Картотека "Речевые игры с мячом"
картотека по развитию речи
Игры на развитие речи с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_s_myachom.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра: «Спой, как я»
Цель: развивать длительный выдох: учить энергично отталкивать мяч двумя руками в прямом направлении к взрослому из положения сидя ноги врозь, стоя на коленях или стоя.
Описание: взрослый катит (бросает) мяч ребенку и длительно произносит гласный звук (А, О, У, Э, И, Ы). Ребенок повторяет действия взрослого.
Игра: вариант игры «Спой, как я»
Цель: учить детей различать и называть основные цвета; учить прокатывать мяч в нужном направлении или мяч нужного цвета; развивать длительный выдох: учить энергично отталкивать мяч двумя руками в прямом направлении к взрослому из положения: сидя ноги врозь, стоя на коленях или стоя.
Описание: взрослый просит катить мяч ребенка в направлении красных ворот (построить из конструктора) или катить мяч определенного цвета и длительно произносить гласный звук (А, О, У, Э, И, Ы). Ребенок повторяет действия взрослого.
Игра: «Назови ласково»
Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова: учить передавать мяч друг другу из рук в руки, не прижимая к груди.
Описание: взрослый, предавая мяч ребенку, называет слово и просит ребенка произнести слово ласково: кот-котик, яблоко-яблочко, белка-белочка и т.д.
Игра: «Кто как кричит?»
Цель: развивать слуховое внимание и закреплять произношение звукоподражаний; учить детей уверенно и точно бросать мяч двумя руками в прямом направлении к взрослому/ребенку и ловить его.
Описание: взрослый бросает мяч ребенку и спрашивает, как кричит петух, собака, кошка и т.д.
Игра: «У меня зазвонил телефон, кто говорит?»
Цель: развивать слуховое внимание и различать по звукам животных; учить детей уверенно и точно бросать мяч двумя руками в прямом направлении к взрослому/ребенку и ловить его.
Описание: взрослый бросает мяч ребенку и предлагает угадать, то позвонил детям.
Та же игра может быть проведена и с неречевыми звуками: «У меня зазвонил телефон, что же шумит в нем?»
Игра: «Я знаю пять названий…»
Цель: расширять словарный запас детей; учить ударять мяч о пол и ловить.
Описание: взрослый предлагает ребенку назвать пять названий предметов к обобщающему понятию: «Я знаю пять названий овощей: картошка – один; капуста – два; и т.д.»
Игра: «Слово заблудилось»
Цель: учить детей подбирать рифму к слову; закреплять умение уверенно бросать и ловить мяч.
Описание: взрослый предлагает найти «пропавшее» слово, ребенок отбрасывает мяч обратно и произносит это слово-рифму.
Игра: «Один-много»
Цель: закреплять правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже; закреплять умение предавать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди.
Описание: взрослый передает мяч одному из детей и предлагает продолжить фразу: «У меня один карандаш, а у тебя много (чего?)…(карандашей)».
Игра: «Загадки»
Цель: формировать навык образования сложных слов; закреплять умение отталкивать мяч пальцами рук, оценивая направление и силу толчка.
Описание: взрослый передает мяч одному из детей и предлагает составить слово из двух других: «сам и летать – самолет, снег и падать – снегопад, и т.д.».
Игра: «Жадина»
Цель: закреплять правильное употребление существительных с местоимением женского, мужского и среднего рода; закреплять умение предавать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди.
Описание: взрослый передает мяч одному из детей и предлагает употребить местоимение и существительное в правильном роде: «Чья машина? – ребенок отвечает: «Моя машина» и откидывает мяч взрослому.
Игра: «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы); продолжать учить бросать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди.
Описание: взрослый бросает мяч одному из детей и предлагает назвать слово, противоположное по смыслу: холодный-горячий, веселый-грустный и т.п.
Игра: «Кто больше знает слов»
Цель: закреплять навыки звукового анализа; учить при этом детей попадать в цель правой/левой рукой на оптимальном для ребенка расстоянии.
Описание: взрослый предлагает детям подобрать слова с заданным звуком. Ребенок называет слово, берет мяч и бросает его в корзину. Знатоком считается тот, кто больше бросит мячей в корзину.
Игра: «Назови одним словом»
Цель: закрепить обобщающие понятия и умение подбрасывать мяч с хлопком.
Описание: взрослый называет несколько предметов и предлагает ребенку назвать их одним словом. Ребенок называет слово, подбрасывает мяч, хлопает и ловит его снова.
Игра: «Что делает?»
Цель: расширять глагольный словарь и закреплять умение бросать мяч собеседнику.
Описание: взрослый называет слово, дети подбирают к ним слова-действия, перебрасывая при этом мяч друг другу. Например: кошка, что делает? – мяукает, ласкается, лакает, царапается.
Игра «Закончи предложение»
Цель: развивать умение согласовывать слова в предложении. Продолжать развивать навыки владения мячом.
Описание: взрослый проговаривает предложение, дети должны подобрать слово в правильной форме, подходящее по смыслу, перебрасывая при этом мяч. Например: Шапку надеваем на...(голову)
Носки надеваем на...
Рукавицы надеваем на...
Птица сидит на…
Игра «Послушай и ответь»
Цель: развивать умение согласовывать слова в предложении: образовывать форму существительного, обозначающую принадлежность. Продолжать развивать навыки владения мячом.
Описание: взрослый проговаривает предложение и задает вопрос, на который дети отвечают, подобрав слово в правильной форме. Пример:
У Насти есть платье. Чье это платье? (Настино платье). У мамы есть шуба.
Чья это шуба? (мамина шуба). У папы есть галстук. Чей это галстук? И т.п.
Игра «Хвастунишки»
Цель: развивать умение: образовывать сравнительную степень прилагательного. Продолжать развивать навыки владения мячом.
Описание: взрослый предлагает предложение, дети образуют сравнительную степень прилагательного в правильной форме. Пример:
У меня чистая рубашка — А у меня ещё чище.
У меня широкие штаны — А у меня шире.
У меня длинное платье — А у меня длиннее.
У меня короткая юбка — А у меня короче.
У меня тёплое пальто — А у меня теплее.
Игра "Подбирай, называй, запоминай"
Цель: расширение активного словаря: подбор прилагательных и глаголов. Продолжать развивать навыки владения мячом.
Описание: взрослый предлагает предложение, дети образуют сравнительную степень прилагательного в правильной форме. Пример на подбор определений и глаголов:
Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое?) - ...
Ветер осенью (какой?) - ...
Дождь осенью (какой?) - ...
Листья осенью (какие?) - ...
Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.
Осенью дождь (что делает?) - ...
Осенью солнце (что делает?) - ...
Осенью птицы (что делаю?) - ...
Игра " Найди ошибки "
Цель: развитие слухового внимания. Продолжать развивать навыки владения мячом.
Описание: взрослый предлагает предложение, дети определяют, что бывает и чего не бывает. Например: осенью.
- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
- Набухают почки, распускаются листья.
- Люди собирают урожай овощей и фруктов.
- Дикие животные не делают запасы корма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Из истории мяча, игры с мячом"
Игры с мячом очень распространённые и встречаются почти у всех народов мира....
Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"
В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...
Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом"
Презентация на тему: Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом". Цели, задачи проекта; непосредственная образоватедьная деятельность с детьми на тему: "Музей мяча. История, разнови...
Мини-музей "Волшебные мячи". Практикум. Методическое пособие по подвижным играм с мячом. Конспект НОД в средней группе "Мой весёлый звонкий мяч".
Цель: создание предметно-пространственной среды, направленной на повышение интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре, позволяющей взаимодействовать с ребёнком на принципах личностно-...
Из истории мяча. Игры с мячом.
Консультация для воспитателей....
«Школа мяча» картотека Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом
laquo; ШКОЛА МЯЧА»КАРТОТЕКА Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом...
« Школа мяча» Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста
laquo; Школа мяча»Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста...