Занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
С детьми подготовительной группы №8
Тема: Предложение. Слово.
Цель: дать практическое представление о предложении
Задачи:
1) образовательные:
- дать понятие о предложении на практическом уровне;
- формировать умение определять количество предложений в тексте, количество слов в предложении;
- познакомить со схемой предложения: с условным обозначением первого слова в предложении и точкой в конце предложения;
- упражнять в составлении схем предложений
2) развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать мелкую и общую моторику, внимание
3) воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию, к заданиям;
- воспитывать навык отвечать на заданные вопросы
Оборудование:
конверт с письмом и сюжетной картинкой, полоски-символы для составления схемы предложения на каждого ребенка, ноутбук (музыка для физминутки «Играем в снежки»), маркер, доска
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Когда я шла к вам в группу, встретила почтальона. Он передал мне конверт с письмом. Хотите узнать, что написано в письме? (да)
- Здесь не только письмо, но еще и картинка. Смотрите на картинку и слушайте рассказ.
(достаю картинку – на доску, читаю письмо)
Наступила зима. Выпало много снега. Ребята построили высокую горку. Дети лепят снеговика. Малышам весело зимой.
- Ребята, что я прочитала? (рассказ)
- Придумайте название к этому рассказу. (ответы детей)
2. Понятие о предложении
- Любой рассказ, сказка, вся наша речь - состоят из предложений.
- А из чего состоят предложения? (из слов)
- Послушайте меня: дети, лепить, снеговик. Получилось предложение?
(нет, вы сказали слова)
- Что нужно сделать со словами, чтобы получилось предложение? (???)
- Слова нужно подружить между собой, тогда получится предложение.
- Дети, лепить, снеговик. Я подружила слова? Получилось предложение? (нет)
- Дети лепят снеговика. Теперь слова подружились? (да)
- Получилось предложение. Из предложения мы всегда узнаем о ком или о чем идет речь.
- О ком первое предложение? (о детях)
- Что мы узнали о детях? (что они лепят снеговика)
- Выпадать, много, снег - это предложение?
- Илья, подружи слова между собой. (Выпало много снега)
- Получилось предложение. О чём это предложение? (о снеге)
- Что мы узнали о снеге? (что он выпадает)
- Ребята построили высокую… – Это предложение? (нет, оно не закончено)
- Полина, закончи предложение. (Ребята построили высокую горку.)
- Итак, в предложении всегда должна быть законченная мысль, слова в предложении должны дружить.
3. Определение количества предложений в тексте.
- Скажите, а можно сосчитать, сколько предложений в рассказе?
- Я прочитаю письмо еще раз. Вы будете считать количество предложений и загибать пальчики. (читаю рассказ, дети считают количество предложений – 5).
Наступила зима. Выпало много снега. Ребята построили высокую горку. Дети лепят снеговика. Малышам весело зимой.
- Как вы догадались, что в рассказе пять предложений? (вы делали паузы).
4. Физминутка. – «Играем в снежки» - под музыку
5. Игра «Умный магнитофон»
- Скажите, ребята, а вы можете запомнить все предложения в рассказе?
- Поиграем в игру «Умный магнитофон».
- Вы «запишите» сначала первое предложение, потом второе и т.д.
А когда я скажу: «Включай магнитофон» и покажу на кого-то из вас, вы вспомните и повторите «записанные» предложения. А вместе получится рассказ про зиму.
Наступила зима. Выпало много снега. Ребята построили высокую горку. Дети лепят снеговика. Малышам весело зимой.
(Дети выполняют задание: запоминают, затем воспроизводят предложения.)
- Саша, включай магнитофон, повтори первое предложение? (Наступила зима.)
- Даша, включай магнитофон, повтори второе предложение? (Выпало много снега.)
- Елисей, включай магнитофон, повтори третье предложение? (Ребята построили
высокую горку.)
- Ева, включай магнитофон, повтори четвертое предложение? (Дети лепят снеговика.)
- Маша, включай магнитофон, повтори пятое предложение? (Малышам весело зимой.)
6. Анализ предложения. Знакомство с его графическим изображением
- Настя повторит первое предложение еще раз. (повторяет).
- Сколько слов в этом предложении? (два)
- Паша, назови первое слово в предложении, назови второе слово.
- Я сейчас черточками запишу это предложение на доске. Каждая черточка будет обозначать слово. Сколько слов в предложении, столько черточек в нашей схеме.
А теперь поделюсь с вами тремя секретами.
1. Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. В схеме мы большую букву покажем уголком.
2. В конце предложения всегда ставится точка.
3. Между словами в предложении должен быть пробел.
- А сейчас я посмотрю, как вы запомнили мои секреты.
- Оля, повтори второе предложение из рассказа. (повторяет).
- Сколько слов в этом предложении? (три)
- Артем, назови первое слово, назови второе, третье слово.
- У вас на столах лежат полоски-символы. Положите перед собой столько полосок, сколько в предложении слов. Покажите в схеме начало и конец предложения.
(аналогичная работа с остальными предложениями)
7. Итог занятия
- Ребята, что я принесла в конверте? (рассказ.)
- Из чего состоит рассказ? (из предложений.)
- Из чего состоит предложение? (из слов)
- С какой буквы начинается предложение? Как мы это покажем в схеме?
- Что ставим в конце предложения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.
1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи, изображение №1
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...