Методические рекомендации «Возможности программируемых мини-роботов Bee-Вot в развитии детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Афанасьева М. А.

«Возможности программируемых мини-роботов Bee-Вot в развитии детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_afanaseva.docx463.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Возможности программируемых мини-роботов Bee-Вot

в развитии детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста»

            В современном мире воспитание и образование невозможно без использования технических и компьютерных средств. Наши дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Чем раньше ребенок станет осваивать основы работы в информационной среде, тем проще ему в дальнейшем освоить премудрости информационных средств.

Перед нами, педагогами, работающими с детьми, с ОВЗ стоит задача создания условий не только для образования и коррекции речевых нарушений, но и благоприятного эмоционального климата в бытовой в игровой деятельности. Поэтому считаем, что использование современных технических средств является эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, создает благоприятный эмоциональный фон, побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, развивает коммуникативные навыки.

                  

             Уже всем известно, что процесс обучения ребенка с речевыми нарушениями требует длительного времени (дефицит внимания, низкий уровень мотивации к обучению, минимум познавательной активности, быстрая утомляемость), постепенно у него утрачивается интерес к занятиям. Гораздо успешнее осуществлять коррекционную работу с детьми и решать самые различные задачи по исправлению речевых недостатков и развитию психических функций в игровой форме. В игре процесс мышления протекает быстрее, а новый материал запоминается легче.

            Учитывая актуальность использования технических и компьютерных средств уже с дошкольного возраста мы обратились к использованию нового игрового оборудования – мини-роботу «Bee-Вot» или «Умная пчелка».

Его применение рекомендовано парциальной модульной программой «STEM-образование детей дошкольного возраста», авторы: Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин.

На наш взгляд, это современное средство обучения является идеальным инструментом для развития детей, в том числе и воспитанников с ОВЗ. «Умная пчелка» – это программируемый робот, который прост в управлении, соответствует требованиям безопасности и имеет эстетический внешний вид.               Главная ценность «пчелки» в том, что дошкольник может с легкостью задать ей программу действий в несколько шагов, а «пчелка» ее выполнит.

При этом дети чувствуют себя волшебниками, а во время этого магического процесса у них:

  • улучшается мелкая моторика;
  • развивается творческое и логическое мышление;
  • происходит формирование основ программирования, умения составлять алгоритмы;
  • улучшаются показатели внимания и способность к концентрации;
  • развиваются коммуникативные навыки: взаимодействие с другими детьми и взрослыми.

Такие игры не менее важны и в коррекционной логопедической работе. Они отвлекают внимание ребенка от его речевого дефекта, освобождают от неподвижности в непосредственной образовательной деятельности и помогают ее разнообразить.

Свою работу мы начинали со знакомства детей с «пчелкой», учили их ориентироваться на тематических ковриках, программировать путь мини-робота пошагово, выкладывая стрелки для визуального составления алгоритма. Затем дети программировали «пчелку» «Bee-Вot» без визуальной подсказки.

На начальном этапе мы применяли готовые тематические коврики из комплекта развивающей предметно-пространственной среды по программе «STEM-образование для детей дошкольного возраста». По мере приобретения опыта мы стали придумывать свои коврики для решения задач коррекционного развития по Примерной адаптированной основной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи Н.В. Нищевой.

Для закрепления знаний детей мы изготовили авторские коврики по лексическим темам:

  • «Полевые и садовые цветы»;
  • «Грибы и ягоды»;
  • «Фрукты и овощи»;
  • «Сказочные герои».

Разработали и другие коврики для решения задач по развитию фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа:

  • «Хитрые слоги»: ребенок ищет картинку, в которой есть заданный слог, и называет его.
  • «Цепочка слов»: ребенок находит соответствующую картинку, название которой начинается на заданный звук или им заканчивается.
  • «Назови все слова с заданным звуком»: надо пройти «пчелкой» по всем картинкам с определенным звуком в разной позиции (начало, середина и конец слова).

Очень эффективен в нашей работе для выполнения заданий учителя-логопеда на активизацию артикуляционного аппарата и автоматизацию звукопроизношения созданный нами коврик «Найди нужную картинку». Трудные и скучные для ребенка артикуляционные упражнения становятся интересными, когда он в игровой форме строит маршрут «пчелки» до заданного артикуляционного упражнения, а достигнув цели – с радостью выполняет его.

Игры с «Bee-Вot» помогают решать не только речевые задачи, но и другие разделы программы:

- ФЭМП: счет в пределах десятка можно решать при помощи предлагаемой игрушки. Составляя план действий для робота, ребенку необходимо просчитать количество «шагов» на плоскости: «Один, два, три. Три шага вперед, потом поворот направо и два шага назад». Примерно так может выглядеть речь ребенка, когда он определяется с программой действия. 

- Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. Передвижения робота на плоскости позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, «посередине» и «между», «направо – налево» («справа – слева»). Дошкольник в игровой, увлекательной форме лучше может понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, между, сбоку или с краю.

  - Закрепляются знания об окружающем мире (животный и растительный мир).

Таким образом, считаем, что в настоящее время развитие инженерных технологий в дошкольном образовании являются новой ступенью в образовательном процессе, позволяя оптимизировать и индивидуализировать обучение детей, в том числе и с нарушениями речи, создавать в процессе обучения необходимую этим детям «ситуацию успеха». Ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности, у него развивается интерес к получению новой информации в том объеме, котором он готов усвоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник СОУО " Реализация преемсвености коррекционного сопровождения детей с органиченными возможностями здоровья в непрерывной образовательной вертикали (седьмй выпуск) 2012 Формирование интереса к чтению у детей с нарушениями речи старшего дошкольного в

Сборник СОУО " Реализация преемсвености коррекционного сопровождения детей с органиченными возможностями здоровья в непрерывной образовательной вертикали (седьмй выпуск) 2012 Формирование интереса к ч...

"Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста".

Подборка  разных логопедических игр и упражнений не требующих специальных условий , оборудования и пособий для развития  речи,памяти, внимания, мышления, моторики у детей с нарушениями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (старший дошкольный возраст)

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи....

Сборник СОУО " Реализация преемсвености коррекционного сопровождения детей с органиченными возможностями здоровья в непрерывной образовательной вертикали (седьмй выпуск) 2012 Формирование интереса к чтению у детей с нарушениями речи старшего дошкольного в

Сборник СОУО " Реализация преемсвености коррекционного сопровождения детей с органиченными возможностями здоровья в непрерывной образовательной вертикали (седьмй выпуск) 2012 Формирование интерес...

Картотека игр и игровых упражнений по познавательному развитию детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения

Учить детей соотносить натуральный объект и его силуэтное изображение,активизировать фиксацию, локализацию, развивать зрительную память.Закрепить знания о разных видах предметов: игрушки, мебель, одеж...