Почему речь педагога должна быть грамотной
статья по развитию речи (средняя группа)
Одним из основных механизмов овладения детьми речи является подражание. М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи». Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Качество речевого развития ребенка зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Культурные и методические требования к речи педагога предполагают: строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.
Существует несколько методик правильного развития речи у детей:
1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и придерживаться в общении с детьми основных норм русского языка: орфоэпических (правила литературного произношения), а также норм образования и изменения слов.
2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Безусловно, знание педагогом дошкольной образовательной организации названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему пасхальное яйцо должно быть красным?
Пасхальные яйца - специально покрашенные или расписанные яйца, которые дарят на Пасху....
Консультация "РЕЧЬ РЕБЕНКА ДОЛЖНА БЫТЬ АКТИВНОЙ"
Слова, которые ребенок слышит ежедневно, быстро запоминаются им. Надо использовать любую возможность для развития речи ребенка...
"Почему у ребенка должны быть обязанности по дому?"
Обязанности ребёнка по дому — это не просто прихоть родителей. Это способ научить его быть ответственным и заботиться о других людях....
Почему у ребенка должны быть обязанности по дому ?
Обязанности ребёнка пo дому — это не просто прихоть родителей. Это способ научить его быть ответственным и заботиться o других людях...
Консультация для родителей "Речь ребенка должна быть активной"
Консультация для родителей "Речь ребенка должна быть активной".В данной консультации предлагаются советы родителям для стимуляции речевой активности ребенка в бытовых условиях с учетом возра...
Речь ребенка должна быть активной
Буклет для родителейРечь ребенка должна быть активной...
Речь ребенка должна быть активной
Буклет для родителей "Речь ребенка должна быть активной"...
- Мне нравится (1)