Конспект НОД по развитию речи по теме «Алёнушкины сказки»
план-конспект занятия по развитию речи

Рыжкова Марина Александровна

Цель: Закрепить умение пересказывать художественные произведения посредством мнемотаблиц;

Обучающие задачи:

  • упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
  • закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
  • называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Развивающие задачи:

  • продолжать развивать психические процессы: память, вни­мание, наглядно-действенное мышление;
  • умение соотносить знаковые символы с образами. 

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к животным, проявлять за­боту о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость де­тей — пожалеть, утешить, подарить.
  • Приучать детей к вы­полнению элементарных правил культуры поведения.
  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_seminar_skazka_dyuymovochka.docx49.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи по теме «Алёнушкины  сказки»

Цель: Закрепить умение пересказывать художественные произведения посредством мнемотаблиц;

Обучающие задачи:

  • упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
  • закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
  • называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Развивающие задачи:

  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
  • умение соотносить знаковые символы с образами. 

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить.
  • Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

 Наглядный материал: часть мнемотаблицы к сказке «Теремок»

записи: для физкультминутки детские - «Чудо сказки»

Оборудование: футболки трех цветов зеленый, белый, оранжевый (все по 4),три домика для сказочных героев, в первом доме не хватает кирпичиков 6 шт. по количеству персонажей сказки «Теремок», вещи Красной шапочки, Кирпичики 6 штук для героев сказки «Теремок»,6 корзин. Костюмы героев сказок (медведь, Красная шапочка, лиса), разрезанный и не разрезанный идентичные ключи, Запись голоса серого волка, «волшебный ларец» с подарками и медалями, запись для физкультминутки «Детские - Чудо сказки». Костюм Аленушки.

Методы и приемы: :игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям,

Предварительная работа:

  • чтение сказок «Теремок», «Красная шапочка», «Три медведя»;
  • рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по мнемотаблице «Три медведя», «Теремок»;
  • показ педагогом сказок «Теремок» (пальчиковый театр), «Три медведя» (настольный театр), «Красная шапочка (фланелеграф);
  • работа с тактильными дощечками;
  • пение песен про животных;
  • чтение стихов про животных и о зиме;
  • наблюдения в природе;
  • дидактические игры «Кто в домике живет», «Кто что ест» и «Кто как кричит».

Ход НОД  

        Дети под музыку входят в зал, и встают полукругом, их встречает Аленушка с волшебным ларчиком.

А: Здравствуйте дети! (ответы детей) Вы меня узнали (ответы детей) Я сестрица Алёнушка! Мне синичка рассказала, что вы знаете много сказок, (ответы детей). Вот за то, сто вы такие молодцы я хочу вам вручить подарки из моего волшебного ларчика (пытается открыть, не получается, раздается волчий смех)

В: (запись) Ха-ха-ха, это я серый волк, зубами щелк, закрыл волшебный ларец на ключ, а сам ключ сломал на кусочки и части ключа раскидал по стране сказок, не буду с вами делится, себе подарки заберу!

А: (грустно) Детки мои милые, что же делать, а? (ответы детей) Правильно не сдадимся серому волку, найдем ключ, но чтобы в волшебное царство попасть нужно, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова (говорит, с детьми) Один, два, три повернись и в стране сказок очутись! Вот мы и попали в стану сказок, дети посмотрите, что это (стоит камень со стрелочками и от него три пути к трем домикам) Правильно, это камень на распутье, сколько у нас дорожек (ответы детей). Направо пойдешь - дом починишь, прямо пойдешь - одежду вернешь, налево пойдешь - сказку спасешь. Боюсь, мы не успеем по всем трем сразу пройти, и волк все заберет, что же делать? (ответы детей) Давайте разделимся на три команды и будем искать ключ по очереди. Берет первую команду 4 человека и ведет направо. ( На обочине дорожки в шахматном порядке лежат кирпичики, под каждым из них закреплен персонаж сказки «теремок»)

В: Дети, посмотрите, что у нас лежит на обочине дорожки, (ответы детей) Давайте посмотрим, что под ними(дети по очереди поднимают, угадывают персонажа сказки)Что это за сказка, кто был первым…..пересказ.  

Экспериментальная деятельность Ой лисонька не выйдет у нее волк шубку утащил,что делать (ответы детей)

А.: давайте отгадаем где лисичкина шубка?(ответы детей)Детия закрывают повязкой глаза ,и они на ощупь ,определяют где лисья шубка(на заранее приготовленных карточках нанесена гречка – шубка ежа, вата шубка зайки или хвост шубка лисы.

(после верного ответа из теремка выходит лиса, хвалит, отдает часть ключа и вместе с детьми уходит на стулья)

Воспитатель берет следующую подгруппу, ведет прямо, на обочине дороги в шахматном порядке стоят корзины, в них вещи красной шапочки, дети поочередно достают и угадывают, в конце одевают, и вспоминают сказку ПЕРЕСКАЗ. Выходит Красная шапочка и отдает ключ и уводит детей на стулья

Воспитатель берет крайнюю третью подгруппу и ведет налево, по обочине дорожки лежат картинки, дети по очереди собирают картинки, потом на домике строят мнемодорожку, рассказывают сказку, выходи медведь и отдает третью часть ключа. Ой, а мишка тоже не выйдет, он настолько ленивый что, выйдет,  когда почувствует свое любимое лакомство, какое? (ответы детей) Экспериментирование. В заранее спрятанных баночках лежит лук, хрен, мед, дети должны отгадать, где мед, тогда выходит медведь и отдает часть ключа.

В: Дети, что это с ключиком? (ответы детей) ключик сломан, можно таким открыть, ларец? (ответы детей). Детки, мои милые, я знаю, что починит ключ. Волшебный танец, вы станцуете? (ответы детей).

Физкультминутка «Чудо сказки»

На проигрыше по кругу с подскоками

Нам сказки дарят чудо,        взмахи крылышками;
А без чудес нельзя.
Они живут повсюду,                   мельница;
И нам они друзья.

Чудо - сказки, чудо - сказки,          повороты вправо и лево;
Нам прожить без них нельзя.
Чудо - сказки, чудо - сказки,         наклоны вправо влево;
Наши верные друзья.

А в сказках всё бывает,               по коленкам;
Чего не может быть.
Слон в шахматы играет,
Кот может говорить.                   Прыжки на двух ногах вправо и влево;

Чудо - сказки, чудо - сказки,        
повтор повороты вправо и лево;
Нам прожить без них нельзя.
Чудо - сказки, чудо - сказки,        наклоны вправо и лево;
Наши верные друзья.
ПРОЙГРЫШ
бег по кругу с высоким подниманием колен;
Там солнечные краски
И страшный Карабас.            Хлопки перед животом, за спиной попеременно;
Нам не прожить без сказки,
Ей не прожить без нас.                 Наклоны впереди вниз к ступням;

Чудо - сказки, чудо - сказки,          
повтор повороты вправо и лево; 2 раза куплет
Нам прожить без них нельзя.
Чудо - сказки, чудо - сказки,
Наши верные друзья.                       наклоны вправо и лево;  

А: (выносит целый ключ, хвалит радостно) Ай да Дети, ай да молодцы, посмотрите, что с ключиком случилось (ответы). Теперь можно попробовать ларчик открыть (открывает) вручает медали юным читателями, прощаются с гостями 

А: ну а теперь пора и в садик вернуться. Один, два, три, повернись, и садик возвратись (дети возвращаются).

Рефлексия

А:Дети где мы сегодня были? Кому помогали, что искали? Было сложно или легко, какие сказки повстречали? (ответы детей)

Список используемой литературы:

1. Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.

2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.

3. Белоусова Л. Веселые встречи. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003.

4. Венгер Л. Угадай, как нас зовут, — М.: «Просвещение», 1994.

5. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: «Просвещение», 1985.

6. Логинова В. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. — СПб.: «Акцент», 1997.

7. Матюгин И., Жемаева Е., Рыбникова И. Как развить хорошую память. — М.: «Рипол Классик», 2000.

8. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6.

9. Роговенко Т. Речевые тренажеры? Да! // «Воспитание и обучение». — 2004,— №10.

10. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10.

11. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2003.

12. Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.

13. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // «Дошкольная педагогика». — 2006 (июль—август).

14. Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. — М.: «Просвещение», 2005.

15.Дипломная работа Рыжкова Марина Александровна (моя) 2015 год «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста по средствам мнемотехнических приемов» Калужский педагогический колледж. Куратор: Орлова Наталья Алексеевна.

 Интернет ресурс:

  1. http://www.maam.ru /Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС Татьяна Пыльнова
  2. http://helpiks.org КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ И СХЕМ-МОДЕЛЕЙ А. Саконская
  3. http://www.maam.ru Инешина Оксана Петровна 
    Обучение детей рассказыванию с помощью мнемотаблиц
  4. http://www.maam.ru Светлана Севская 
    Обучение детей рассказыванию посредством моделирования и мнемотаблиц
  5. https://ipleer.fm/ Детские песни «Чудо сказки»

Мнемотаблицы - собственные разработки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)

1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Домашние животные в средней группе. Образовательная область: развитие речи.

Цель: уточнение и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышах, создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности....