Занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Горбатова Елена Борисовна
Закрепить понятие предложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по развитию речи23.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                               КОНСПЕКТ ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

С детьми подготовительной группы №8

Тема: Предложение. Слово.

Цель: дать практическое представление о предложении

        

Задачи:

1) образовательные:

  • дать понятие о предложении на практическом уровне;
  • формировать умение определять количество предложений в тексте, количество слов в предложении;
  • познакомить со схемой предложения: с условным обозначением первого слова в предложении и точкой в конце предложения;
  • упражнять в составлении схем предложений

2) развивающие:

  • развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать мелкую и общую моторику, внимание

3) воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятию, к заданиям;
  • воспитывать навык отвечать на заданные вопросы

Оборудование:

конверт с письмом и сюжетной картинкой, полоски-символы для составления схемы предложения на каждого ребенка, ноутбук (музыка для физминутки «Играем в снежки»), маркер, доска

Ход занятия:


1. Организационный момент
-  Здравствуйте, ребята. Когда я  шла к вам в группу, встретила почтальона. Он передал мне конверт с письмом. Хотите узнать, что написано в письме?                            (да)

- Здесь не только письмо, но еще и картинка. Смотрите на картинку и слушайте рассказ.

(достаю картинку – на доску, читаю письмо)

Наступила зима. Выпало много снега. Ребята построили высокую горку. Дети лепят снеговика. Малышам весело зимой.

- Ребята, что я прочитала?                                  (рассказ)

- Придумайте название к этому рассказу.        (ответы детей)


2. Понятие о предложении
- Любой рассказ, сказка, вся наша речь - состоят из предложений.

- А из чего состоят предложения?                          (из слов)

- Послушайте меня: дети, лепить, снеговик. Получилось предложение?    

                                                                                   (нет, вы сказали слова)

- Что нужно сделать со словами, чтобы получилось предложение?          (???)

- Слова нужно подружить между собой, тогда получится предложение.

- Дети, лепить, снеговик. Я подружила слова? Получилось предложение?    (нет)

- Дети лепят снеговика. Теперь слова подружились?         (да)

- Получилось предложение.  Из предложения мы всегда узнаем о ком или о чем идет речь.

- О ком первое предложение?                                            (о детях)

- Что мы узнали о детях?                                                     (что они лепят снеговика)

- Выпадать, много, снег    - это предложение?

- Илья, подружи слова между собой.     (Выпало много снега)                                                                            

- Получилось предложение.  О чём это предложение?        (о снеге)

- Что мы узнали о снеге?                                                     (что он выпадает)

- Ребята построили высокую… – Это предложение? (нет, оно не закончено)

- Полина, закончи предложение.                               (Ребята построили высокую горку.)

- Итак, в предложении всегда должна быть законченная мысль, слова в предложении должны дружить.

3. Определение количества предложений в тексте.
- Скажите, а можно сосчитать, сколько предложений в рассказе?

- Я прочитаю письмо еще раз. Вы будете считать количество предложений и загибать пальчики.  (читаю рассказ, дети считают количество предложений – 5).

Наступила зима. Выпало много снега. Ребята построили высокую горку. Дети лепят снеговика. Малышам весело зимой.

- Как вы догадались, что в рассказе пять предложений?     (вы делали паузы).

4. Физминутка. – «Играем в снежки» - под музыку

 5. Игра «Умный магнитофон»

- Скажите, ребята, а вы можете запомнить все предложения в рассказе?

- Поиграем в игру «Умный магнитофон».

- Вы «запишите» сначала первое предложение, потом второе и т.д.

А когда я скажу: «Включай магнитофон» и покажу на кого-то из вас, вы вспомните и повторите «записанные» предложения. А вместе получится рассказ про зиму.

Наступила зима. Выпало много снега. Ребята построили высокую горку. Дети лепят снеговика. Малышам весело зимой.

(Дети выполняют задание: запоминают, затем воспроизводят предложения.)

- Саша, включай магнитофон, повтори первое предложение?         (Наступила зима.)

- Даша, включай магнитофон, повтори второе предложение?       (Выпало много снега.)

- Елисей, включай магнитофон, повтори третье предложение?    (Ребята построили

                                                                                                                 высокую горку.)

- Ева, включай магнитофон, повтори четвертое предложение?    (Дети лепят снеговика.)

- Маша, включай магнитофон, повтори пятое предложение?    (Малышам весело зимой.)

6. Анализ предложения. Знакомство с его графическим изображением

- Настя повторит первое предложение еще раз. (повторяет).

- Сколько слов в этом предложении?                   (два)

- Паша, назови первое слово в предложении, назови второе слово.

- Я сейчас черточками запишу это предложение на доске. Каждая черточка будет обозначать слово. Сколько слов в предложении, столько черточек в нашей схеме.

А теперь поделюсь с вами тремя секретами.

1. Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. В схеме мы большую букву покажем уголком.

2. В конце предложения всегда ставится точка.

3. Между словами в предложении должен быть пробел.

- А сейчас я посмотрю, как вы запомнили мои секреты.

- Оля, повтори второе предложение из рассказа. (повторяет).

- Сколько слов в этом предложении?                   (три)

- Артем, назови первое слово, назови второе, третье слово.

- У вас на столах лежат полоски-символы. Положите перед собой столько полосок, сколько в предложении слов. Покажите в схеме начало и конец предложения.

(аналогичная работа с остальными предложениями)


7. Итог занятия
- Ребята, что я принесла в конверте?                                        (рассказ.)
- Из чего состоит рассказ?                                                          (из предложений.)

- Из чего состоит предложение?                                                (из слов)

- С какой буквы начинается предложение? Как мы это покажем в схеме?

- Что ставим в конце предложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...