Чистоговорка – весёлый помощник при развитии речи дошкольника
статья по развитию речи (старшая группа)
Эта статья откроет вам секрет о том, как, не прикладывая много усилий помочь ребенку дошкольного возраста в развитии речи. Все мы знаем, что развитие речи является очень важным этапом подготовки ребенка к школе. И это не просто сама речь, но не стоит забывать о развитии речевого слуха и дикции у дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Чистоговорка – весёлый помощник при развитии речи дошкольника
Автор: воспитатель
ГБДОУ №7 Кировского района СПб
Сазонова Л.А.
Эта статья откроет вам секрет о том, как, не прикладывая много усилий помочь ребенку дошкольного возраста в развитии речи. Все мы знаем, что развитие речи является очень важным этапом подготовки ребенка к школе. И это не просто сама речь, но не стоит забывать о развитии речевого слуха и дикции у дошкольника.
Работая в детском саду, я заметила, что не все родители обращают внимание на правильную речь ребенка. Да, воспитатели ежедневно занимаются речевым развитием, но придя домой, ребенок попадает в привычную семейную среду, где родители зачастую не обращают внимания на речь ребенка и не замечают самой проблемы. А ведь школа не за горами! И этим обязательно нужно заниматься, помогать ребенку в правильном произношении звуков, обогащать словарный запас. Но учитывая занятость современных родителей, становится понятно, что дети, как правило, занимаются развитием речи только с воспитателем в детском саду или, конечно, с логопедом. Но как помочь тем деткам, которые плохо посещают детский сад или не имеют возможности заниматься с логопедом?
И вот, учитывая данную проблему, я задумалась, как, не прикладывая много усилий и не отводя специального времени для занятий помочь ребенку дошкольного возраста в развитии речи? Как заинтересовать его в детском саду настолько, чтобы он, придя домой, продолжил развивать свою дикцию?
Ответ нашелся неожиданно и сам собой. Чистоговорка! Это зарифмованная короткая фраза, которая используеется для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Так вот, в играх и режимных моментах с воспитанниками мы часто напевали про свои действия, например, так: «Ги-ги-ги я снимаю сапоги», «Шу-шу-шу кукле волосы причешу» или «Ки-ки-ки мою чисто руки». И это настолько понравилось детям, что они стали напевать обо всем, что видят и делают.
Конечно, в образовательной деятельности по развитию речи мы с воспитанниками разучиваем и проговариваем 2-3 чистоговорки в месяц, состоящих не из одной, а нескольких коротких фраз. Но эти зарифмованные фразы не заинтересовывают детей настолько, чтобы после занятия самостоятельно проговаривать их для закрепления результата. А вот проговаривая короткая чистоговорка из серии «Что вижу то пою» - да. Она не просто цепляется за речь ребенка по смыслу его действий, но еще и радует его реакцией окружающих. Ведь один начинает, а все остальные подхватывают! Спустя три месяца данной находки, родители воспитанников стали рассказывать, что их дети по дороге из детского сада и потом дома что-то напевают себе под нос («Ду-ду-ду я домой иду», «Ги-ги-ги мама помоги» и тому подобное). И когда родители узнали, что это не просто песенка, а отработка дикции – были приятно удивлены.
Эти короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части короткого стихотворения трижды повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Таким образом, чистоговорки не только развивают речевой слух и дикцию, но и обогащают словарный запас, развивают фантазию. Увидев явную заинтересованность воспитанников, я стала составлять более длинные тематические чистоговорки, чтобы дошкольникам было не просто весело проговаривать их, но и познавать что-то новое. Например,
«Но-но-но посмотрели мы в окно,
Ма-ма-ма к нам пришла зима,
Ки-ки-ки любим мы играть в снежки»
***
«Жу-жу-жу я с ребятами дружу,
Ом-ом-ом друг за другом мы идём,
Ат-ать-ать мы идём гулять»
***
«Ом-ом-ом мы в городе живём,
Ве-ве-ве наш город на Неве,
Ай-ай-ай название угадай?!»
Вы сможете самостоятельно составлять подобные чистоговорки, главное подобрать последнее слово фразы и к нему приставить повторяющийся слог: карандаш аш-аш-аш. Ставим слоги вперед, подбираем словосочетание по смыслу и готово: «Аш-аш-аш мы берем карандаш».
В интернет-пространстве и методической литературе предлагается много вариантов чистоговорок, но они, как правило, не выдержаны в одной теме, а содержат разные по смыслу короткие рифмованные фразы. А эта статья говорит о том, что вы вместе с ребенком, сможете сами составить нужную рифму на любую интересующую его тему, всегда сможете поддержать с дошкольником веселый разговор в форме чистоговорки. Спустя немного времени вы увидите, что ребенок сможет уже самостоятельно составлять рифмованные сочетания. Такие весёлые чистоговорки способствуют улучшению дикции детей и даже взрослых, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечеткое произношение, решают главный вопрос в самостоятельном развитии речи дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/04/picture-296928-1622798498.jpg)
Проект по развитию речи дошкольников через пальчиковые игры "Весёлые пальчики"
Проект по развитию речи дошкольников через пальчиковые игры "Весёлые пальчики"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/26/picture-846386-1622043695.jpg)
«Чистоговорки» (картотека игр по развитию речи)
Автор представил подборчу чистоговорок для развития речи у детей 3-5 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-1184246-1585723309.jpg)
Чистоговорки,скороговорки,стихи для развития речи.
Чистоговорки, скороговорки,стихи для развития речи....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/15/picture-469695-1408091348.jpg)
Консультация для родителей "Чистоговорки и скороговорки для развития речи ребенка"
Чистоговорки и скороговорки для развития речи ребенка Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/08/picture-1359489-1667923808.jpg)
Сказки К.И. Чуковского – помощники в воспитании и развитии речи дошкольников
К.И. Чуковский – настоящий классик детской литературы. Выразительные, яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/17/picture-319891-1710697967.jpg)
Информационно – практико – ориентированный, творческий проект «Чистоговорка – как средство развития речи дошкольников»
СодержаниеИнформационная карта проекта……………………………………………...….........3Введе...