Картотека дидактических игр на развитию речи дошкольников
картотека по развитию речи

Истомина Наталья Михайловна

Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. ... Активизируется речь при общении детей в игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_rechi.docx113.33 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи  дошкольниковКартинки по запросу "картинки для детей дети"

 

 «Кто чьи дети?»

Цель: Обобщить и закрепить знания о животных и их детёнышах.

Развивать речь и словарный запас.

Детям раздаются карточки с нарисованными животными и птицами.

Ребёнок называет животного и его детёныша. Задание начинается с простого, известного животного, а затем более редкого.

У утки -                  У медведя-

У кошки -               У орла -

У собаки -               У верблюда –

У курицы -              У вороны –

У льва -                   У белки –

У оленя -                У барсука –

У ежа -                    У тетерева –

У змеи -                  У снегиря –

У осла -                   У бурундука –

У черепахи -          У кенгуру-

 «Изменить слово по аналогии».

Цель: развивать речь, логическое мышление, словарный запас.

Баран – баранина,      Жемчуг -…,

Свинья - …,                Картофель - …,

Телёнок - …,               Горох -…,

Песок – песчинка,      Чай - …,

Дождь - …,                  Пыль -…,

Пух - …,                       Вишня- …

 «Кто чем управляет?»

Цель: закрепление  формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».

На  доске  картинки  с  изображением  различных  видов  транспорта. Воспитатель показывает  картинку  и  задаёт  вопрос: «Кто  управляет автобусом, самолётом?..»

Дети должны ответить полным предложением.

Автобусом  управляет  водитель.

Грузовиком  управляет  шофёр.

Поездом  управляет  машинист.

Вертолётом  управляет  вертолётчик.

                                                 и т. д.

 «Что можно».

Цель: закрепление  формы  творительного  падежа.

Работа  проводится  с  использованием  картинок (см. к.№3).

Рубить – топором;

Резать – ножом, ножницами;

Умываться – водой.

                          и т.д.

  «Где что растёт?»

Цель: закрепление формы предложного падежа.

 На доске слева – картинки  с  изображением огорода,  сада, луга, поля, болота; справа – картинки с изображением  овощей, фруктов, деревьев, травы, клюквы.

Воспитатель: «Растения сбежали со своих

мест и заблудились. Помоги им вернуться

на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?»

Дети: «Овощи растут в огороде».

Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.

Аналогичным образом проводится игра

«Что где покупают?», «Что где хранится?»

  «Добавь слово».

Цель: закрепление использования предлогов-наречий: справа, слева, впереди, позади.

Воспитатель называет часть предложения и бросает мяч одному из детей.

Ребёнок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова: справа, слева, впереди, позади.

 Стол стоит … .

Полочка с книгами висит … .

Мишка сидит … .

 

 «Игра в неделю».

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

 В игре принимает участие семеро детей. Каждый из них получает «имя»  одного из дней недели. Воспитатель предлагает встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задаёт такие,  например, вопросы: «Вторник,  кто идёт за тобой? Среда, скажи, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

 Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года, в месяцы.

 

«Мой, моя, моё, мои».

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с  существительными.

 Воспитатель: «Назовите предметы, про которые можно сказать –«Это мой» (мой

карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом и т.д.);

«это моё» (моё платье, моё пальто, моё дерево) и т. д.

 «Закончи предложение и назови

слово – «неприятель».

Цель: учить находить слова – антонимы.

Слон большой, а комар - …

Камень тяжёлый, а пушинка - …

Золушка добрая, а мачеха - …

Зимой погода холодная, а летом - …

Сахар сладкий, а горчица - …

Дерево высокое, а куст - …

Дедушка старый, а внук  - …

Суп горячий, а компот - …

Сажа чёрная, а снег - …

Лев смелый, а заяц -…

Молоко жидкое, а сметана - …

Река широкая, а ручеек - …

Работать трудно, а отдыхать - …

Днём светло, а ночью - …

Сегодня мне весело, а вчера было - …

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает - …

Кричат громко, а шепчут - …

Я больна, но скоро буду - …

Я живу близко от реки, а мой друг -…

Продавец продаёт, а покупатель - …

Друзья иногда ссорятся, но легко - …

 Игра «Посуда».

Цель: образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды).

На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:

 Суп – супница,       Чай - …,

Сахар - …,               Соус - …,

Салат - …,               Конфеты - … .

 В дальнейшем укрепляется словообразование существительных с суффиксом –ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:

Хлеб – хлебница,

Сухари - …,

Селёдка - …,

Пепел - … .

D:\Users8\user\Downloads\434317_2_file_1541757580.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников

Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия

В картотеке собраны игры на развитие следующих разделов зрительного восприятия: на ориентировку в пространстве, на восприятие сенсорных эталонов, на формирование предметных представлений и т. д....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи "Развитие правильного звукопроизношения"

ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развит...

Картотека дидактических игр по развитию речи в младшей группе (развитие правильного звукопроизношения)

laquo;ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подра...