проект народная игрушка
проект по развитию речи (средняя группа)
приобщить детей к народной культуре посредством знакомства их с народной игрушкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nar.igr_.docx | 672.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №122 Невского района Санкт-Петербурга
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«НАРОДНАЯ ИГРУШКА»
по духовно – нравственному развитию и воспитанию
детей среднего дошкольного возраста
Воспитатели: Дудырева Н.В.
Новикова К.А
СОДЕРЖАНИЕ:
|
|
|
|
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Педагогический проект «Народная игрушка» |
Автор проекта | Дудырева Н.В.Новикова К.А. |
Название и адрес учреждения | ГБДУ №122 Невского района, г.Санкт-Петербург. |
Участники проекта | дети средней группы воспитатели, родители воспитанников |
Тип проекта | Информационно – творческий, групповой |
Продолжительность | Среднесрочный |
Сроки реализации | январь– март 2018 г. |
Цель проекта | Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой. |
Задачи проекта |
|
Ожидаемые результаты |
|
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Актуальность.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, свое прошлое, понимать свое место в мире других людей и других народов. Все это возможно только тогда, когда освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
А настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. В дошкольном возрасте мы можем и должны воспитывать детей на основе традиций и культуры русского народа. Именно через народные традиции, народную культуру каждое новое поколение усваивает опыт старших, образ морали и эстетические предпочтения, формы и модели поведения. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Актуальность данного проекта заключается в следующем: в настоящее время у детей недостаточно сформированы представления о народной игрушке и слабо развит познавательный интерес к ней, к её истории, а в наших магазинах очень сложно найти именно народную игрушку.
Игрушки – это важное составляющее каждой культуры. Игрушка зародилась и развивалась вместе с человеком как часть его культуры, появившись вначале внутри семьи. В каждом селе, в каждой семье, где были дети, традиционно делали свои игрушки. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимание мира и человека в нем. В игрушки, которые создавались для своих детей, отцы, матери, бабушки и дедушки вкладывали свою любовь и мудрость. Народная игрушка представляет собой величайший пласт культуры, является ее особой ценностью.
В качестве явления традиционной культуры, народная игрушка служит одним из средств приобщения детей и к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей. Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребенка социально - культурной информации; являясь замечательным культурным памятником, на доступном ребенку уровне позволяет осуществить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: приобщение детей среднего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой.
Задачи проекта:
- Познакомить с историей народной игрушки (деревянной, тряпичной, глиняной).
- Формировать интерес к культуре русского народа и уважение к национальным традициям.
- Развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.
- Повышать компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений.
- Пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народной игрушки.
Содержание проекта.
Для воспитания духовно – нравственной личности, формирования интереса к культуре русского народа и уважения к национальным традициям важно правильно сконструировать содержание деятельности по всем направлениям развития ребенка, необходимо учитывать потребности детей и их возрастные особенности.
В соответствии с поставленными задачами содержание проекта включает несколько направлений деятельности:
- Работу с детьми в процессе организации различных видов деятельности, как в организованной образовательной, так и в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности;
При составлении плана мероприятий в работе с детьми мы учитывали все направления развития: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое, задействовали все виды детской деятельности.
В образовательной области: «Речевое развитие»
Коммуникативная деятельность: она включала в себя такие формы и методы работы с детьми, как:
Беседы:
- «Что ты знаешь о русских народных игрушках?»
- «Игрушки не простые – глиняные расписные»
- «Матрешка – народная игрушка»
- «Бабушкины куклы»
Целью бесед является знакомство детей с народной культурой, промыслами и видами русских народных игрушек.
Восприятие художественной литературы и фольклора:
- Заучивание стихотворения В. Феофанова «Чем знаменито Дымково!»
- Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
- Чтение и обсуждение произведения И. Рюминой «Куклы наших бабушек»
- Заучивание потешек и стихотворений о матрешках
- Отгадывание загадок
Цель: формирование эмоционального отношения к литературным произведениям на основе знакомства с народной игрушкой.
Составление описательных рассказов на тему:
«Матрешка – народная игрушка».
Цель: развитие связной речи, активизация словаря; развитие умения составлять описательный рассказ по образцу.
Речевые игры:
«Что из чего – какое?», «Объясни словечко».
Цель: обогащение и активизация словаря.
В образовательной области: «Познавательное развитие»
Познавательно – исследовательская деятельность:
Просмотр презентаций:
- «Путешествие в страну глиняных игрушек»
- «История создания Матрешки»
- «Куклы из бабушкиного сундука»
Цель: расширение представлений детей о разнообразии народного искусства.
Организованная образовательная деятельность:
- «Путешествие в музей матрешки»
Цель: расширение представлений детей о разнообразии матрешек, истории ее происхождения.
Экспериментирование с глиной.
Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, народных игрушек, иллюстрированных книг с рассказами и сказками.
В образовательной области: «Художественно – эстетическое развитие»
Продуктивная деятельность:
- ООД «Барашек» (лепка из скульптурного пластилина и роспись игрушки по мотивам дымковской росписи)
- «Дымковский индюк» (пластилинография)
- «Дымковская барыня» (поделка из бумаги)
- Роспись матрешек (рисование)
- «Дымковская лошадка» (лепка)
- Работа в раскрасках «Водоноска» (по мотивам дымковской росписи)
Цель: приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению игрушек; развитие умения создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи.
В образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие»:
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Народные промыслы», «Подбери узор», «Что бывает из дерева, глины, ткани», «Что лишнее?», «Угадай на ощупь»
- Игры с матрешками и самодельными куклами из ткани
- Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мастерскую»
В образовательной области: «Физическое развитие»:
Двигательная деятельность
- Пальчиковые игры: «Мастера»,
- Физкультминутки и динамические паузы: «Матрешки танцуют», «Дружные матрешки»
- Народные подвижные игры «Как у наших у ворот», «Ручеек», хороводная музыкальная игра «Гори, гори ясно!» и другие.
- Работу с родителями.
Она включает в себя:
- Консультация «Загадка дымковской игрушки»
- Консультация «Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников»
- Буклет «Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре»
- Беседа с родителями «Музей игрушки»(посетить с детьми).
- Создание развивающей предметно – пространственной среды.
- Оформление мини – музея «Народная игрушка».
Сроки реализации проекта
январь– март 2018 г.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
Разработка конспектов бесед и организованной образовательной деятельности с детьми, подготовка иллюстративного и дидактического материала, составление познавательных презентаций о народной игрушке, разработка демонстрационно-информационного материала для родителей, разработка календарного плана по реализации проекта.
2 этап - основной
Организация и проведение работы по реализации задач проекта.
3 этап – заключительный
Изучение эффективности реализации проекта, выставка детского творчества «Народные игрушки», оформлен мини – музей «Народная игрушка».
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
№ | СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
1. | Беседа «Что ты знаешь о русских народных игрушках?» | формирование представлений детей о народной культуре, народных промыслах | воспитатели |
2. | Беседа «Игрушки не простые – глиняные расписные» | расширение представлений детей о народной культуре, народных промыслах – дымковской игрушке | воспитатели |
3. | Просмотр презентации «Путешествие в страну глиняных игрушек» | расширение представлений детей о разнообразии народного искусства – лепке игрушек из глины | воспитатели |
4. | «Дымковский индюк» (пластилинография) | учить декоративно оформлять плоскостное изображение – украшать элементами дымковской, декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, линиями и т.д.) | воспитатели |
5. | «Дымковская барыня» (поделка из бумаги) | развивать умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи, самостоятельно составлять узор на изделии новой формы | воспитатели |
6. | Чтение и заучивание стихотворения В. Феофанова «Чем знаменито Дымково!» | формирование эмоционального отношения к литературным произведениям | воспитатели |
7. | Народная подвижная игра «Как у наших у ворот» | сохранение и укрепление народных традиций, развитие двигательной активности детей | воспитатели |
8. | Дидактическая игра «Народные промыслы» | продолжение знакомства детей с народными промыслами, развитие внимания, памяти. | воспитатели |
9. | Беседа «Матрешка – народная игрушка» | знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой, ее характерными особенностями | воспитатели |
10 | Просмотр мультипликационного фильма «Секрет матрешки» | расширение представлений детей об истории матрешки | воспитатели |
11 | ООД «В музее матрешек» | расширение представлений детей о разнообразии матрешек, истории ее происхождения. | воспитатели |
12 | Беседа «Бабушкины куклы» | знакомство с историей и видами народных тряпичных кукол | воспитатели |
13 | Просмотр презентации «Куклы из бабушкиного сундука» | расширение представлений детей об истории народной тряпичной куклы | воспитатели |
14 | Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная» | формирование эмоционального отношения к литературным произведениям | воспитатели |
15 | Дидактическая игра «Подбери узор» | составление декоративных композиций на основе знакомства с дымковским промыслом | воспитатели |
16 | Дидактическая игра «Что бывает из дерева, глины, ткани» | обогащение и активизация словаря | воспитатели |
17 | Дидактическая игра «Угадай на ощупь» | развитие тактильных ощущений, умения определять материал на ощупь | воспитатели |
18 | Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мастерскую» | расширение представлений детей о народных промыслах, развитие ролевого взаимодействия | воспитатели |
19 | Пальчиковая игра «Мастера» | развитие логоритмических способностей детей | воспитатели |
20 | Физкультминутки и динамические паузы: «Матрешки танцуют», «Дружные матрешки» | оздоровление детей через двигательную деятельность | воспитатели |
21 | Народная подвижная игра «Ручеек» | знакомство с народной культурой через народные подвижные игры | воспитатели |
22 | Хороводная музыкальная игра «Гори, гори ясно!» | знакомство с народной культурой через народные подвижные игры | воспитатели |
23 | Роспись матрешек | развитие творческих способностей детей на основе народного творчества | воспитатели |
24 | Лепка «Барашек» (лепка из скульптурного пластилина на основе дымковских игрушек) | приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению игрушек, уточнение представлений о дымковской игрушке | воспитатели |
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
№ | СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
1. | Консультация «Загадка дымковской игрушки» | Реализация единого подхода детского сада и семьи в приобщении детей к народной культуре и традициям русского народа | воспитатели |
2. | Консультация «Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников» | Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о значении и роли народной игрушки в духовно – нравственном воспитании детей | воспитатели |
3. | Буклет «Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре» | Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о значении игрушки и ее роли в воспитании детей | воспитатели |
4. | Мастер – класс с родителями «Кукла колокольчик» | Установление партнёрских взаимоотношения между детьми, родителями и воспитателями через совместную деятельность | воспитатели |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- У детей расширится представление об истории народной игрушки: глиняной (Дымковской), деревянной (матрешки) и тряпичной куклы.
- Появится интерес к изучению истории России, народной культуре и творчеству.
- Научатся мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи.
- Повысится компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; установятся партнерские взаимоотношения, через вовлечение их в совместную деятельность.
- Пополнится предметно – пространственная развивающая среда группы игрушками созданными на основе народных промыслов.
Романова Светлана Сергеевна, воспитатель
МБОУ «Излучинская ОНШ» дошкольная ступень №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Народная игрушка"
В данной презентации представленна работа по ознакомлению детей с традициями русского народа (изготовление куклы - закрутки)...
Исследовательский проект "Народная игрушка как средство приобщения детей к русской народной культуре"
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собств...
проект "Народные игрушки как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"
Проект по приобщению детей к истокам русской культуры...
Проект " Народная игрушка.Наши любимые игрушки, игры и занятия. "
Прект краткосрочный. Участники: педагог, родители, дети. (младшая группа) Данный проект обогатит знания детей младшего дошкольного возраста о народных игрушках и их предназначении, способствует активи...
Проект «Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре» (для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)
Проект позволит ребёнку познакомиться с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой, окажет позитивное влияние на развитие умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, н...
Проект "Народная игрушка.Дымковская игрушка"
воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....
Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""
воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....