Публикация на тему: "Умственное развитие детей на занятиях по развитию речи".
статья по развитию речи (средняя группа)

Нечаева Клара Мустафаевна

Развитие правильного звукопроизношения, артикуляционного и голосового аппарата, а также умственного развития, обогащения знаний и предстваления об окружающей действительности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01._publikatsiya.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Умственное развитие детей на занятиях по развитию речи

На занятиях по развитию речи дети учатся чётко и правильно  произносить звуки, слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом, учатся слышать в словах отдельные звуки, различать  их на слух и в произношении.  

В процессе формирования звуковой культуры речи мы используем разнообразные речевые средства: игры, загадки, пословицы, стихи, считалки. При умелом и правильном подборе они способствуют не только формированию правильного звука произношения, развитию артикуляционного и голосового аппаратов, но и воспитывают детей в умственном плане: уточняют и обогащают знания и представления об окружающей действительности, явлениях общественной жизни.

В процессе закрепления звуков в словах дети уточняют и обогащают свой словарный запас, узнают много нового, получают дополнительные сведения об игрушках, животных и окружающих их предметах быта. Например, при закреплении звука «Л» можно построить занятия таким образом, что одновременно с их закреплением, дети будут иметь возможность обогащать свои знания о животном мире: одни животные называются домашними (лошадь, телёнок), другие -дикими (волк, лиса и др.).

Некоторые загадки заучиваем с детьми наизусть с целью закрепления и дифференциации звуков, для развития чёткой дикции. При этом объясняем содержание загадок, непонятные слова. На занятиях не следует стремиться быстрее получить ответ, надо дать возможность каждому ребёнку подумать над содержанием, над отгадкой. Даже после того, как будет названа отгадка, желательно спросить ещё 2-3 детей: «А как Даша думает? Что это? Кто это?».

 В работе по изучению звуков речи на занятиях мы используем стихи. Стихи используем для закрепления звуков, для развития голосового аппарата. Заучивая стихи, дети одновременно расширяют свои представления об окружающем мире, знакомятся с природой, активизируется познавательная деятельность детей.

Дидактические игры занимают ведущее место в воспитании звуковой культуры речи. Например, в процессе закрепления в словах звука «С» предлагаем детям подбирать и называть только такие предметы, которые относятся к посуде, мебели и пр. и в которых есть звук «С». Например, кастрюля, сковородка, стул, стол, кресло, т.е. одновременно с формированием произношения учатся классифицировать предметы. А в дидактической игре «домино» предлагаем назвать предметы, в названиях которых обрабатываемый звук находится в начале, в середине, в конце слова (лиса-волк-вол),произносится твёрдо и мягко(угол-уголь).

С учётом этих требований подбирается словарь для рассказов, игр, инсценировок. Проводя работу по закреплению звука «Ш» на занятии мы предлагаем ответить на ряд вопросов. На фланелеграфе в случайном порядке раскладываются картинки с изображением животных, в названии которых встречается этот звук ( кошки, мышки, лягушки). Картинки служат опорой для нахождения нужного ответа. Называя тех или иных животных, дети упражняются в отчётливом произношении слов и звуков. Вопросы: «Посмотрите на картинку и скажите: кто живёт в норке? (мышка). Кого боится мышка? (кошку). Кто живёт зимой в берлоге? (мишка) и т.д.».

При помощи таких вопросов помимо развития внимания и речи говорящего, закрепления и уточнения ими явлений, развивают наблюдательность, учат думать, способствуют речевому и умственному развитию. Например, изучая звук «с», мы загадываем загадку о лисе. Рыжая с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом Чтобы её отгадать, дети должны иметь достаточно чёткое представление об этом животном, ведь и у белки пушистый хвост, живёт в лесу, летом рыжая, но лиса живёт под кустом, а белка в дупле, на дереве.

В игре «Что растёт в огороде?» детей старшей группы учим не только дифференцировать определенные группы звуков на слух и в произношении, но и уточняют, закрепляют свои знания и представления об овощах. Так же на занятиях мы используем дидактические игры: «Что в мешочке?», «Весёлый язычок».

Большую ценность для умственного и речевого развития представляют стихотворения. Они  не только уточняют, расширяют представления детей о каком-то  предмете, т.е. получают дополнительные сведения познавательного характера. Например, заучивая стихотворение об осени А.Плещеева, дети узнают о том, какие изменения происходят в природе в данное время года. Затем дети называют слова, содержащие определённый звук. Также в работе мы  используем такие задания, как назвать разные слова, содержащие определённый звук, соревнуются, какой ряд больше назовёт  слов с заданным звуком, учатся составлять самостоятельно загадки, используем игры:  «Где звучит?» (ориентирование в пространстве), даём задания: «Найди неточность в данном тексте». Например, землю роет старый кот (крот) и т.д. Чтобы детям было интересно выполнять задания, предлагаем им называть слова по очереди (моё слово солнце, а твоё, Таня? и т.д.).

Развитие слухового внимания, фонетического слуха является важным подготовительным этапом  к усвоению детьми такого сложного умственного действия  как умение производить звук, анализировать слово, знание которого необходимо для успешного обучения грамоте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Развитие познавательных способностей детей на занятиях по развитию речи

Духовно - интеллектуальное развитие ребенка на основе ознакомления дошкольника с азами экологической культуры и нравственности. Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней....

Опыт работы «Развитие творчества у детей на занятиях по развитию речи»

Цель: развить и раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребёнка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определённые нав...

Опыт работы «Развитие творчества у детей на занятиях по развитию речи»

Цель: развить и раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребёнка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определённые нав...

Опыт работы «Развитие творчества у детей на занятиях по развитию речи»

Цель: развить и раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребёнка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определённые нав...

игровые упражнения для музыкального развития детей.Практический материал для развития детей в МДОУ.

Картотека музыкаьно-дидактических игр для работы с дошкольниками....

Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LEGO-КОНСТРУКТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LEGO-КОНСТРУКТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...