Конспект НОД по развитию речи по теме «Алёнушкины сказки»
план-конспект занятия по развитию речи
Цель: Закрепить умение пересказывать художественные произведения посредством мнемотаблиц;
Обучающие задачи:
- упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
- закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
- называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
- активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
Развивающие задачи:
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
- умение соотносить знаковые символы с образами.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить.
- Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
- Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_seminar_skazka_dyuymovochka.docx | 49.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи по теме «Алёнушкины сказки»
Цель: Закрепить умение пересказывать художественные произведения посредством мнемотаблиц;
Обучающие задачи:
- упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
- закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
- называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
- активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
Развивающие задачи:
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
- умение соотносить знаковые символы с образами.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить.
- Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
- Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Наглядный материал: часть мнемотаблицы к сказке «Теремок»
записи: для физкультминутки детские - «Чудо сказки»
Оборудование: футболки трех цветов зеленый, белый, оранжевый (все по 4),три домика для сказочных героев, в первом доме не хватает кирпичиков 6 шт. по количеству персонажей сказки «Теремок», вещи Красной шапочки, Кирпичики 6 штук для героев сказки «Теремок»,6 корзин. Костюмы героев сказок (медведь, Красная шапочка, лиса), разрезанный и не разрезанный идентичные ключи, Запись голоса серого волка, «волшебный ларец» с подарками и медалями, запись для физкультминутки «Детские - Чудо сказки». Костюм Аленушки.
Методы и приемы: :игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям,
Предварительная работа:
- чтение сказок «Теремок», «Красная шапочка», «Три медведя»;
- рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по мнемотаблице «Три медведя», «Теремок»;
- показ педагогом сказок «Теремок» (пальчиковый театр), «Три медведя» (настольный театр), «Красная шапочка (фланелеграф);
- работа с тактильными дощечками;
- пение песен про животных;
- чтение стихов про животных и о зиме;
- наблюдения в природе;
- дидактические игры «Кто в домике живет», «Кто что ест» и «Кто как кричит».
Ход НОД
Дети под музыку входят в зал, и встают полукругом, их встречает Аленушка с волшебным ларчиком.
А: Здравствуйте дети! (ответы детей) Вы меня узнали (ответы детей) Я сестрица Алёнушка! Мне синичка рассказала, что вы знаете много сказок, (ответы детей). Вот за то, сто вы такие молодцы я хочу вам вручить подарки из моего волшебного ларчика (пытается открыть, не получается, раздается волчий смех)
В: (запись) Ха-ха-ха, это я серый волк, зубами щелк, закрыл волшебный ларец на ключ, а сам ключ сломал на кусочки и части ключа раскидал по стране сказок, не буду с вами делится, себе подарки заберу!
А: (грустно) Детки мои милые, что же делать, а? (ответы детей) Правильно не сдадимся серому волку, найдем ключ, но чтобы в волшебное царство попасть нужно, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова (говорит, с детьми) Один, два, три повернись и в стране сказок очутись! Вот мы и попали в стану сказок, дети посмотрите, что это (стоит камень со стрелочками и от него три пути к трем домикам) Правильно, это камень на распутье, сколько у нас дорожек (ответы детей). Направо пойдешь - дом починишь, прямо пойдешь - одежду вернешь, налево пойдешь - сказку спасешь. Боюсь, мы не успеем по всем трем сразу пройти, и волк все заберет, что же делать? (ответы детей) Давайте разделимся на три команды и будем искать ключ по очереди. Берет первую команду 4 человека и ведет направо. ( На обочине дорожки в шахматном порядке лежат кирпичики, под каждым из них закреплен персонаж сказки «теремок»)
В: Дети, посмотрите, что у нас лежит на обочине дорожки, (ответы детей) Давайте посмотрим, что под ними(дети по очереди поднимают, угадывают персонажа сказки)Что это за сказка, кто был первым…..пересказ.
Экспериментальная деятельность Ой лисонька не выйдет у нее волк шубку утащил,что делать (ответы детей)
А.: давайте отгадаем где лисичкина шубка?(ответы детей)Детия закрывают повязкой глаза ,и они на ощупь ,определяют где лисья шубка(на заранее приготовленных карточках нанесена гречка – шубка ежа, вата шубка зайки или хвост шубка лисы.
(после верного ответа из теремка выходит лиса, хвалит, отдает часть ключа и вместе с детьми уходит на стулья)
Воспитатель берет следующую подгруппу, ведет прямо, на обочине дороги в шахматном порядке стоят корзины, в них вещи красной шапочки, дети поочередно достают и угадывают, в конце одевают, и вспоминают сказку ПЕРЕСКАЗ. Выходит Красная шапочка и отдает ключ и уводит детей на стулья
Воспитатель берет крайнюю третью подгруппу и ведет налево, по обочине дорожки лежат картинки, дети по очереди собирают картинки, потом на домике строят мнемодорожку, рассказывают сказку, выходи медведь и отдает третью часть ключа. Ой, а мишка тоже не выйдет, он настолько ленивый что, выйдет, когда почувствует свое любимое лакомство, какое? (ответы детей) Экспериментирование. В заранее спрятанных баночках лежит лук, хрен, мед, дети должны отгадать, где мед, тогда выходит медведь и отдает часть ключа.
В: Дети, что это с ключиком? (ответы детей) ключик сломан, можно таким открыть, ларец? (ответы детей). Детки, мои милые, я знаю, что починит ключ. Волшебный танец, вы станцуете? (ответы детей).
Физкультминутка «Чудо сказки»
На проигрыше по кругу с подскоками
Нам сказки дарят чудо, взмахи крылышками;
А без чудес нельзя.
Они живут повсюду, мельница;
И нам они друзья.
Чудо - сказки, чудо - сказки, повороты вправо и лево;
Нам прожить без них нельзя.
Чудо - сказки, чудо - сказки, наклоны вправо влево;
Наши верные друзья.
А в сказках всё бывает, по коленкам;
Чего не может быть.
Слон в шахматы играет,
Кот может говорить. Прыжки на двух ногах вправо и влево;
Чудо - сказки, чудо - сказки, повтор повороты вправо и лево;
Нам прожить без них нельзя.
Чудо - сказки, чудо - сказки, наклоны вправо и лево;
Наши верные друзья.
ПРОЙГРЫШ бег по кругу с высоким подниманием колен;
Там солнечные краски
И страшный Карабас. Хлопки перед животом, за спиной попеременно;
Нам не прожить без сказки,
Ей не прожить без нас. Наклоны впереди вниз к ступням;
Чудо - сказки, чудо - сказки, повтор повороты вправо и лево; 2 раза куплет
Нам прожить без них нельзя.
Чудо - сказки, чудо - сказки,
Наши верные друзья. наклоны вправо и лево;
А: (выносит целый ключ, хвалит радостно) Ай да Дети, ай да молодцы, посмотрите, что с ключиком случилось (ответы). Теперь можно попробовать ларчик открыть (открывает) вручает медали юным читателями, прощаются с гостями
А: ну а теперь пора и в садик вернуться. Один, два, три, повернись, и садик возвратись (дети возвращаются).
Рефлексия
А:Дети где мы сегодня были? Кому помогали, что искали? Было сложно или легко, какие сказки повстречали? (ответы детей)
Список используемой литературы:
1. Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.
3. Белоусова Л. Веселые встречи. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003.
4. Венгер Л. Угадай, как нас зовут, — М.: «Просвещение», 1994.
5. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: «Просвещение», 1985.
6. Логинова В. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. — СПб.: «Акцент», 1997.
7. Матюгин И., Жемаева Е., Рыбникова И. Как развить хорошую память. — М.: «Рипол Классик», 2000.
8. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6.
9. Роговенко Т. Речевые тренажеры? Да! // «Воспитание и обучение». — 2004,— №10.
10. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10.
11. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2003.
12. Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.
13. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // «Дошкольная педагогика». — 2006 (июль—август).
14. Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. — М.: «Просвещение», 2005.
15.Дипломная работа Рыжкова Марина Александровна (моя) 2015 год «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста по средствам мнемотехнических приемов» Калужский педагогический колледж. Куратор: Орлова Наталья Алексеевна.
Интернет ресурс:
- http://www.maam.ru /Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС Татьяна Пыльнова
- http://helpiks.org КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ И СХЕМ-МОДЕЛЕЙ А. Саконская
- http://www.maam.ru Инешина Оксана Петровна
Обучение детей рассказыванию с помощью мнемотаблиц - http://www.maam.ru Светлана Севская
Обучение детей рассказыванию посредством моделирования и мнемотаблиц - https://ipleer.fm/ Детские песни «Чудо сказки»
Мнемотаблицы - собственные разработки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)
1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект НОД по развитию речи на тему «Домашние животные и птицы» . Художественно-эстетическое развитие рисование на тему «Бантик»
конспект нод по развитию речи...
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Домашние животные в средней группе. Образовательная область: развитие речи.
Цель: уточнение и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышах, создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности....