"Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Семенова Елена Александровна

Семинар - практикум для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_folklor.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей на тему:         «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Цель семинара-практикума:

«Повышение (получение) знаний родителей в вопросах развития речевой деятельности детей посредством использования малых фольклорных форм в домашних условиях»

Задачи:

- развитие речевой деятельности детей в различных видах деятельности с использованием малых фольклорных форм;

- формирование понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей.

План:

I  Теоретическая часть

  1. Приветствие

1.2.Выступление  на тему: «Роль малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»

II Практическая часть

2.1.Тренинг-игра для родителей

2.2. Инсценировка пословиц

2.3. Разгадывание ребусов

2.4. Выкладывание сказки из кружков

2.5. Придумывание окончания сказки

III Рефлексия

Ход собрания.

I  Теоретическая часть

1.1.Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть всех Вас на нашем собрании, которое будет проходить в необычной форме, в форме семинара – практикума. А поговорим мы сегодня с Вами об устном народном творчестве или, другими словами, о малых формах фольклора.

1.2. Выступление «Роль малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста».

Прежде, чем начать свой семинар, я предлагаю Вам, уважаемые родители, вспомнить, что же относится к малым формам фольклора? (Ответы родителей).

Фольклор — устное народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, загадок, песен и т.п.

В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности ребенка, самостоятельности, яркой индивидуальности.

С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.

А.П.Усова, О.Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Увеличить запас слов малыша помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:

- специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физкультуре;

- совместную деятельность с детьми – режимные моменты, наблюдения, игру, индивидуальную работу;

Использование потешки и песенки помогает детям усвоить содержание занятия, создаёт эмоциональный настрой. Содержание, которым должны овладеть малыши лучше воспринимается, когда оно взаимодействует, имеет непосредственное зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Так, например, при проведении занятия по развитию речи на тему «Заучивание потешки «Водичка – водичка» я учила детей согласовывать свои действия с текстом. Потешка помогла мне формировать культурно – гигиенические навыки у малышей.

Проводя  занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Купание куклы Кати», я использовала потешку:

«Кукла в ванночке не плачет,

Посидит хоть целый час.

- Любит кукла! Это значит

- Кукла умница у нас!»

Потешка формирует у ребят знания о необходимости проведения водных процедур для их здоровья. Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении занятий продуктивными видами деятельности. Например, при проведении занятия по лепке на тему «Зёрнышки», рассказав детям о птичках, которым зимой очень холодно и голодно, я спела песенку «Птичка»:

«Маленькая птичка

Прилетела к нам

Маленькая птичка,

Зёрнышки я дам.

Маленькая птичка

Зёрнышки клюёт.

Маленькая птичка

Песенки поёт».

Вызвав у малышей чувство сострадания, предложила помочь птичке – вылепить из пластилина зёрнышки.

Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Грамматическое разнообразие колыбельных так же способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной — не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

По мнению Широковой Е.Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

И, наконец, сказки - это повествовательный жанр фольклора, в котором на основе фантастической условности воссоздаётся обобщённое изображение мира и человека. Сказки приучают ребенка слушать, развивают воображение, память и, конечно же, активизируют речь.

Таким образом, педагоги и психологи прошлого и настоящего считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

II Практическая часть

2.1.Тренинг – игра.

Воспитатель: Поскольку, сегодня речь пойдет об устном народном творчестве, то я предлагаю Вам выбрать себе какое-нибудь сказочное имя и обосновать свой выбор. (Родители выбирают себе имя сказочного персонажа и по очереди объясняют свой выбор).

Воспитатель: Молодцы! А теперь я предлагаю Вам разделиться на две команды и немного поиграть. У Вас на столах лежат пословицы. Каждая команда выбирает себе одну пословицу и разыгрывает ее перед другой командой. А команда соперников должна угадать, какую пословицу Вы загадали. (Родители инсценируют пословицы, разделившись на команды; угадывают, что за пословица показана соперниками).

Воспитатель: На столах у Вас находятся потешки, используемые в различных режимных моментах (на формирование культурно – гигиенических навыков малышей). У меня на мольберте загаданы ребусы с зашифрованными потешками. Кто быстрее догадается, какая из потешек здесь зашифрована? (Показывает первый ребус) - всего 4 ребуса.                     (Родители отгадывают ребусы).

Воспитатель: А помните ли Вы, какие любимые персонажи сказок были у Вас в детстве? (Ответы родителей).

Воспитатель:  А сейчас я предлагаю каждой из команд  на кружках, которые лежат на Ваших столах, нарисовать персонажей какой-либо сказки и выложить ее на мольберте. А команда соперников попробует отгадать, что за сказка и рассказать нам ее. (Команды рисуют и выкладывают кружки; рассказывают сказки).

Воспитатель:  В заключении хочу предложить Вам еще одно задание. (Команды вытягивают листочки с заданием).

Воспитатель:  Вы должны придумать свое окончание сказки, которой Вы вытащили.  (Родители придумывают и рассказывают сказки с новым окончанием).

Воспитатель: Какие Вы все молодцы! А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, за работу.

Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста....

"Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Роль фольклора в развитии  речи детей раннего возраста...

"роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».  «Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум....

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Данная презентация была подготовлена для защиты первой категории....

Консультация для родителей "Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

В консультации собраны все наиболее интересные потешки, используемые в режимных моментах...