Конспект ООД в старшей группе "Страна звуков" ОО "Речевое развитие"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Никонова Татьяна Вячеславовна

Данный конспект нацелен на совершенствование у детей фонематического восприятия, развитие артикуляционного аппарата, умения управлять голосом. Все задачи решаются с помощью дидактических игр, которые нравятся детям и они с ними удачно справляются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №10 СПДС «Ягодка» г. о. Жигулёвск Самарская область

Конспект ООД

в старшей группе комбинированной направленности

«Страна звуков»

ОО «Речевое развитие»

Цель: совершенствование фонематическое восприятие, создание условий для формирования звуковой культуры речи.

Задачи: 

ОО «Речевое развитие»

развивать слуховое внимание и фонематический слух;

учить различать неречевые и речевые звуки;

развивать артикуляционный аппарат;

совершенствовать умение выделять звук в начале слова, придумывать слова на заданный звук;

учить различать короткие и длинные слова;

учить управлять голосом, менять его интонацию;

развить у детей силу и плавность голоса.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

воспитывать умение слушать других;

воспитывать доброе отношение к окружающим.

Материал и оборудование: ширма, музыкальные инструменты, шарик, бумага, мяч, лист бумаги, два мелка, предметные картинки, игрушка, схемы для прохлопывания с разной громкостью.

Ход организованной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Воспитатель приглашает детей в группу. Предлагает произнести приветствие.

«С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

Улыбнёмся мы друзьям,

Улыбнёмся мы гостям.

На занятии не зевать,

На все вопросы отвечать.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим».

Дети встают рядом с воспитателем и произносят приветствие

Демонстрируют эмоциональный отклик на приветствие.

Воспитатель: Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести.

«Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать».

Давайте вспомним, какие звуки можно услышать, сидя дома.

Дети вспоминают и говорят, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, как поют птицы, лают собаки.

Демонстрируют знание знакомых звуков.

Воспитатель: Ребята, ведь у каждого предмета есть свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов.

Игра «Внимательные ушки».

Педагог за ширмой производит шумы разными предметами

Дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)

Продолжают различать звуки, демонстрируя развитое слуховое внимание.

Воспитатель: У каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.

Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!».

Дети встают в круг, выбирается ребёнок, который будет называть имя, и ребёнок, который будет отгадывать голос.

Демонстрируют умение различать голоса людей.

Воспитатель: Ребята, чем мы можем издавать звуки? (Ногами.) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко. А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками.)

Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился… А теперь тихо похлопаем… А теперь громко… А ещё чем мы издаём звуки? (Ртом.)

Закройте рот и попробуйте сказать слово «здравствуйте». Ничего не получилось?

Дети садятся на стульчики.

 Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, а язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.

Показывают знания о частях артикуляционного аппарата, которые участвуют в образовании звука.

Воспитатель предлагает провести артикуляционную гимнастику.

«Раз – окошечко открыли,

Два – мы дудочку купили

Три – в улыбке наши губки,

На четыре – чистим зубки».

Открыть рот

Вытянуть губы

Улыбнуться

Круговые движения языком

Верно показывают движения артикуляционного аппарата (губ, языка, зубов)

Воспитатель: Ребята, мы произносили с вами звуки. Они бывают гласные и согласные. Как мы произносим гласные звуки? Согласные? Давайте покажем, как вы можете различать эти звуки.

Игра «Хоровод звуков».

Дети рассказывают, что гласные звуки могут петь, долго тянуть, растягиваться, согласные звуки произносятся чётко, отрывисто.

Дети бегают друг за другом по кругу, если слышат гласные звуки, которые произносит педагог. А когда услышат согласный звук, который нельзя произносить протяжно, останавливаются.

Демонстрируют умение различать на слух гласные и согласные звуки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова. Если звуков мало, то слово получается короткое, а если звуков много, то слово получается длинное. Давайте поиграем в слова!

Игра «Длинные и короткие слова».

Воспитатель: Сейчас посмотрим, что у нас получилось. Запомните, что слова бывают длинными и короткими.

Какие короткие слова вы запомнили? (Кот, дом, шар, лук, сыр.)

А какие длинные слова запомнили? (Че-ре-па-ха, по-пу-гай, са-мо-лет,

ма-треш-ка, со-ба-ка.)

Дети садятся вокруг стола, на котором большой лист бумаги и два мелка: длинный зелёный и короткий красный. Педагог показываем детям картинки, вместе произносят слова и «прохлопывают». После чего выбирают длинный или короткий мелок. Один из детей ещё раз проговаривает слово и одновременно рисует дорожку. Длинные слова оставляют длинную дорожку, а короткие — короткую.

Демонстрируют умение делить слова на длинные и короткие, соответственно изображая слово длинной или короткой линией.

Воспитатель: Ребята, я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Поймай слог». Я буду произносить первый слог, а вы должны добавить другой, чтобы получилось слово. (ма-, та-, ку-, бу-, ми-, ка-, се-, во-, га-, ду-, зи-)

Дети встают в круг. Воспитатель, произнося слог, даёт ребёнку любой предмет, ребёнок добавляет слог и возвращает предмет воспитателю.

Показывают умение подбирать нужный слог, чтобы получилось слово

Воспитатель предлагает отдохнуть и поиграть в игру «Дождик»

Дождик, дождик, лей, скорей!

Хорошо меня полей!

Хочется мне вырасти!

И не страшно сырости!

Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

стоят прямо, согнув руки в локтях, повернув ладони вверх

встают на носочки и поднимают руки вверх

Воспроизводят движения согласно тексту.

Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежат картинки. Вы по очереди переворачиваете картинки, лежащие на столе, громко произносите слово, а затем называете первый звук.

Игра «Назови первый звук»

Дети садятся на стульчики. По вызову воспитателя подходят к столику, выбирают картинку, называют изображённый предмет, а затем первый звук.

Демонстрируют умение правильно называть первый звук в слове.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, у животных очень хороший слух. А ваши ушки умеют хорошо слышать? Давайте проверим. Повторите за мной.

Игра «Пробей такт»

По образцу воспитателя дети прохлопывают ритм, а глядя на схему, прохлопывают громко или тихо.

Показывают умение слышать и повторять ритм, прохлопывать громко или тихо согласно схеме.

Воспитатель: Хочу вам предложить такое задание: сказать с разной интонацией фразу «Скоро наступит лето» - спокойно, вопросительно, со страхом, весело, грустно.

Игра «Скажи по-другому»

Произносят фразу с разной интонацией.

Верно произносят

заданную фразу, с нужной интонацией

Воспитатель: Проговорим чистоговорки:

 жа-жа-жа – я видел ежа,

жу-жу-жу - дам молоко ежу,

жи-жи-жи – к нам прибегали ежи.

Воспитатель: Выучим скороговорку: У ежа – ежонок, а у ужа – ужонок»

Дети проговаривают чистоговорки хором и в индивидуальном порядке.

Дети повторяют скороговорку хором и индивидуально.

Демонстрируют умение проговаривать чистоговорки, быстро говорить скороговорку

Воспитатель: Вот и закончилась наша игра со звуками. Вы немножко устали. Но у меня для вас есть последнее задание: назовите слово на заданный звук и получите сладкий приз.

Ребята, я довольна вашей работой. Скажите, какая игра или задание вам больше всего понравилось?

Дети стараются придумать слово на заданный звук и получают сладкий приз.

Дети высказывают своё мнение.

Демонстрируют умение находить слово на заданный звук.

Верно формулируют свои мысли.

Составили и провели

воспитатели Никонова Т. В.

Волынщикова Л. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НООД детей старшей группы( " Познавательное развитие", " Социально- коммуникативное развитие", " Речевое развитие")"Прогулка по городу"

Углублять знания детей о правилах дорожного движения, безопасного поведения на улицах; учить различать  дорожные знаки и  знать их назначение;развивать внимание, память....

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи ОО «Речевое развитие» Тема: «Жила-была посуда…»

Конспект НОД в старшей группе по развитию речиОО «Речевое развитие»  Тема: «Жила-была посуда…»Цель: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бы...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...