Конспект ООД в старшей группе "Страна звуков" ОО "Речевое развитие"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данный конспект нацелен на совершенствование у детей фонематического восприятия, развитие артикуляционного аппарата, умения управлять голосом. Все задачи решаются с помощью дидактических игр, которые нравятся детям и они с ними удачно справляются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_zvuk._kulture_rechi_strana_zvukov_niklnlva_volynshchikova.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №10 СПДС «Ягодка» г. о. Жигулёвск Самарская область
Конспект ООД
в старшей группе комбинированной направленности
«Страна звуков»
ОО «Речевое развитие»
Цель: совершенствование фонематическое восприятие, создание условий для формирования звуковой культуры речи.
Задачи:
ОО «Речевое развитие»
развивать слуховое внимание и фонематический слух;
учить различать неречевые и речевые звуки;
развивать артикуляционный аппарат;
совершенствовать умение выделять звук в начале слова, придумывать слова на заданный звук;
учить различать короткие и длинные слова;
учить управлять голосом, менять его интонацию;
развить у детей силу и плавность голоса.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
воспитывать умение слушать других;
воспитывать доброе отношение к окружающим.
Материал и оборудование: ширма, музыкальные инструменты, шарик, бумага, мяч, лист бумаги, два мелка, предметные картинки, игрушка, схемы для прохлопывания с разной громкостью.
Ход организованной деятельности
Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
Воспитатель приглашает детей в группу. Предлагает произнести приветствие. «С добрым утром. Начат день, Первым делом гоним лень. Улыбнёмся мы друзьям, Улыбнёмся мы гостям. На занятии не зевать, На все вопросы отвечать. Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко говорим, Потому что не спешим». | Дети встают рядом с воспитателем и произносят приветствие | Демонстрируют эмоциональный отклик на приветствие. |
Воспитатель: Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. «Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать». Давайте вспомним, какие звуки можно услышать, сидя дома. | Дети вспоминают и говорят, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, как поют птицы, лают собаки. | Демонстрируют знание знакомых звуков. |
Воспитатель: Ребята, ведь у каждого предмета есть свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов. Игра «Внимательные ушки». Педагог за ширмой производит шумы разными предметами | Дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.) | Продолжают различать звуки, демонстрируя развитое слуховое внимание. |
Воспитатель: У каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем. Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!». | Дети встают в круг, выбирается ребёнок, который будет называть имя, и ребёнок, который будет отгадывать голос. | Демонстрируют умение различать голоса людей. |
Воспитатель: Ребята, чем мы можем издавать звуки? (Ногами.) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко. А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками.) Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился… А теперь тихо похлопаем… А теперь громко… А ещё чем мы издаём звуки? (Ртом.) Закройте рот и попробуйте сказать слово «здравствуйте». Ничего не получилось? | Дети садятся на стульчики. Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, а язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки. | Показывают знания о частях артикуляционного аппарата, которые участвуют в образовании звука. |
Воспитатель предлагает провести артикуляционную гимнастику. «Раз – окошечко открыли, Два – мы дудочку купили Три – в улыбке наши губки, На четыре – чистим зубки». | Открыть рот Вытянуть губы Улыбнуться Круговые движения языком | Верно показывают движения артикуляционного аппарата (губ, языка, зубов) |
Воспитатель: Ребята, мы произносили с вами звуки. Они бывают гласные и согласные. Как мы произносим гласные звуки? Согласные? Давайте покажем, как вы можете различать эти звуки. Игра «Хоровод звуков». | Дети рассказывают, что гласные звуки могут петь, долго тянуть, растягиваться, согласные звуки произносятся чётко, отрывисто. Дети бегают друг за другом по кругу, если слышат гласные звуки, которые произносит педагог. А когда услышат согласный звук, который нельзя произносить протяжно, останавливаются. | Демонстрируют умение различать на слух гласные и согласные звуки. |
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова. Если звуков мало, то слово получается короткое, а если звуков много, то слово получается длинное. Давайте поиграем в слова! Игра «Длинные и короткие слова». Воспитатель: Сейчас посмотрим, что у нас получилось. Запомните, что слова бывают длинными и короткими. Какие короткие слова вы запомнили? (Кот, дом, шар, лук, сыр.) А какие длинные слова запомнили? (Че-ре-па-ха, по-пу-гай, са-мо-лет, ма-треш-ка, со-ба-ка.) | Дети садятся вокруг стола, на котором большой лист бумаги и два мелка: длинный зелёный и короткий красный. Педагог показываем детям картинки, вместе произносят слова и «прохлопывают». После чего выбирают длинный или короткий мелок. Один из детей ещё раз проговаривает слово и одновременно рисует дорожку. Длинные слова оставляют длинную дорожку, а короткие — короткую. | Демонстрируют умение делить слова на длинные и короткие, соответственно изображая слово длинной или короткой линией. |
Воспитатель: Ребята, я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Поймай слог». Я буду произносить первый слог, а вы должны добавить другой, чтобы получилось слово. (ма-, та-, ку-, бу-, ми-, ка-, се-, во-, га-, ду-, зи-) | Дети встают в круг. Воспитатель, произнося слог, даёт ребёнку любой предмет, ребёнок добавляет слог и возвращает предмет воспитателю. | Показывают умение подбирать нужный слог, чтобы получилось слово |
Воспитатель предлагает отдохнуть и поиграть в игру «Дождик» Дождик, дождик, лей, скорей! Хорошо меня полей! Хочется мне вырасти! И не страшно сырости! | Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения: стоят прямо, согнув руки в локтях, повернув ладони вверх встают на носочки и поднимают руки вверх | Воспроизводят движения согласно тексту. |
Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежат картинки. Вы по очереди переворачиваете картинки, лежащие на столе, громко произносите слово, а затем называете первый звук. Игра «Назови первый звук» | Дети садятся на стульчики. По вызову воспитателя подходят к столику, выбирают картинку, называют изображённый предмет, а затем первый звук. | Демонстрируют умение правильно называть первый звук в слове. |
Воспитатель: Ребята, вы знаете, у животных очень хороший слух. А ваши ушки умеют хорошо слышать? Давайте проверим. Повторите за мной. Игра «Пробей такт» | По образцу воспитателя дети прохлопывают ритм, а глядя на схему, прохлопывают громко или тихо. | Показывают умение слышать и повторять ритм, прохлопывать громко или тихо согласно схеме. |
Воспитатель: Хочу вам предложить такое задание: сказать с разной интонацией фразу «Скоро наступит лето» - спокойно, вопросительно, со страхом, весело, грустно. Игра «Скажи по-другому» | Произносят фразу с разной интонацией. | Верно произносят заданную фразу, с нужной интонацией |
Воспитатель: Проговорим чистоговорки: жа-жа-жа – я видел ежа, жу-жу-жу - дам молоко ежу, жи-жи-жи – к нам прибегали ежи. Воспитатель: Выучим скороговорку: У ежа – ежонок, а у ужа – ужонок» | Дети проговаривают чистоговорки хором и в индивидуальном порядке. Дети повторяют скороговорку хором и индивидуально. | Демонстрируют умение проговаривать чистоговорки, быстро говорить скороговорку |
Воспитатель: Вот и закончилась наша игра со звуками. Вы немножко устали. Но у меня для вас есть последнее задание: назовите слово на заданный звук и получите сладкий приз. Ребята, я довольна вашей работой. Скажите, какая игра или задание вам больше всего понравилось? | Дети стараются придумать слово на заданный звук и получают сладкий приз. Дети высказывают своё мнение. | Демонстрируют умение находить слово на заданный звук. Верно формулируют свои мысли. |
Составили и провели
воспитатели Никонова Т. В.
Волынщикова Л. И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе Речевое развитие. Развитие речи. Тема: «Зима. Зимние забавы».
конспект...
конспект НООД детей старшей группы( " Познавательное развитие", " Социально- коммуникативное развитие", " Речевое развитие")"Прогулка по городу"
Углублять знания детей о правилах дорожного движения, безопасного поведения на улицах; учить различать дорожные знаки и знать их назначение;развивать внимание, память....
Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи ОО «Речевое развитие» Тема: «Жила-была посуда…»
Конспект НОД в старшей группе по развитию речиОО «Речевое развитие» Тема: «Жила-была посуда…»Цель: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бы...
Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...
Методическая разработка по развитию речи .Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...