Статья. Миофункциональные нарушения у дошкольников.
статья по развитию речи
К чему приводит ротовое дыхание?Почему возникают такие нарушения?Как самостоятельно проверить есть ли такие нарушения у ребенка? Коррекционная работа. Что делать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
miofunktsionalnye_narusheniya_u_doshkolnikov.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Миофункциональные нарушения у дошкольников. К чему приводит ротовое дыхание?
Миофункциональные нарушения — это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи).
Прикус — это характер смыкания зубных рядов. Внешне нарушения прикуса проявляются изменениями пропорций лица, изменением положения отдельных зубов, нарушением смыкания зубных рядов и положения челюстей относительно друг друга.
Посмотрите внимательно на Вашего ребенка, его лицо гармонично или заметны какие-либо проблемы с прикусом? «На что обратить внимание?» спросите Вы. Натянутые губ или приоткрытый рот, ротовой тип дыхания — все это свидетельство неправильного прикуса.
Можно определить неправильный прикус, даже не заглядывая в ротовую полость, основываясь только на анализе лицевых признаков. Достаточно понаблюдать за ребенком несколько минут в непринужденной обстановке и ответить на ряд вопросов:
-Губы Вашего ребенка находятся в сомкнутом состоянии? Когда он смотрит мультики или когда спит?
-Ваш ребенок часто дышит ртом?
-Попросите малыша проглотить слюну. Вы увидели, как напряглись мышцы лица, особенно подбородка?
- Примерно вот так.
-У Вашего ребенка при глотании видны зубы или язык?
-Прежде чем проглотить питье, Ваш ребенок надувает щеки?
-У Вашего ребенка (старше 4 лет) выраженные дефекты речи?
-Ваш ребенок сосет палец или другой предмет, соску (старше 1 года), грызет ногти, карандаш или ручку?
-У Вашего ребенка (старше 5 лет) отсутствуют промежутки между временными зубами?
Если хотя бы на один из вопросов Вы ответили положительно, тогда Ваш путь должен лежать к ортодонту, который владеет методами миофункциональной коррекции и предложит вам специальные преортодонтические трейнеры и комплекс миогимнастики для устранения выявленных нарушений. И чем раньше Вы это сделаете, тем больше шансов у Вас и Вашего ребенка иметь правильный прикус без брекетов.
Почему возникают такие нарушения?
-Ротовое дыхание, как правило, следствие заболеваний ЛОР органов (аденоиды) или слабой круговой мышцы рта. (Естественным и единственно правильным является дыхание через нос - только оно обеспечит гармоничный рост лицевого скелета ребенка).
- Глотание нарушается, как правило, при длительном сосании бутылочки с соской и соски-пустышки, при длительном кормлении ребенка мягкой и протертой пищей. После 4-5 лет глотание должно быть незаметным, лицевые мышцы в нем не участвуют.
- Жевание мягкой протертой пищи не дает достаточного стимула к росту челюстей и следствием этого становится скученность зубов. Если после 5 летнего возраста временные зубы стоят плотно друг к другу, между ними отсутствуют промежутки (тремы), то скорее всего постоянные зубы не поместятся в зубном ряду.
-Сосание пальца, равно как и соски после года-полутора, также приводит к тяжелым деформациям челюстных костей- формированию открытого прикуса и отклонению верхних зубов кпереди.
-Так бывает, когда ребенок сосет палец.
- Осанка- ее нарушения непосредственно влияют на гармоничность лицевого скелета, так как нарушается миодинамическое равновесие.
-Потеря зубов в раннем возрасте.
-Прокладывание языка между зубными рядами
-Речевые нарушения связаны с неправильной артикуляцией. Это зачастую приводит к аномальному давлению языка на зубные ряды, вызывая смещения зубов.
Конечно, генетическая предрасположенность к неправильному прикусу тоже имеет место быть.
Как проверить ?
Наиболее очевидный признак ротового дыхания у детей – отсутствие смыкания губ в покое. Для проверки можно провести следующий тест: попросить ребенка набрать в рот воды и подержать ее, сколько он сможет. Дети с привычным ротовым дыханием проглатывают воду уже через 30-35 секунд.
Коррекционная работа.
В работе над фонетической стороной речи ставятся задачи : правильное формирование артикуляционной базы - свода нёба, резонаторов: носовых ходов и пазух, а также нормальное соотношение челюстей и зубных рядов. С этой целью используются миофункциональные трейнеры «Инфант», Т4К и, а также вестибулярная пластинка с козырьком, т.е. устройства, стимулирующие горизонтальный рост лицевых структур в целом и челюстных структур, в частности. Второй задачей работы является улучшение иннервации мягких тканей полости рта, а также динамических функций (мотрики) мышц губ, щёк и языка. В этой работе наиболее эффективны вестибулярные пластинки с бусинкой и заслонкой. При подборе учитываются также особенности соотношения челюстей (тип прикуса) .
Последовательность работы с вестибулярными аппаратами.
Трейнер «INFANT» (МRС, Австралия) для детей 3-5 лет предназначен для предупреждения формирования аномалий зубочелюстной системы у детей с факторами риска, вредными привычками и неправильно сформированными функциями дыхания, глотания и речи. Трейнер имеет в верхней своей части специальный маркерный язычок, который стимулирует ребёнка поднимать язык вверх - в физиологически правильное нёбное положение. Модель трейнера снабжена упругими воздушными подушечками в области жевательных зубов, стимулирующих ребенка слегка накусывать аппарат, благодаря чему обеспечивается эффективная тренировка всего комплекса жевательных структур.
•устраняет проблему «вялого языка»
•стимулирует корень языка и круговую мышцу рта
•правильно позиционирует язык в полости рта
•тренирует дыхание •восстанавливает функции глотания
•устраняет вредные привычки
•применяется при дизартрии, ринолалии, заикании
На каждом занятии нужно выполнять задания: на развитие фонематического слуха, просодики, развитие тонкой моторики рук, артикуляционная и дыхательная гимнастика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Миофункциональные нарушения у дошкольников.
Патологические симптомы развития детей, которые являются следствием привычного положения открытого рта, развития ротового дыхания и наличия вредных привычек. Зависимость миофункциональных нарушений и ...
Миофункциональные нарушения и их коррекция
Что такое миофункциональные нарушения, причины растройств данного характера, на что стоит обратить внимание логопеду, средства миофункциональной коррекции....
Тейпирование при работе с речевыми и миофункциональными нарушениями. Комбинированные техники в работе логопеда.
Кинезиологическое тейпирование –это совокупность навыков и приемовдля выполнения специальноразработанным эластическимпластырем на кожных покровахаппликаций, которые способныоказывать предсказуем...
Консультация "Миофункциональные нарушения"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25161668","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Миофункциональные нарушения. Профилактика.
Нет стран, в которых была бы отлажена диагностика и коррекция миофункциональных нарушений. Это связано с тем, что миофункциональная терапия - это смежная область, в которой сталкиваются знания ортопед...
Миофункциональные нарушения и их влияние на речь ребенка
Миофункциональная гимнастика для детей занимает в логопедии особое место наряду с лечением с помощью трейнеров. Специальные упражнения помогают скорректировать возникшие нарушения, избавитьс...
Миофункциональные нарушения у детей. Диагностика, профилактика и коррекция.
За последние годы количество детей с различными речевыми нарушениями неуклонно растет. По этой причине крайне важна своевременная профилактика дефектов речи у детей, начиная уже с раннего возраста. Эт...