Мастер - класс
материал по развитию речи (старшая группа)
Мастер - класс
на тему: «Путешествие в мир сказок»
старший возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_4_master.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
на тему: «Путешествие в мир сказок»
старший возраст
Разработала: воспитатель
Богомолова А.П.
Цель: Формировать внутреннюю психологическую активность, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, предвидеть последствия предполагаемых действий.
Задачи:
1. Создать условия для воплощения образа литературного персонажа.
2. Представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.
3. Способствовать выразительному интонированию с разной силой голоса реплики героев, выразительно передавать в мимике и движениях характер героев.
4. Использовать сказки не только как средство обучения, но и как средства развития личности.
5. Организовать комплексную работу со сказкой: воспитывать желание сотрудничать, умение общаться.
6. Учить применять полученные знания и умения в практической деятельности: придумывание и рассказывание сказки по схеме.
7. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
8. Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь, умение радоваться успехам коллег.
Словарная работа: мимика, жесты, пантомима, кукловоды
Методы и приемы: беседа, рассказ, этюды, игры и игровые упражнения, проблемные ситуации, художественное слово, показ кукольного спектакля.
Материал и оборудование: ширма, куклы «би-ба-бо», аудиозапись, волшебная книга, кокошники, листы бумаги для рисования сказок.
Предварительная работа: чтение и рассказывание сказок, слушание сказок в грамзаписи, драматизация сказок, показ кукольных спектаклей, беседы о театре, посещение театра с родителями.
Воспитатель – коллегам. Уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию мастер – класс на тему «Путешествие в мир сказок»
Воспитатель сообщает о поставленных целях и задачах, которые решаются в процессе мастер-класса.
Воспитатель - коллегам. На первом этапе своего мастер – класса я хочу дать более глубокое представление о сказках. Но прежде всего поиграем в игру «Покажем друг другу ладошки» (Коллеги встают в круг)
У друга мягкая ладошка,
Погладим ее немножко.
А теперь погладим друг друга взглядом,
Мягким взглядом.
Мы друг друга видеть рады!
- Ну, теперь у всех хорошее настроение?
- Да!
Уважаемые коллеги!
«В сказке ложь да в ней намек,
Добрым молодцам урок».
Перед нашим мастер классом мы с вами разделимся на команды и дадим им название.
Теоретическая часть
В теории и практике работы с детьми дошкольного возраста сказка и театр рассматриваются, как действенное средство всестороннего развития личности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы.
Сказка, развивая личность ребенка, обогащает детей новыми, впечатлениями, знаниями и умениями, прививает устойчивый интерес к литературе, к театру. Формирует диалогическую речь, активизирует словарь.
Сказка близка детям по мироощущению, ведь у них эмоционально-чувственное восприятие мира.
Перевоплощаясь в героев сказок, дети преодолевают свою застенчивость, скованность. Они преображаются, становятся личностью в полном смысле слова. Детям нравится выступать перед зрителями, показывать свои артистические способности. Работая над постановкой спектаклей, нужно обязательно сплоить детский коллектив, дать каждому ребенку проявить свое творчество. А вот для того, чтобы ребенок проявил творчество, ему необходимы знания, умения и навыки в различных видах деятельности.
Например, на занятиях физкультуры, развитию речи, музыке мы обращаем внимание на интонацию, позу, жесты, мимику, пантомимику чтобы дети могли вести себя на сцене раскованно, умели передавать образ своего героя.
И так, сказка реализуемая в театральной деятельности совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов, ребенку открывается эмоциональный мир. Он приобщается к духовному богатству. Наша задача сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью и творчества
Воспитатель предлагает разминку. Называет первое слово, а коллеги отгадывают полное название сказки:
Сивка-...
Конек -...
Гуси -...
Красная -...
Бременские -.
Заюшкина-...
Мальчик -...
Доктор -...
Цветик -...
На втором этапе мастер-класса я предлагаю вам практические задания.
И так приступаем. (Вопросы адресованы двум командам)
Задание №1
- Назовите сказки, где доброта побеждает зло (Заюшкина избушка, сказка о спящей красавице и семи богатырях, сказка о царе Салтане и т.д)
- В каких сказках говорится о целесообразности ведения домашнего хозяйства? (Трое из Простаквашино, сказка о золотой рыбке, сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Задание №2. Выполните театрализованные этюды. Один человек из двух команд выходят ко мне. И показывают этюд «цветок» внимательно меня слушая.
Задание №3
- Назовите названия сказок, где встречаются небесные светила? (Сказка о спящей красавице и семи Богатырях, «Незнайка на луне»)
Задание №4
- А теперь с вами мы посмотрим как мы владеем своей мимикой. Я читаю стихотворение вы показываете.
Улыбнитесь как Мальвина,
Загрустите как Пьеро.
Удивитесь как Незнайка
И нахмурьтесь как дитё.
Задание №5
Предлагаю двум командам сочинить небольшую сказку про облачко и солнышко. (По 2 человека с каждой команды сочиняют рисованную сказку и размещают ее в волшебной книге. Воспитатель в это время проводит «мозговой штурм с остальными участниками мастер-класса)
- Мозговой штурм – нестандартное мышление, видение ситуации в новом свете, развитие воображения. И так как сделать так, чтобы
- «колобка ни лиса ни кто другой не съел»,
- «как сделать так, чтобы медведь не раздавил теремок»;
- «как сделать так, чтобы волк не съел красную шапочку».
На следующем этапе мастер-класса мы с вами познакомимся с одной из форм работы со сказкой это – групповое придумывание сказки с последующим оформлением книги. И остановимся на этапах работы с методом «сказкотерапии».
Метод «Сказкотерапии», как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы, в данном случае это:
1 этап «Знакомство» (Прежде чем начать работу, все участники знакомятся друг с другом)
2 этап «Ритуал вхождения в сказку» (на данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев)
3 этап «Рассказывание сказки» (Воспитатель берет на себя роль ведущего и рассказывает детям начало сказки)
4 этап «Сказочная задача» (На данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации)
5 этап «Обобщение приобретенного опыта» (Участники отвечают на вопросы воспитателя)
6 этап «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных героев в простых людей)
7 этап «Рефлексия» (Обмен эмоциями)
Четвертый этап «Сказочная задача» самый насыщенный, так как на этом этапе участники должны проявить свои творческие, речевые способности, проявить смекалку, находчивость, активность.
Сегодня, на данном этапе работы, мы с Вами (обращение к участникам мастер-класса) будем придумывать сказку. А для этого я познакомлю Вас со схемой составления сказки.
В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:
1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж)
2. Затем придумываем зачин - начало сказки (Жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве…..)
3. Далее мы даем более подробную характеристику герою (Наделяем его характером, темпераментом)
4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную)
5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала …)
6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему
8. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение
9. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду и сказка приобретает счастливое завершение)
Мы познакомились с этапами метода «сказкотерапии», познакомились со схемой составления сказки, теперь можно перейти и к практической части нашего мастер-класса.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю нам всем познакомиться!
1.Давайте познакомимся «Ладошки» (Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться. Первый участник представляется и кладет ладошку на стол, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т.д.)
2. «Ритуал вхождения в сказку». (Включается музыка. Воспитатель берет волшебную книгу, подходит к участникам мастер-класса, просит их прикоснуться к книге и закрыть глаза. Тем временем, одевает им на головы
кокошники и просит открыть глаза). Вот и попали мы в сказку, а вы превратились в сказочниц.
3. «Рассказывание сказки». «Решил Иван-Царевич поступить на службу к Бабе-Яге, для того чтобы заработать меч-кладенец. А Баба Яга хитрой была: всем кто хотел поступить к ней на службу всякие задания придумывала. Вот и говорит она Ивану-Царевичу: «Очень уж я люблю сказки слушать, даю тебе два дня сроку. На вечерней зорьке жду тебя со сказками».
4. «Сказочная задача». Ну что, сказочницы? Давайте поможем Ивану-Царевичу придумать сказки. Чтобы удивить Бабу-Ягу и получить меч-кладенец. Перед Вами различные категории предметов: животные, люди, растения, транспорт, сказочные персонажи, атрибутика. Ваша задача сочинить сказку. Приступаем к работе и помним, Бабя-Яга ждет интересных сказок.
(Участницы мастер-класса сочиняют сказки – 2 человека с каждой команды) – 3 минуты
5. Обобщение приобретенного опыта». Сказочницы рассказывают сказки.
- Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?
- С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?
- Чему Вас учит эта сказка?
6. «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных героев в простых людей).
Очень уж понравились Бабе-Яге сказки, и решила она подарить меч-кладенец Ивану-Царевичу. А нам пора покидать сказку. (Под музыку участницы прикасаются рукой к волшебной книге, закрывают глаза. Воспитатель снимает с них кокошники).
Воспитатель – коллегам. На заключительном этапе я познакомлю Вас с искусством вождения кукол «би-ба-бо».
Воспитатель детям. А сейчас, мы будем учиться правильно водить куклы.
- Управлять куклами несложно. Куклу нужно взять сзади, чтобы пальцы большой и средний спрятались под руками куклы, указательный палец приводит в движение голову куклы. Если в спектакле кукла идет медленно, то вы должны вести куклу неторопливо, если кукла бежит , то вы должны быстро передвигать куклу. Кукла может стоять , сидеть, лежать, наклоняться из стороны в сторону, танцевать. Если встретились две куклы, то одна слушает, не двигаясь , а вторая говорит, медленно покачиваясь из стороны в сторону в такт речи. Это необходимо для того, чтобы зрители поняли, кто из кукол говорит. А речь должна совпадать с движением куклы. Эти куклы еще называют верховыми и кукловод управляет ими из-за ширмы. (Во время рассказа воспитатель показывает действия с куклами)
- Я вам сейчас предлагаю перевоплотится и стать актерами. А вот и чемоданчик с куклами. Если вы их правильно наденете на руку, они оживут.
(Коллеги показывают кукольный спектакль из сказки по выбору)
Уважаемые педагоги! Сегодня на мастер-классе, мы познакомились с понятием «Сказкотерапия», рассмотрели основные этапы работы со сказкой. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться? (Высказывания коллег)
Результатом нашей работы стали эта замечательная сказочная книга.
Стихотворение «Сказки живут тут и там»
Не бывает в наши дни чудес на свете,
Для тех, кто не верит в них сам
Нет, кощея это знают даже дети,
А сказки живут тут и там.
Лукоморья нет на карте
Значит, в сказку нет пути
Это присказка не сказка
Сказка будет впереди.
Литература
1.Л Царенко. От потешек к Пушкинскому балу, М.1999.
2.М.Д.Маханева.Театрализованные занятия в детском саду, «Сфера», М, 2003.
3.А.Е.Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду, М, 2003.
4.Т.И.Петрова, Е.А.Сергеева, Е.С.Петрова «Театрализованные игры в детском саду», М, 2000.
5.Журнал «Дошкольное воспитание» №8/1998, 6,10/97
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...