Программа "Буквоешка" (дополнительное образование)
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Программа по обучению грамоте для детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_bukvoezhka_5-6let.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«АБВГДейка»
Для детей 5-6 лет
(срок реализации 1 год)
Разработчик: Сальникова Г.Б.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность:
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.
Данная программа по обучению грамоте включает два периода: первый связан с овладением звуковой стороной речи и ориентировкой в ней, второй – с освоением знаковой системы языка. Курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звуко - буквенному анализу, чтению и подготовке руки ребёнка к письму.
Теоретические основы программы опираются на разработки концепции дошкольного образования детей, на федеральный закон «Об образовании», анализ научно-методической литературы по проблеме. При разработке данной концепции учитывался системный, комплексный, личностный и деятельностный подход в развитии детей.
Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребёнком во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса.
Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук (психологии, педагогики, языкознания), но и комплексного подхода в решении задач речевого развития.
Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте с учётом психофизиологических особенностей детей, и их потребностей.
Деятельностный подход позволяет рассматривать ребёнка в различных видах деятельности, среди которых особое место занимает игра. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, интересы и происходит становление личности.
Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей, индивидуальными способностями.
Приоритетной формой организации детей на занятиях являются подгрупповые занятия. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.
Отдельные задания, представленные в рабочих тетрадях для детей, могут быть использованы как часть речевого занятия.
Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала,
Новизна данной программы заключается в следующем:
- наличие комплекта методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребёнка на каждом возрастном этапе обучения
- возможность гибкого использования данного комплекта: педагогами в дошкольных учреждениях, в группах кратковременного пребывания детей, родителями дома
- возможность использования пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий
- создание условий для индивидуальной и совместной деятельности детей
Содержание программы обеспечивает:
- личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребёнка и взрослого
- развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребёнка
- формирование у ребёнка личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его)
Наряду с основными задачами программа включает задачи и по подготовке руки к письму с учётом его психолого-возрастных особенностей; развитие мелкой моторики руки графических навыков; развитие фонематического восприятия и формирование устной речи
Программа включает в себя широкое использование различного словесного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, весёлые рисунки, создающие эмоциональный фон.
Цель программы:
Обучение дошкольников элементам грамоты.
Задачи:
- Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся
- Познакомить детей со звучащим словом, его протяженностью
- Учить выделять заданный звук в слове, называть слова с заданным звуком
- Познакомить со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги
- Учить выделять звуки: гласные и согласные; твёрдые и мягкие; глухие и звонкие
- Развивать мелкую моторику рук
- Воспитывать самоконтроль и самооценку
Планируемые результаты:
К концу обучения ребёнок должен:
- знать буквы русского алфавита;
- писать буквы русского алфавита;
- понимать и использовать в речи термины «звук», и «буква»;
- определять место звука в слове: в начале, середине и в конце
- пользоваться графическим обозначением звуков (красный квадрат –гласный звук, синий-согласный твёрдый звук, зелёный – согласный мягкий звук)
- читать слоги, слова, предложения;
- составлять предложение и анализировать его;
- решать ребусы, кроссворды
- выполнять графические задания
Срок реализации: 1 год
Форма обучения: очная, подгрупповая
Язык обучения: русский
Количество занятий (часов): 1 занятие в неделю,
4 занятия в месяц,
41 занятие в год
Продолжительность одного занятия: с детьми 5-6 лет – 25 минут,
Календарный учебный график
Возраст детей | 5-6 лет | |
Начало учебного года | 1 сентября 20 г. | |
Окончание учебного года | 31 августа 20 г. | |
Сроки проведения родительских собраний (организационное, анализирующее) | сентябрь, май | |
Количество учебных недель | 41 | |
Количество учебных занятий | сентябрь-май | 35 |
июнь-август (самоподготовка) | 6 | |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней | |
Дни занятий | среда | |
Время занятий | 15.30 – 16.00 | |
Недельная образовательная нагрузка | 1 | |
Длительность условного учебного часа (в мин) | не более 25 мин | |
Форма проведения | очная, групповая | |
Отчетные мероприятия для родителей | май |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(5-6лет)
№ | Тема | Количество занятий (часов) |
Сентябрь | ||
1 | Звук и буква А | 1 |
2 | Звук и буква О | 1 |
3 | Звук и буква У | 1 |
4 | Звук и буква Ы | 1 |
Октябрь | ||
5 | Звук и буква Э | 1 |
6 | Закрепление пройденного материала. Гласные звуки и буквы. | 1 |
7 | Звук и буква Л | 1 |
8 | Звук и буква М | 1 |
Ноябрь | ||
9 | Звук и буква Н | 1 |
10 | Звук и буква Р | 1 |
11 | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки. | 1 |
12 | Буква Я | 1 |
Декабрь | ||
13 | Буква Ю | 1 |
14 | Буква Е | 1 |
15 | Буква Ё | 1 |
16 | Звук и буква И | 1 |
Январь | ||
17 | Закрепление пройденного материала. Гласные звуки и буквы. | 1 |
18 | Звуки и буквы Г, К | 1 |
19 | Звуки и буквы Д, Т | 1 |
Февраль | ||
20 | Звуки и буквы В, Ф | 1 |
21 | Звуки и буквы З, С | 1 |
22 | Звуки и буквы Б, П | 1 |
23 | Закрепление пройденного материала. Глухие и звонкие согласные звуки. | 1 |
Март | ||
24 | Звук и буква Х | 1 |
25 | Звуки и буквы Ж-Ш | 1 |
26 | Звуки и буквы Ч-Щ | 1 |
27 | Звук и буква Ц | 1 |
Апрель | ||
28 | Звук и буква Й | 1 |
29 | Буква Ь | 1 |
30 | Буква Ъ | 1 |
31 | Закрепление пройденного материала Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 |
Май | ||
32 | Чтение слов и предложений | 1 |
33 | Чтение слов и предложений | 1 |
34 | Алфавит | 1 |
35 | Итоговое занятие | 1 |
Июнь | ||
36 | Викторина «Поле чудес» | 1 |
37 | Развлечение «Загадки и отгадки» | 1 |
Июль | ||
38 | «Конкурс чтецов» | 1 |
39 | «Путешествие в сказку» | 1 |
Август | ||
40 | Самоподготовка. Игры с буквами и словами | 1 |
41 | Самоподготовка. Игры с буквами и словами | 1 |
Итого: 41 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(5-6 лет)
№ | Тема | Содержание | Количество занятий (часов) |
Сентябрь | |||
1 | Звук и буква А Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 13-15 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Найди и обведи» Игра «Определи место звука в слове» Игра «Кто внимательный» Физкультминутка «Аист» Рисуем матрёшек, пишем букву А Игра «Определи место буквы в слове» | 1 |
2 | Звук и буква О Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 16-17 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Найди и обведи» Игра «Определи место звука в слове» Игра «Кто внимательный» Физкультминутка «Слушай-делай» Рисуем мячи, пишем букву О Игра «Схема-слово» | 1 |
3 | Звук и буква У Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 18-19 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Загадки и отгадки» Игра «Схема-слово» Игра «Кто внимательный» Рисуем крючки, пишем букву У Игра «Соедини правильно» | 1 |
4 | Звук и буква Ы Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 20-21 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Подскажи словечко» Игра «Загадки, предметы, схемы» Физкультминутка «Мы бегаем кругом» Пишем букву Ы Игра «Ну-ка, буква, отзовись» | 1 |
Октябрь | |||
5 | Звук и буква Э Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 22-23 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Закончи предложение» Пишем букву Э Физкультминутка по желанию детей Игра «Напиши правильно» Игра «Кто больше» | 1 |
6 | Закрепление пройденного материала. Гласные звуки и буквы. Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 24-25 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игровое упражнение «Напиши и прочитай» Игра «Кто больше» Игровое упражнение «Кто в каком домике живёт» Физкультминутка «Зайка» Игра «Закрась правильно» Игра «звук и буква» Игра «Подскажи словечко» | 1 |
7 | Звук и буква Л Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 26-27 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Назови первый звук» Игра «Предмет, слово» Физкультминутка «Влево-вправо» Пишем букву Л и читаем слоги Игра «Раздели правильно» | 1 |
8 | Звук и буква М Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 28-29 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Загадки и отгадки» Игра «Определи место звука в слове» Физкультминутка «Мишка косолапый» Игра «Слоговые цепочки» Игра «Слоговые домики» | 1 |
Ноябрь | |||
9 | Звук и буква Н Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 30-31 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Подскажи словечко» Игра «Определи место звука в слове» Физкультминутка по желанию детей Игра «Соедини правильно» Игра «Слово, схема, предмет» Игра «Кто больше» | 1 |
10 | Звук и буква Р Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 32-33 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Подскажи словечко» Определи место звука и обозначь на схеме Игра «Закрась правильно» Физкультминутка «Вороны» Игра «Слова и слоги» | 1 |
11 | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки. Е.В. Колесникова Методическое пособие стр.34-35 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игровое упражнение «Как зовут мальчика» Игра «Звук потерялся» Учимся читать слоги Физкультминутка «Пальчики» Игровое упражнение «Закрась правильно» Игровое упражнение «Звук и буква» Игра «Подскажи словечко» | 1 |
12 | Буква Я Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 36-37 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Знакомимся с буквой Я и читаем слоги Игра «Загадки и отгадки» Физкультминутка «Слушай-выполняй» Игровое упражнение «Как зовут девочек» Учимся записывать схему предложения | 1 |
Декабрь | |||
13 | Буква Ю Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 38-39 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Знакомимся с буквой Ю и читаем слоги Игровое упражнение «Как зовут девочку, мальчика» Игровое упражнение «Читай и записывай знаками» | 1 |
14 | Буква Е Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 40-41 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Знакомимся с буквой Е и читаем слоги Игра «Подскажи словечко» Физкультминутка «Карусель» Игра «Соедини правильно» Составь и запиши предложение знаками | 1 |
15 | Буква Ё Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 42-43 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Пишем букву Ё и читаем слоги Игра «Слушай, смотри, пиши» Физкультминутка «паровоз» Игра «Буквы рассыпались» Игра «Ну-ка, буква, отзовись» Игра «Подскажи словечко» | 1 |
16 | Звук и буква И Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 44-45 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Загадки и отгадки» Игровое упражнение «Определи место звука в слове» Физкультминутка «Влево-вправо» Пишем букву Ии читаем слоги» Игра «Предмет, схема, слово» | 1 |
Январь | |||
17 | Закрепление пройденного материала. Гласные звуки и буквы. Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 46-47 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игровое упражнение «Слоговые цепочки» Игра «Напиши правильно» Физкультминутка по желанию детей Игра «Напиши правильно» Игра «Кто больше» | 1 |
18 | Звуки и буквы Г, К Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 48-49 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Подскажи словечко» Игра «Слово-схема» Физкультминутка «Кузнечики» Игровое упражнение «Слоговые домики» Игра «Схема и предложение» | 1 |
19 | Звуки и буквы Д, Т Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 50-51 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Загадки и отгадки» Игра «Узнай, какой звук» Игра «слоговые цепочки» Физкультминутка «Вороны» Игра «Схема и предложение» | 1 |
Февраль | |||
20 | Звуки и буквы В, Ф Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 52-53 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Подскажи словечко» Игра «Определи место звука в слове» Игра «Слоговые домики» Физкультминутка «Волчок» Игра «Подскажи словечко» | 1 |
21 | Звуки и буквы З, С Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 54-55 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Загадки и отгадки» Игра «Определи место звука в слове» Игра «Слоговые домики» Физкультминутка «Зайка серенький сидит» Игра «Допиши и прочитай» | 1 |
22 | Звуки и буквы Б, П Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 56-57 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Загадки и отгадки» Игра «Слоговые домики» Физкультминутка «Буратино» Игра «Соедини правильно» Игра «буквы рассыпались» | 1 |
23 | Закрепление пройденного материала. Глухие и звонкие согласные звуки. Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Загадки и отгадки» Игра «Узнай, какой звук» Игра «слоговые цепочки» Физкультминутка «Вороны» Игра «Схема и предложение | 1 |
Март | |||
24 | Звук и буква Х Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 58-59 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Подскажи словечко» Игра «Слоговые домики» Физкультминутка «Хомяк» Игра «Закончи предложение» Чтение рассказа «Утро в деревне» | 1 |
25 | Звуки и буквы Ж-Ш Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 60-61 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Подскажи словечко» Игра «слоговые цепочки Физкультминутка «Жук» Игра «Предмет, слово, схема» | 1 |
26 | Звуки и буквы Ч-Щ Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 62-63 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Подскажи словечко» Игра «Соедини правильно» Игра «Слоговые домики» Физкультминутка «Часы» Чтение стихотворения | 1 |
27 | Звук и буква Ц Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 64-65 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Загадки и отгадки» Игра «Слоговые цепочки» Физкультминутка «Слушай-выполняй» Чтение стихотворения Игра «Буквы рассыпались» | 1 |
Апрель | |||
28 | Звук и буква Й Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 66-67 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игра «Подскажи словечко» Игра «Буква потерялась» Физкультминутка «Кузнечики» Игра «Предмет, слово, схема» Чтение считалки | 1 |
29 | Буква Ь Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 68-69 Рабочая тетрадь «От А до Я»стр. | Игра «Буква потерялась» Игра «Слово, схема» Физкультминутка по желанию детей Игра Допиши и прочитай» Игра «Допиши слово» | 1 |
30 | Буква Ъ Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 70-71 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игровое упражнение «Кто катается на карусели» Игра «Какой звук потерялся» Игра «Допиши правильно» Физкультминутка по желанию детей Ребус Загадки | 1 |
31 | Закрепление пройденного материала. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. Рабочая тетрадь «От А до Я» | «Допиши гласные буквы и прочитай слова» «Допиши согласные буквы и прочитай слова Физкультминутка по желанию детей «Составь и запиши предложение» Игра «Подскажи словечко» | 1 |
Май | |||
32 | Чтение слов, слогов, предложений Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 72-73 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игровое упражнение «Кто катается на карусели» Игра «Какой звук потерялся» Игра «Допиши правильно» Физкультминутка по желанию детей Ребус Загадки | 1 |
33 | Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 74-75 Рабочая тетрадь «От А до Я» | Игровое упражнение «Допиши гласные буквы» Игровое упражнение «Допиши согласные буквы» Физкультминутка по желанию детей Игра «Составь и запиши предложение» Игра «Подскажи словечко» | 1 |
34 | Алфавит, чтение | Игра «Этот необычный дом» Физкультминутка «Пальчики» Чтение | 1 |
35 | Итоговое занятие | Игры с буквами и словами | 1 |
Июнь | |||
36 | Поле чудес | Игра «Подскажи словечко» | 1 |
37 | Загадки и отгадки | Игра «Отгадай загадку и запиши отгадку» | 1 |
Июль | |||
38 | Конкурс чтецов | Чтение скороговорок, стихов | 1 |
39 | Путешествие в сказку | Игра «Назови героя сказки по описанию» | 1 |
Август | |||
40 | Самоподготовка | Выкладывание букв и слов из мелких предметов | 1 |
41 | Самоподготовка | Игры с песком и буквами | 1 |
Итого: 41 |
Методическое обеспечение:
1. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»,-М: ЮВЕНТА, 2015.
2. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. -М: ЮВЕНТА, 2015.
3. Колесникова Е.В. Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь для 5-6 лет. -М: ЮВЕНТА, 2015.
4. Колесникова Е.В. «От А до Я» Рабочая тетрадь для 5-6 лет. -М: ЮВЕНТА, 2015.
5. Крупенчук О.И. 300 игр со словами для детей, которые уже знают буквы, но ещё не умеют читать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня стоит задача: выравнивание стар...
Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"
Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"
Новый законоб образовании....
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...