проект народная игрушка
проект по развитию речи (средняя группа)

Дудырева Наталья Владимировна

приобщить детей к народной культуре посредством знакомства их с народной игрушкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nar.igr_.docx672.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №122 Невского района Санкт-Петербурга

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

по духовно – нравственному развитию и воспитанию

детей среднего дошкольного возраста

Воспитатели:     Дудырева Н.В.

                                                                                                        Новикова К.А

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. Паспорт проекта………………………………………………… 2
  1. Обоснование проекта…………………………………………… 3
  1. Актуальность проекта……………………………………….. 3
  1. Цели и задачи………………………………………………… 5
  2. Содержание проекта…………………………………………. 5
  3. Сроки реализации проекта…………………………………... 8
  1. Механизм реализации проекта………………………………….. 9
  1. Этапы проекта………………………………………………… 9
  2. План работы с детьми…………………………………………10
  3. План работы с родителями………..………………………….13
  1. Ожидаемые результаты…………………………………………..14

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Педагогический проект

«Народная игрушка»

Автор проекта

Дудырева Н.В.Новикова К.А.

Название и адрес учреждения

ГБДУ №122 Невского района, г.Санкт-Петербург.

Участники проекта

дети средней группы

воспитатели, родители воспитанников

Тип проекта

Информационно – творческий, групповой

Продолжительность

Среднесрочный

Сроки реализации

январь– март 2018 г.

Цель проекта

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой.

Задачи проекта

  1. Познакомить с историей народной игрушки (деревянной, тряпичной, глиняной).
  2. Формировать интерес к культуре русского народа и уважение к национальным традициям.
  3. Развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.
  4. Повышать компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений.
  5. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народной игрушки.

Ожидаемые

результаты

  1. У детей расширится представление об истории народной игрушки: глиняной (Дымковской), деревянной (матрешки) и тряпичной куклы.
  2. Появится интерес к изучению истории России, народной культуре и творчеству.
  3. Научатся мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи.
  4. Повысится компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; установятся партнерские взаимоотношения, через вовлечение их в совместную деятельность.
  5. Пополнится предметно – пространственная развивающая среда группы игрушками созданными на основе народных промыслов.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Актуальность.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, свое прошлое, понимать свое место в мире других людей и других народов. Все это возможно только тогда, когда освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое –  далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

А настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. В дошкольном возрасте мы можем и должны воспитывать детей на основе традиций и культуры русского народа. Именно через народные традиции, народную культуру каждое новое поколение усваивает опыт старших, образ морали и эстетические предпочтения, формы и модели поведения. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность данного проекта заключается в следующем: в настоящее время у детей недостаточно сформированы представления о народной игрушке и слабо развит познавательный интерес к ней, к её истории, а в наших магазинах очень сложно найти именно народную игрушку.

Игрушки – это важное составляющее каждой культуры. Игрушка зародилась и развивалась вместе с человеком как часть его культуры, появившись вначале внутри семьи. В каждом селе, в каждой семье, где были дети, традиционно делали свои  игрушки. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимание мира и человека в нем. В игрушки, которые создавались для своих детей, отцы, матери, бабушки и дедушки вкладывали свою любовь и мудрость.  Народная игрушка представляет собой величайший пласт культуры, является ее особой ценностью.

В качестве явления традиционной культуры, народная игрушка служит одним из средств приобщения детей и к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей. Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребенка социально - культурной информации; являясь замечательным культурным памятником, на доступном ребенку уровне позволяет осуществить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: приобщение детей среднего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой.

Задачи проекта:

  1. Познакомить с историей народной игрушки (деревянной, тряпичной, глиняной).
  2. Формировать интерес к культуре русского народа и уважение к национальным традициям.
  3. Развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.
  4. Повышать компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений.
  5. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народной игрушки.

Содержание проекта.

Для воспитания духовно – нравственной личности, формирования интереса к культуре русского народа и уважения к национальным традициям важно правильно сконструировать содержание деятельности по всем направлениям развития ребенка, необходимо учитывать потребности детей и их возрастные особенности.

В соответствии с поставленными задачами содержание проекта включает несколько направлений деятельности:

  1. Работу с детьми в процессе организации различных видов деятельности, как в организованной образовательной, так и в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности;

При составлении плана мероприятий в работе с детьми мы учитывали все направления развития: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое, задействовали все виды детской деятельности.

В образовательной области: «Речевое развитие»

Коммуникативная деятельность: она включала в себя такие формы и методы работы с детьми, как:

Беседы:

  • «Что ты знаешь о русских народных игрушках?»
  • «Игрушки не простые – глиняные расписные»
  • «Матрешка – народная игрушка»
  • «Бабушкины куклы»

Целью бесед является знакомство детей с народной культурой, промыслами и видами русских народных игрушек.

Восприятие художественной литературы и фольклора:

  • Заучивание стихотворения В. Феофанова «Чем знаменито Дымково!»
  • Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
  • Чтение и обсуждение произведения И. Рюминой «Куклы наших бабушек»
  • Заучивание потешек и стихотворений о матрешках
  • Отгадывание загадок

Цель: формирование эмоционального отношения к литературным произведениям на основе знакомства с народной игрушкой.

Составление описательных рассказов на тему:

«Матрешка – народная игрушка».

Цель: развитие связной речи, активизация словаря; развитие умения составлять описательный рассказ по образцу.

Речевые игры:

«Что из чего – какое?», «Объясни словечко».

Цель: обогащение и активизация словаря.

В образовательной области: «Познавательное развитие»

Познавательно – исследовательская деятельность: 

Просмотр презентаций:

  • «Путешествие в страну глиняных игрушек»
  • «История создания Матрешки»
  • «Куклы из бабушкиного сундука»

Цель: расширение представлений детей о разнообразии народного искусства.

Организованная образовательная деятельность:

  • «Путешествие в музей матрешки»

Цель: расширение представлений детей о разнообразии матрешек, истории ее происхождения.

Экспериментирование с глиной.

Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, народных игрушек, иллюстрированных книг с рассказами и сказками.

В образовательной области: «Художественно – эстетическое развитие»

Продуктивная деятельность: 

  • ООД «Барашек» (лепка из скульптурного пластилина и роспись игрушки по мотивам дымковской росписи)
  • «Дымковский индюк» (пластилинография)
  • «Дымковская барыня» (поделка из бумаги)
  • Роспись матрешек (рисование)
  • «Дымковская лошадка» (лепка)
  •  Работа в раскрасках «Водоноска» (по мотивам дымковской росписи)

Цель: приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению игрушек; развитие умения создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи.

В образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие»:

Игровая деятельность:

  • Дидактические игры:  «Народные промыслы», «Подбери узор», «Что бывает из дерева, глины, ткани», «Что лишнее?», «Угадай на ощупь»
  • Игры с матрешками и самодельными куклами из ткани
  • Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мастерскую»

В образовательной области: «Физическое развитие»:

Двигательная деятельность

  • Пальчиковые игры: «Мастера»,
  • Физкультминутки и динамические паузы: «Матрешки танцуют», «Дружные матрешки»
  • Народные подвижные игры «Как у наших у ворот», «Ручеек», хороводная музыкальная игра «Гори, гори ясно!» и другие.

  1. Работу с родителями.

Она включает в себя:

  • Консультация «Загадка дымковской игрушки»
  • Консультация «Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников»
  • Буклет «Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре»
  • Беседа с родителями «Музей игрушки»(посетить с детьми).

  1. Создание развивающей предметно – пространственной среды.
  • Оформление мини – музея «Народная игрушка».

Сроки реализации проекта

январь– март 2018 г.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

1 этап -  подготовительный

Разработка конспектов бесед и организованной образовательной деятельности с детьми, подготовка иллюстративного и дидактического материала, составление познавательных презентаций о народной игрушке, разработка демонстрационно-информационного материала для родителей, разработка календарного плана по реализации проекта.

2 этап -  основной

Организация и проведение работы по реализации задач проекта.

3 этап заключительный

Изучение эффективности реализации проекта, выставка детского творчества «Народные игрушки», оформлен мини – музей «Народная игрушка».

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1.

Беседа «Что ты знаешь о русских народных игрушках?»

формирование представлений детей о народной культуре, народных промыслах

воспитатели

2.

Беседа «Игрушки не простые – глиняные расписные»

расширение представлений детей о народной культуре, народных промыслах – дымковской игрушке

воспитатели

3.

Просмотр презентации «Путешествие в страну глиняных игрушек»

расширение представлений детей о разнообразии народного искусства – лепке игрушек из глины

воспитатели

4.

«Дымковский индюк» (пластилинография)

учить декоративно оформлять плоскостное изображение – украшать элементами дымковской, декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, линиями и т.д.)

воспитатели

5.

«Дымковская барыня» (поделка из бумаги)

развивать умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи, самостоятельно составлять узор на изделии новой формы

воспитатели

6.

Чтение и заучивание стихотворения В. Феофанова «Чем знаменито Дымково!»

формирование эмоционального отношения к литературным произведениям

воспитатели

7.

Народная подвижная игра «Как у наших у ворот»

сохранение и укрепление народных традиций, развитие двигательной активности детей

воспитатели

8.

Дидактическая игра «Народные промыслы»

продолжение знакомства детей с народными промыслами, развитие внимания, памяти.

воспитатели

9.

Беседа «Матрешка – народная игрушка»

знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой, ее характерными особенностями

воспитатели

10

Просмотр мультипликационного фильма «Секрет матрешки»

расширение представлений детей об истории матрешки

воспитатели

11

ООД «В музее матрешек»

расширение представлений детей о разнообразии матрешек, истории ее происхождения.

воспитатели

12

Беседа «Бабушкины куклы»

знакомство с историей и видами народных тряпичных кукол

воспитатели

13

Просмотр презентации «Куклы из бабушкиного сундука»

расширение представлений детей об истории народной тряпичной куклы

воспитатели

14

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

формирование эмоционального отношения к литературным произведениям

воспитатели

15

Дидактическая игра «Подбери узор»

составление декоративных композиций на основе знакомства с дымковским промыслом

воспитатели

16

Дидактическая игра «Что бывает из дерева, глины, ткани»

обогащение и активизация словаря

воспитатели

17

Дидактическая игра  «Угадай на ощупь»

развитие тактильных ощущений, умения определять материал на ощупь

воспитатели

18

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мастерскую»

расширение представлений детей о народных промыслах, развитие ролевого взаимодействия

воспитатели

19

Пальчиковая игра «Мастера»

развитие логоритмических способностей детей

воспитатели

20

Физкультминутки и динамические паузы: «Матрешки танцуют», «Дружные матрешки»

оздоровление детей через двигательную деятельность

воспитатели

21

Народная подвижная игра «Ручеек»

знакомство с народной культурой через народные подвижные игры

воспитатели

22

Хороводная музыкальная игра «Гори, гори ясно!»  

знакомство с народной культурой через народные подвижные игры

воспитатели

23

Роспись матрешек

развитие творческих способностей детей на основе народного творчества

воспитатели

24

Лепка «Барашек» (лепка из скульптурного пластилина на основе дымковских игрушек)

приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению игрушек, уточнение представлений о дымковской игрушке

воспитатели

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1.

Консультация «Загадка дымковской игрушки»

Реализация единого подхода детского сада и семьи в приобщении детей к народной культуре и традициям русского народа

воспитатели

2.

Консультация «Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников»

Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о значении и роли народной игрушки в духовно – нравственном воспитании детей

воспитатели

3.

Буклет «Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре»

Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о значении игрушки и ее роли в воспитании детей

воспитатели

4.

Мастер – класс с родителями «Кукла колокольчик»

Установление партнёрских взаимоотношения между детьми, родителями и воспитателями через совместную деятельность

воспитатели

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. У детей расширится представление об истории народной игрушки: глиняной (Дымковской), деревянной (матрешки) и тряпичной куклы.
  2. Появится интерес к изучению истории России, народной культуре и творчеству.
  3. Научатся мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи.
  4. Повысится компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; установятся партнерские взаимоотношения, через вовлечение их в совместную деятельность.
  5. Пополнится предметно – пространственная развивающая среда группы игрушками созданными на основе народных промыслов.

Романова Светлана Сергеевна, воспитатель

МБОУ «Излучинская ОНШ» дошкольная ступень №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Народная игрушка"

В данной презентации представленна работа по ознакомлению детей с традициями русского народа (изготовление куклы - закрутки)...

Исследовательский проект "Народная игрушка как средство приобщения детей к русской народной культуре"

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собств...

Проект " Народная игрушка.Наши любимые игрушки, игры и занятия. "

Прект краткосрочный. Участники: педагог, родители, дети. (младшая группа) Данный проект обогатит знания детей младшего дошкольного возраста о народных игрушках и их предназначении, способствует активи...

Проект «Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре» (для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)

Проект позволит ребёнку познакомиться  с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой, окажет позитивное влияние на развитие умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, н...

Проект "Народная игрушка.Дымковская игрушка"

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....