Конспект ОД по речевому развитию.Тема: "Культура и традиции мордовского народа"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель- познакомить детей с культурой и традициями мордовского народа.

Программное содержание:

- формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;

- формировать представления о народах, населяющих Поволжье;

- познакомить с культурой и традициями мордовского народа, вызвать интерес к мордовской национальной кухне и фольклору;

- развитие связной речи детей, развитие внимания, памяти, восприятия;

-обогащать словарь детей существительными: россияне, мордва; прилагательными: русский, мордовский, татарский;

- воспитывать любовь к своей Родине, защищать ее интересы и границы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_r.r-kultura_i_traditsii_mordovskogo_naroda.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №40» г.о. Саранск

КОНСПЕКТ ОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

ТЕМА: «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ МОРДОВСКОГО НАРОДА»

(старшая группа)

11

                                                               Составила воспитатель:

                                            Ишмуратова Н.Н.

Саранск

Цель- познакомить детей с культурой и традициями мордовского народа.

Программное содержание:

- формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;

- формировать представления о народах, населяющих Поволжье;

- познакомить с культурой и традициями мордовского народа, вызвать интерес к мордовской национальной кухне и фольклору;

- развитие связной речи детей, развитие внимания, памяти, восприятия;

-обогащать словарь детей существительными: россияне, мордва; прилагательными: русский, мордовский, татарский;

- воспитывать любовь к своей Родине, защищать ее интересы и границы.

Пособия и материалы: картинки и иллюстрации с интерьером крестьянского дома (стол, лавки, печь), фонограммы песен о России; запись мультфильма о Мордовии, куклы в костюмах народов Поволжья; цветные мелки.

Предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов; знакомство с подвижными играми народов России; изготовление поделок из бумаги (заготовки фигурок куклы- мордовочка).

Индивидуальная работа: с Артемом С., Лерой С., Женей С.- закрепить умение отвечать полными предложениями.

Работа с родителями: подготовка к участию в занятии, привлечение родителей к сбору атрибутов: национальных костюмов, иллюстраций с интерьером крестьянской избы и т. п.

Ход деятельности:

(Дети встают полукругом).

Воспитатель читает стихотворение:

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь.

С. Васильев

Воспитатель: Ребята, мы не просто так начали занятие с этого стихотворения. Сегодня мы будем говорить с вами о стране, в которой мы живем. Вспомните и скажите, что вы знаете о нашей Родине?

Дети (примерные ответы):

- Наша стана- Россия, Российская Федерация; - Столица нашей Родины – город-герой Москва; - Просторы нашей страны огромны. В ней много лесов, рек, морей. Есть горы и степи, тайга и тундра; - Наша страна богата природными ресурсами: лесом, полезными ископаемыми, нефтью, углем, золотом.

Воспитатель: Правильно, ребята! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Наша страна обладает тринадцатью морями, и два океана омывают границы нашей страны. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России тысячи городов, сел и деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом. А главное ее богатство – люди, которые в ней живут. Какие люди живут в России?

Дети:

- В нашей стране живут люди разных национальностей: русские, мордва, украинцы, белорусы, татары, евреи, якуты, ненцы, кабардинцы, чеченцы и т.д.

- У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня.

Воспитатель: Да, ребята, верно. Об этом очень хорошо сказано в стихотворении Владимира Степанова «Российская семья».

(Ребенок читает стихотворение):

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

В. Степанов

Воспитатель: Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину и гордимся нашей великой страной!

Говоря о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в Республике Мордовия: г.Саранске, г.Рузаевка, в с. Лямбирь и тд. Значит, это ваша малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?

Дети: город Саранск.

Воспитатель:  Как называется наша республика?

Дети: республика Мордовия.

Воспитатель: В междуречье Суры и Мокши расположилась Республика Мордовия, жителей республики называют – мордва. Здесь живут два народа: эрзя и мокша. Я предлагаю, дети, поближе познакомиться с культурой и традициями мордовского народа. хочу пригласить вас в гости. Сегодня, ребята, мы побываем в мордовской избе.

Дети проходят в музей национальной культуры, где их встречает Мордовочка (воспитатель из другой группы) и приветствует всех на мордовском языке.

Воспитатель переводит приветствие и приглашает всех за стол.

Воспитатель:  Хозяйка, мы пришли к вам в гости, чтобы Вы познакомили нас с мордовскими обычаями, культурой, фольклором. Пожалуйста, расскажите нам все, что вы знаете о своем народе.

Мордовочка. С удовольствием, ребята, расскажу и покажу.

Рассказ хозяйки об истории и культуре мордовского народа:

    «Вы уже знаете, что мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи, но объединяет нас одно – все мы любим свою мордовскую землю и чтим обычаи своих предков. Наша семья принадлежит к народу эрзя. Бабушка рассказывала мне, что в давние-давние времена мордва- эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо».

     Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает на представленную экспозицию костюмов и нарядов для кукол).

    Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «авай». Наша семья тоже очень большая. У нас две дочери и маленький сынок (называет на родном языке). Мы очень любим собираться все за большим столом и кушать национальные блюда, которые научила нас готовить моя прабабушка (перечисляет блюда: Рыба - кал (м, э.) была одним из основных видов пищевого сырья;  Мясо - сиволь сывель (м., э.) в вареном виде;  яйца ал (м., э.). Чаще они употреблялись сваренными вкрутую; из семян конопли получали масло - канцёрвай (м., канцёрой (э.); из пшена с добавлением небольшого количества картофеля готовили супы - шонгарям (м., вецаям (э., картофель - модамарь (м., э.); любимое блюдо мордвы — блины пачат (м., пачалксеть (э.) ; важное место в питании мордвы занимало молоко лофца (м., ловсо (э.) и т. д.).

-Хотите, дети, я вас тоже научу? »

Вместе с ребятами замешивает тесто для национальных блинов – «пачалксеть», уносит на кухню поварам.

- А пока наши блины пекутся, предлагаю вам отдохнуть, и потанцевать.

Дети играют в мордовскую игру «Два круга» под народную песню.

Мордовочка.  Ребята, кроме таких замечательных песен, наш народ придумывал прекрасные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию). Куйгорож – большой непоседа, ни минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду. Давайте отдохнем и посмотрим про него мультфильм.

Дети смотрят мультфильм из серии «Наша Родина – Россия» мокшанскую сказку «Куйгорож». После просмотра сказки воспитатель достает заготовки – фигурки змееныша, и предлагает детям раскрасить их яркими цветами, используя мотивы народных орнаментов. Дети раскрашивают фигурки, используя в качестве образца иллюстрацию с изображением героя народных сказок Куйгорожа.

Мордовочка. Ой, а угощение-то уже готово! (приносит угощение, раздает детям). Дети повторяют название – «пачалксеть», произносят слова благодарности.

Воспитатель: Ребята, скажем «спасибо» хозяйке за интересный рассказ и угощение!

-Как хорошо, что наши родители знают и берегут традиции своего народа, правда,дети? Ведь любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать, - «мама» и «Родина».

(Ребенок):

Мама и Родина очень похожи.

Мама красивая, Родина тоже.

Вы присмотритесь, у мамы глаза

Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Та, что на наших полях колоситься.

Много у Родины общего с мамой,

Самой красивой, ласковой самой!

Стариков А.

Воспитатель:

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдешь ты с другими!

В заключении Мордовочка приглашает ребят и гостей на праздничное чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеобразовательный проект "Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа"

Проект направлен на воспитание у дошкольников терпимости, уважения к себе и другим в условиях многонациональной культурной среды. Его актуальность обусловлена тем, что проблема воспитания социокультур...

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа»....

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа»....

Деловая игра к педсовету №3 «Этнокультурное воспитание детей на основе культурно-исторических традиций мордовского народа» на тему: «Знатоки мордовского края»

Данный материал позволит систематизировать знания педагогов о родном крае, повысить их профессиональное мастерство, познавательную активность, пополнить знания по истории, культуре, природе родного кр...

Конспект занятия на тему: "Обычаи и традиции мордовского народа" в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия на тему: "Обычаи и традиции мордовского народа"в подготовительной к школе группе. Цель:- приобщение детей к традициям и обычаям мордовского народа.Задачи:- воспиты...

Конспект НОД "Традиции мордовского народа"

Любой народ по-своему велик,...