
Цель: обеспечить развитие умения описывать предмет, не глядя на него, выделяя существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Игровые правила: рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нем, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать о предметах, которые находятся в комнате.
Игровые действия: передача камешка или другого предмета.
Педагог предлагает детям выбрать любой предмет в группе. После этого детям дается небольшое время для подготовки ответа. Педагог кладет любому играющему камешек в руку. Ребенок дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал В процессе игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет.
Не ошибись!
Цель: упражнять детей в различении предметов по материалу; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.
Игровые правила: собирать в корзинку предметы одинакового качества, рассказывать о свойствах предметов.
Игровые действия: поиск предметов ведут команды. Они соревнуются: кто больше найдет одинаковых по материалу предметов, тот и выигрывает. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.
Игра начинается с краткой беседы педагога с детьми о предметах, которые окружают их в групповой комнате. Воспитатель в процессе беседы уточняет знания детей о том, что предметов в групповой комнате много и все они сделаны из какого – либо материала. После этого дети делятся на несколько команд. Каждой команде дается корзинка. На каждой корзинке наклеен предмет, обозначающий из какого материала надо складывать в эту корзинку предметы. Например, на корзинке наклеен пластмассовый шарик. Значит, в эту корзинку дети складывают пластмассовые предметы. Или наклеена деревянная матрешка. Значит, дети складывают все деревянные предметы и т. д. После сигнала воспитателя команды начинают собирать предметы. Когда время заканчивается все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов. В конце объявляется команда – победитель.
Чья одежда?
Цель: способствовать развитию у детей интереса к людям разных профессий; уточнять знания о рабочей одежде; учить по рабочей одежде отличать людей разных профессий: почтальона, шахтера, строителя, врача, водолаза, летчика, электросварщика.
Игровые правила: по рабочей одежде определять профессию, находить нужную картинку и показывать ее детям.
Прежде чем начать игру, воспитатель уточняет знания детей о рабочей одежде, выясняет, замечали ли они, что люди работают в особой одежде и что по их одежде можно узнать, кем они работают. Показывает картинки: «Посмотрите (на картинке изображен летчик), можно ли по одежде узнать, кто изображен на картинке? Да. Это летчик. Как вы догадались?» Дети рассказывают о фуражке, костюме, погонах. Затем воспитатель читает стихотворение Л. Куклина «Кто как одет».
Рабочий работает быстро и ловко.
Рабочая форма зовется спецовкой.
Для каждой работы одежда своя –
Об этом расскажет вам книжка моя т. д.
Педагог показывает картинки, где изображены модели одежды разных профессий, а дети узнают: шахтер, строитель, врач, почтальон, водолаз, летчик, электросварщик и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы".
Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....
Картотека дидактических игр по речевому развитию
Картотека дидактических игр по речевому развитию...
Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова.
Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова...
Картотека дидактических игр для речевого развития в старшей группе.
Дидактические игры для речевого развития в старшей группе....
Картотека дидактических игр по речевому развитию для средней группы
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей средней группы ...
Картотека дидактических игр по речевому развитию
Картотека дидактических игр по речевому развитию( младший дошкольный возраст)...
Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию
Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию...