Статья "Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Azhibekova_yana

Издавна внимание разных исследователей привлекала проблема овладения языком. Несомненно, что наша речь достаточно трудна, богата и разнообразна, и развивать ее необходимо с самого раннего возраста. Период активного усвоения ребенком разговорного языка приходится на дошкольный возраст. В статье рассматривается актуальность и особенности развития речи воспитанников средствами дидактической игры в процессе игровой деятельности, так как в этом возрасте данный вид деятельности является ведущим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Ажибекова Яна Олеговна

воспитатель,

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «МАЯЧОК» комбинированного вида,

детский сад № 170 комбинированного вида, РФ, г. Нижний Тагил

Аннотация.  Издавна внимание разных исследователей привлекала проблема овладения языком. Несомненно, что наша речь достаточно трудна, богата и разнообразна, и развивать ее необходимо с самого раннего возраста.  Период активного усвоения ребенком разговорного языка приходится на дошкольный возраст. В статье рассматривается актуальность и особенности развития речи воспитанников средствами дидактической игры в процессе игровой деятельности, так как в этом возрасте данный вид деятельности является ведущим.

Ключевые слова: дидактические игры; развитие речи; игровая деятельность; дошкольный возраст.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех его сторон речи. Идея включения игры в процесс обучения давно привлекала внимание отечественных педагогов. Детям легче усвоить новый материал в процессе игры. В процессе игры любой учебный материал становится увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения новых знаний.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. Но в тоже время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра – ценное средство воспитания умственной активности.

Процесс обучения очень важно проводить в интересной и привлекательной игровой форме. Во время игры развивается связная речь, пополняется словарь ребенка, формируется правильное звукопроизношение, ребенок учится правильно выражать свои мысли.

Перед выбором дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности детей. Педагог в таких играх является участником и организатором, а это очень значимая отличительная особенность дидактической игры.  В процессе игры создаются благоприятные условия для речевых проявлений детей дошкольного возраста, а также является эффективным средством воздействия на качество детской речи. Дидактическая игра применяется для изучения и закрепления знаний об окружающем, в упражнении речевых умений и навыков (например: сочинить рассказ и пересказать, изменить любое слово, придумать предложение).

Существуют разнообразные виды дидактических игр. Часто они интегрируются с подвижными, театрализованными, сюжетно-ролевыми и др. При этом дидактическая игра тесно переплетена с процессом обучения и активно способствует формированию знаний и умений детей.

Дидактические игры можно классифицировать следующим образом: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.

Рис.1. -  Виды дидактических игр

Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действия, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые и отлично в них играют.

Педагог заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей степени относится к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Его участие носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры «лото», получает карточку и старается выполнить свое задание, если выиграет радуется, т.е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры на занятиях в детском саду и дома.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.  Задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом», или «Назови три предмета». Главной задачей многих словесных игр является нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию. Если ребенку достается роль экскурсовода в игре «Путешествуем по городу», то он охотно рассказывает «туристам» о всех достопримечательностях города. Развивается монологическая речь ребенка.

В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре «Угадай, что мы задумали», нужно уметь формулировать вопросы, на которые дети отвечали бы только двумя словами «да» или «нет».

В настоящее время в рамках реализации ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросу оздоровления детей. Для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста большое значение имеют дыхательные упражнения, развитию которых служат такие дидактические игры как например, игра «Пузырь». Играющие строятся в круг и раздувают «пузырь» - наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные трубочкой (один на один). При каждом раздувании все наклоняются вниз, впускают воздух, затем, выпрямляются, набирают воздух, а потом, вновь наклонившись, произносят «ффф», выдувая в свою трубу. И так повторяется 2-3 раза.

Рис.2. -  Игра «Пузырь»

Дети, плохо произносящие звуки речи, часто бывают замкнутыми, и не принимают участия в коллективных играх. Игровая ситуация помогает вызывать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь. Например, название игрушек закрепляется в дидактических играх с разнообразным содержанием. То дети достают их из «Чудесного мешочка», то разыскивают по комнате в игре «Найди игрушку», то отгадывают на ощупь в играх «Угадай, что в руке», «Угадай, что спрятано», то загадывают о них загадки и в других.

         В ряде дидактических игр для дошкольного возраста решаются задачи развития связной речи. Например в игре «Что изменилось?», ребенок отгадывает, какого предмета не стало, затем рассказывает его основные качества и свойства, действия, уточняет обобщающие понятия.

Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром. Они бывают разных видов: «лото», «домино», «парные картинки». Настольно-печатные игры успешно развивают речевые навыки, математические способности, логику, внимание, умение учиться моделировать жизненные ситуации и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Рис.3. -  Настольно-печатные игры

Несомненно, игра является благоприятным условием для речевых проявлений детей дошкольного возраста и эффективным средством воздействия на качество детской речи. При включении дидактических игр в образовательный процесс существенно изменяются и совершенствуются все стороны речи: обогащается и активизируется словарный запас, формируется звукопроизношение, развивается связная речь. В дошкольном возрасте правильная и насыщенная речь крайне важна для дальнейшего успешного развития и обучения ребенка в школе.

Список литературы:

  1. Нищева Н.В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания. М.: Детство-Пресс, 2011. 922 c
  2. Носенко И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие М.: ЦПО, 2016. 96 с.
  3. Сиварева Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа. Мн.: Совр. школа, 2015. 80 c
  4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2015. 176 c.
  5. Ушакова О.С. Развитие речи в картинках. Занятия детей. Демонстрационный материал. М.: Сфера, 2013. 296 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ" (презентация)

Презентация доклада:"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ"....

«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная  игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка....

Словесные игры как средство развития речи дошкольника. Советы для родителей.

В статье даны рекомендации для родителей,  как  с помощью игр в повседневной жизни можно развивать и   обогащать речь малыша....

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.

Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.  ...

Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников...

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»

Опыт работы по теме:«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»...

Театрализованная игра - как средство развития речи дошкольников

Консультация для родителей дошкольников....