Конспект ОД по речевому развитию.Тема: "Культура и традиции мордовского народа"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель- познакомить детей с культурой и традициями мордовского народа.
Программное содержание:
- формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
- формировать представления о народах, населяющих Поволжье;
- познакомить с культурой и традициями мордовского народа, вызвать интерес к мордовской национальной кухне и фольклору;
- развитие связной речи детей, развитие внимания, памяти, восприятия;
-обогащать словарь детей существительными: россияне, мордва; прилагательными: русский, мордовский, татарский;
- воспитывать любовь к своей Родине, защищать ее интересы и границы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_r.r-kultura_i_traditsii_mordovskogo_naroda.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №40» г.о. Саранск
КОНСПЕКТ ОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
ТЕМА: «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ МОРДОВСКОГО НАРОДА»
(старшая группа)
Составила воспитатель:
Ишмуратова Н.Н.
Саранск
Цель- познакомить детей с культурой и традициями мордовского народа.
Программное содержание:
- формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
- формировать представления о народах, населяющих Поволжье;
- познакомить с культурой и традициями мордовского народа, вызвать интерес к мордовской национальной кухне и фольклору;
- развитие связной речи детей, развитие внимания, памяти, восприятия;
-обогащать словарь детей существительными: россияне, мордва; прилагательными: русский, мордовский, татарский;
- воспитывать любовь к своей Родине, защищать ее интересы и границы.
Пособия и материалы: картинки и иллюстрации с интерьером крестьянского дома (стол, лавки, печь), фонограммы песен о России; запись мультфильма о Мордовии, куклы в костюмах народов Поволжья; цветные мелки.
Предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов; знакомство с подвижными играми народов России; изготовление поделок из бумаги (заготовки фигурок куклы- мордовочка).
Индивидуальная работа: с Артемом С., Лерой С., Женей С.- закрепить умение отвечать полными предложениями.
Работа с родителями: подготовка к участию в занятии, привлечение родителей к сбору атрибутов: национальных костюмов, иллюстраций с интерьером крестьянской избы и т. п.
Ход деятельности:
(Дети встают полукругом).
Воспитатель читает стихотворение:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
С. Васильев
Воспитатель: Ребята, мы не просто так начали занятие с этого стихотворения. Сегодня мы будем говорить с вами о стране, в которой мы живем. Вспомните и скажите, что вы знаете о нашей Родине?
Дети (примерные ответы):
- Наша стана- Россия, Российская Федерация; - Столица нашей Родины – город-герой Москва; - Просторы нашей страны огромны. В ней много лесов, рек, морей. Есть горы и степи, тайга и тундра; - Наша страна богата природными ресурсами: лесом, полезными ископаемыми, нефтью, углем, золотом.
Воспитатель: Правильно, ребята! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Наша страна обладает тринадцатью морями, и два океана омывают границы нашей страны. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России тысячи городов, сел и деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом. А главное ее богатство – люди, которые в ней живут. Какие люди живут в России?
Дети:
- В нашей стране живут люди разных национальностей: русские, мордва, украинцы, белорусы, татары, евреи, якуты, ненцы, кабардинцы, чеченцы и т.д.
- У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня.
Воспитатель: Да, ребята, верно. Об этом очень хорошо сказано в стихотворении Владимира Степанова «Российская семья».
(Ребенок читает стихотворение):
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
В. Степанов
Воспитатель: Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину и гордимся нашей великой страной!
Говоря о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в Республике Мордовия: г.Саранске, г.Рузаевка, в с. Лямбирь и тд. Значит, это ваша малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?
Дети: город Саранск.
Воспитатель: Как называется наша республика?
Дети: республика Мордовия.
Воспитатель: В междуречье Суры и Мокши расположилась Республика Мордовия, жителей республики называют – мордва. Здесь живут два народа: эрзя и мокша. Я предлагаю, дети, поближе познакомиться с культурой и традициями мордовского народа. хочу пригласить вас в гости. Сегодня, ребята, мы побываем в мордовской избе.
Дети проходят в музей национальной культуры, где их встречает Мордовочка (воспитатель из другой группы) и приветствует всех на мордовском языке.
Воспитатель переводит приветствие и приглашает всех за стол.
Воспитатель: Хозяйка, мы пришли к вам в гости, чтобы Вы познакомили нас с мордовскими обычаями, культурой, фольклором. Пожалуйста, расскажите нам все, что вы знаете о своем народе.
Мордовочка. С удовольствием, ребята, расскажу и покажу.
Рассказ хозяйки об истории и культуре мордовского народа:
«Вы уже знаете, что мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи, но объединяет нас одно – все мы любим свою мордовскую землю и чтим обычаи своих предков. Наша семья принадлежит к народу эрзя. Бабушка рассказывала мне, что в давние-давние времена мордва- эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо».
Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает на представленную экспозицию костюмов и нарядов для кукол).
Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «авай». Наша семья тоже очень большая. У нас две дочери и маленький сынок (называет на родном языке). Мы очень любим собираться все за большим столом и кушать национальные блюда, которые научила нас готовить моя прабабушка (перечисляет блюда: Рыба - кал (м, э.) была одним из основных видов пищевого сырья; Мясо - сиволь сывель (м., э.) в вареном виде; яйца ал (м., э.). Чаще они употреблялись сваренными вкрутую; из семян конопли получали масло - канцёрвай (м., канцёрой (э.); из пшена с добавлением небольшого количества картофеля готовили супы - шонгарям (м., вецаям (э., картофель - модамарь (м., э.); любимое блюдо мордвы — блины пачат (м., пачалксеть (э.) ; важное место в питании мордвы занимало молоко лофца (м., ловсо (э.) и т. д.).
-Хотите, дети, я вас тоже научу? »
Вместе с ребятами замешивает тесто для национальных блинов – «пачалксеть», уносит на кухню поварам.
- А пока наши блины пекутся, предлагаю вам отдохнуть, и потанцевать.
Дети играют в мордовскую игру «Два круга» под народную песню.
Мордовочка. Ребята, кроме таких замечательных песен, наш народ придумывал прекрасные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию). Куйгорож – большой непоседа, ни минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду. Давайте отдохнем и посмотрим про него мультфильм.
Дети смотрят мультфильм из серии «Наша Родина – Россия» мокшанскую сказку «Куйгорож». После просмотра сказки воспитатель достает заготовки – фигурки змееныша, и предлагает детям раскрасить их яркими цветами, используя мотивы народных орнаментов. Дети раскрашивают фигурки, используя в качестве образца иллюстрацию с изображением героя народных сказок Куйгорожа.
Мордовочка. Ой, а угощение-то уже готово! (приносит угощение, раздает детям). Дети повторяют название – «пачалксеть», произносят слова благодарности.
Воспитатель: Ребята, скажем «спасибо» хозяйке за интересный рассказ и угощение!
-Как хорошо, что наши родители знают и берегут традиции своего народа, правда,дети? Ведь любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать, - «мама» и «Родина».
(Ребенок):
Мама и Родина очень похожи.
Мама красивая, Родина тоже.
Вы присмотритесь, у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Та, что на наших полях колоситься.
Много у Родины общего с мамой,
Самой красивой, ласковой самой!
Стариков А.
Воспитатель:
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими!
В заключении Мордовочка приглашает ребят и гостей на праздничное чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».
Выступление на конференции...
Общеобразовательный проект "Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа"
Проект направлен на воспитание у дошкольников терпимости, уважения к себе и другим в условиях многонациональной культурной среды. Его актуальность обусловлена тем, что проблема воспитания социокультур...
«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».
«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа»....
«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».
«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа»....
Деловая игра к педсовету №3 «Этнокультурное воспитание детей на основе культурно-исторических традиций мордовского народа» на тему: «Знатоки мордовского края»
Данный материал позволит систематизировать знания педагогов о родном крае, повысить их профессиональное мастерство, познавательную активность, пополнить знания по истории, культуре, природе родного кр...
Конспект занятия на тему: "Обычаи и традиции мордовского народа" в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия на тему: "Обычаи и традиции мордовского народа"в подготовительной к школе группе. Цель:- приобщение детей к традициям и обычаям мордовского народа.Задачи:- воспиты...
Конспект НОД "Традиции мордовского народа"
Любой народ по-своему велик,...