Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе «Кто как разговаривает?»
картотека по развитию речи (средняя, старшая группа)

Хлыстова Елена Николаевна

Данные игры направлены на усовершенствование речи детей, мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didatkitechkih_igr.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе «Кто как разговаривает?»

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе «Кто как разговаривает?»

 «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч,

должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит

Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает

Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?»«А кто мычит?»

«Кто лает?»«Кто кукует?» и т.д.

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление

 употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок,

возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле? -Белка.

Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.

Кто живёт в гнезде? -Птицы.

Кто живёт в будке? -Собака.

Кто живёт в улье? -Пчёлы

Кто живёт в норе? -Лиса.

Кто живёт в логове? -Волк.

Кто живёт в берлоге? -Медведь.

 Вариант 2.

педагог: -Дети: Где живёт медведь? -В берлоге.

Где живёт волк? -В логове.

Вариант 3.

Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается

дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

 – Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания,

воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок,

возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

педагог: -Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков

предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок,

возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог:

-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный

Острый-тупой Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен

 на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

 Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? — Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? — Темнеет, тает.

 Птицы – что делают? — Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает?

-Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти,

ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч,

называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог:

— Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

 Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и

 способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок,

возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые

Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные

«Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве.

Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить

на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и

 кувшины на самую верхнюю полку.

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное,

а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный

 объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской

Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба –

икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка –

головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком

«Какой овощ?»

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус.

Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен,

колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных

явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.).

 Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно,

что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите

внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза,

а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление

названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет,

а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог: -Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря

Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд,

 незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч

обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья

У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать

способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить,

какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок,

огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок –

носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок –

гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос

 и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление

навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок,

возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

 Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок,

 у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы

 – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения,

памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен

на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна,

 вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур,

нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например,

пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов,

развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно

 каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому

обобщающему понятию предметы. педагог: -Дети: Овощи – картофель, капуста,

помидор, огурец, редиска

  • Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
  •  педагог: Дети: Огурец, помидор-Овощи.

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают,

что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь.

Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли

и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много

 хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

«Близко-далеко»

Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.

Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой.

Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи

уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок,

возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать

 по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка.

 Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце,

зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка.

 Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице,

кресло-креслице.

«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание

существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет

 это же существительное, но в сочетании с числительным «пять»«шесть»«семь»

«восемь». Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов

Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек

Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят

Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.

«Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет,

 кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по речевому развитию для средней группы

Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей средней группы                            ...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Представлены дидактические игры по речевому развитию детей...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Обогащение  словаря детей, развитие мышления, воображения, ловкости,развитие слухового внимания и наблюдательности....

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней Группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней Группе...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе...