Картотека дидактических игр на развитию речи дошкольников
картотека по развитию речи
Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. ... Активизируется речь при общении детей в игре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_rechi.docx | 113.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по развитию речи дошкольников
«Кто чьи дети?»
Цель: Обобщить и закрепить знания о животных и их детёнышах.
Развивать речь и словарный запас.
Детям раздаются карточки с нарисованными животными и птицами.
Ребёнок называет животного и его детёныша. Задание начинается с простого, известного животного, а затем более редкого.
У утки - У медведя-
У кошки - У орла -
У собаки - У верблюда –
У курицы - У вороны –
У льва - У белки –
У оленя - У барсука –
У ежа - У тетерева –
У змеи - У снегиря –
У осла - У бурундука –
У черепахи - У кенгуру-
«Изменить слово по аналогии».
Цель: развивать речь, логическое мышление, словарный запас.
Баран – баранина, Жемчуг -…,
Свинья - …, Картофель - …,
Телёнок - …, Горох -…,
Песок – песчинка, Чай - …,
Дождь - …, Пыль -…,
Пух - …, Вишня- …
«Кто чем управляет?»
Цель: закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».
На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Воспитатель показывает картинку и задаёт вопрос: «Кто управляет автобусом, самолётом?..»
Дети должны ответить полным предложением.
Автобусом управляет водитель.
Грузовиком управляет шофёр.
Поездом управляет машинист.
Вертолётом управляет вертолётчик.
и т. д.
«Что можно».
Цель: закрепление формы творительного падежа.
Работа проводится с использованием картинок (см. к.№3).
Рубить – топором;
Резать – ножом, ножницами;
Умываться – водой.
и т.д.
«Где что растёт?»
Цель: закрепление формы предложного падежа.
На доске слева – картинки с изображением огорода, сада, луга, поля, болота; справа – картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, клюквы.
Воспитатель: «Растения сбежали со своих
мест и заблудились. Помоги им вернуться
на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?»
Дети: «Овощи растут в огороде».
Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.
Аналогичным образом проводится игра
«Что где покупают?», «Что где хранится?»
«Добавь слово».
Цель: закрепление использования предлогов-наречий: справа, слева, впереди, позади.
Воспитатель называет часть предложения и бросает мяч одному из детей.
Ребёнок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова: справа, слева, впереди, позади.
Стол стоит … .
Полочка с книгами висит … .
Мишка сидит … .
«Игра в неделю».
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
В игре принимает участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Воспитатель предлагает встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задаёт такие, например, вопросы: «Вторник, кто идёт за тобой? Среда, скажи, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»
Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года, в месяцы.
«Мой, моя, моё, мои».
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.
Воспитатель: «Назовите предметы, про которые можно сказать –«Это мой» (мой
карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом и т.д.);
«это моё» (моё платье, моё пальто, моё дерево) и т. д.
«Закончи предложение и назови
слово – «неприятель».
Цель: учить находить слова – антонимы.
Слон большой, а комар - …
Камень тяжёлый, а пушинка - …
Золушка добрая, а мачеха - …
Зимой погода холодная, а летом - …
Сахар сладкий, а горчица - …
Дерево высокое, а куст - …
Дедушка старый, а внук - …
Суп горячий, а компот - …
Сажа чёрная, а снег - …
Лев смелый, а заяц -…
Молоко жидкое, а сметана - …
Река широкая, а ручеек - …
Работать трудно, а отдыхать - …
Днём светло, а ночью - …
Сегодня мне весело, а вчера было - …
Заяц скачет быстро, а черепаха ползает - …
Кричат громко, а шепчут - …
Я больна, но скоро буду - …
Я живу близко от реки, а мой друг -…
Продавец продаёт, а покупатель - …
Друзья иногда ссорятся, но легко - …
Игра «Посуда».
Цель: образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды).
На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:
Суп – супница, Чай - …,
Сахар - …, Соус - …,
Салат - …, Конфеты - … .
В дальнейшем укрепляется словообразование существительных с суффиксом –ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:
Хлеб – хлебница,
Сухари - …,
Селёдка - …,
Пепел - … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников
Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....
картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия
В картотеке собраны игры на развитие следующих разделов зрительного восприятия: на ориентировку в пространстве, на восприятие сенсорных эталонов, на формирование предметных представлений и т. д....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...
Картотека дидактических игр по развитию речи "Развитие правильного звукопроизношения"
ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развит...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ) У ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ
Развитие речи у детей...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
Игры на развитие речевого дыхания и слуха....
Картотека дидактических игр по развитию речи в младшей группе (развитие правильного звукопроизношения)
laquo;ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подра...