Консультация для родителей. Упражнения и игры для развития речи малыша.
консультация по развитию речи
Консультация для родителей. Упражнения и игры для развития речи малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_urpazhneniya_na_razvitie_rechi_krohi.docx | 733.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения, которые помогут вам
развивать речь ребенка:
Если у малютки нет неправильного прикуса или невралгической патологии, которые могут мешать нормально объясняться, займитесь развитием речи малыша. Начните развивать слуховое внимание, речевое дыхание, голос. И проблема решится сама собой.
Наверняка вы заметили, насколько дети любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет.
Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи.
Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.
Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.
Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы».
Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.
Упражнение на употребление личных местоимений
Цель занятия – научить малыша правильно использовать местоимения “я”, “ты”, “он”, она”. Фактически, успех здесь зависит не столько от речевых навыков, сколько от особенностей развития мышления и личности ребенка: пока он не начнет воспринимать себя как индивидуума, обладающего определенными качествами, он не начнет употреблять местоимение “я”, а будет говорить о себе в третьем лице. Данное упражнение поможет не только развивать речь ребенка, но и активизировать процесс формирования самосознания.
Итак, вначале малыш должен запомнить личные местоимения (хотя бы “я”, “ты”, “мы”). Следующий этап – выработка правильных ассоциаций. Для этого предложите ребенку игру: вы называете, к примеру, местоимение “я”, и он должен указать пальцем на себя. Затем, вы говорите “ты”, и он показывает на вас. При слове “мы” он должен дотронуться до вас обоих. Называйте местоимения вразброс – так он их лучше запомнит.
Учимся спрягать глаголы
Проблема многих малышей в возрасте 2-3 лет (а то и старше) – некорректное спряжение глаголов. Вернее, проблема эта, скорее, не детей, а самого русского языка: слишком у нас много нерегулярных глаголов, которые изменяются не по основной модели. Поэтому ребенок, приучившись говорить “бегаю”, “прыгаю”, по аналогии начинает спрягать и другие глаголы: “плакаю” (вместо “плачу), “кричаю” (вместо “кричу”). Или “летю” вместо “лечу”.
Исправить ситуацию поможет такая развивающая игра (играть в нее можно, когда вы уже освоили личные местоимения): вы называете ребенку неопределенную форму “вредного” глагола (например, плакать), малыш должен правильно просклонять ее по лицам и числам: “я плачу”, “ты плачешь”, “он плачет” и т.д. Можно разнообразить такие занятия, подключая элементы пантомимы; к примеру, если вы тренируете глагол “бегать”, можете показывать движения руками, как при беге – это внесет игровой элемент. Ведь чтобы развивать речь ребенка результативно, нужно обязательно заинтересовать его процессом!
Тренировка артикуляции
Редкие дети сразу начинают правильно выговаривать сложные звуки, вроде “щ”, “ч” (не говоря уж о пресловутом “р”, произносить который ребенок обычно начинает ближе к 4 годам); многие поначалу путают друг с другом губные звуки “б”, “м”, “п”. Конечно, это поправимо, и вовсе не обязательно призывать на помощь логопеда. Скорее всего, исправить огрехи в произношении звуков вы сможете и самостоятельно, с помощью, например, специальных упражнений для тренировки артикуляции. Это такие забавные считалочки, фразы и четверостишия, в которых собраны слова с “проблемным” для ребенка звуком. Можете разучивать с малышом уже готовые (вроде “четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж”), а можете сочинять свои, это совсем несложно!
Вот, к примеру, фразы, которые помогут отработать произношение губных звуков “м”, “б” и “п”: “у мамы маки, у папы палки”; “папа в пиджаке пошел на поезд”, “у бабы блины с барбарисом”. И таких фразочек вы можете придумать уйму! Главное – акцентируйте во время упражнений внимание ребенка на нужных звуках – пусть произносит их максимально осмысленно.
Учимся этикету
Следующее упражнение поможет вам не только развивать речь ребенка, но и будет способствовать формированию у него навыков коммуникации, а также научит азам этикета. Наверняка ваш малыш уже умеет знакомиться с другими детьми, используя свои “ухищрения”: берет понравившегося карапуза за руку, протягивает свою игрушку в знак симпатии и т.д. Сейчас пришло время научить его завязывать знакомство с помощью вербальных инструментов.
Для этого попробуйте такую сюжетно-ролевую игру: допустим, вы – это новый малыш на детской площадке, а ваше чадо хочет с ним познакомиться. Предложите ему несколько стандартных речевых “формул” для того, чтобы наладить контакт с незнакомым человеком. Например: “привет, как тебя зовут”?; “привет, меня зовут Маша, давай играть”? А теперь пусть ваш ребенок с помощью этих “формул” с вами-”малышом” познакомится и вовлечет вас в игру.
Наверняка у вас дома много мягких игрушек. Расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушка и знакомьтесь с ней. Но есть одно условие – говорить нужно на их языке. Это будет замечательная тренировка для ребенка. Со временем можете научить вашего карапуза, как можно вежливо разрешать разные конфликтные ситуации, регулировать взаимоотношение в группе детей. Это поможет ребенку перейти на качественно новый уровень общения в коллективе – без кулаков и истерик.
Учимся дуть
Дети просто обожают дуть — главное научить их это делать. Научившись дуть, малыш укрепляет легкие, диафрагму, что в свою очередь способствует развитию речи.
Предлагаем вам интересные способы как можно дуть:
через соломинку;
дуть на один свой пальчик;
дуть на все свои пальчики;
надувать шарик;
дуть на цветочек или обрывок бумажки;
сдувать с одежки перышко;
сдуть сухой листочек со скамейки во время прогулки.
По-детски и по-взрослому
Смотри и рассказывай
Для игры необходимо вырезать из журналов картинки и наклеить их на открытки.
Выбрав одно из изображений, покажите его ребенку и расскажите о том, что нарисовано. При разговоре надо особое внимание обращать на цвет, форму, размеры, фигуру изображения. Когда малышу надоест — поменяйте картинку. После нескольких игр малыш сам будет стараться рассказать вам о предметах и их характеристиках.
Крутим, вертим, говорим…
Вырезаем старые картинки — животных, игрушек, автомобилей, людей.
Берем вращающийся поднос для приправ или любой другой предмет, который может вертеться вокруг своей оси, и положим на него вырезанные картинки.
Далее раскручивая поднос говорим: «Раз, два, три, крутим, вертим, говорим!». После того как поднос остановится, покажите малышу пальчиком на изображение, которое оказалось ближе всего к ребенку, и расскажите об изображенном предмете. В следующий раз пусть сын или дочка сами покрутят поднос и расскажут о предмете. Помогите им наводящими вопросами, если они затрудняются.
Игра способствует увеличению словарного запаса малыша, заставляет его правильно формировать и выражать свои мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр в развитии речи малышей"
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? ...
Консультация для родителей «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет
В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь...
Консультация для родителей "Упражнения и игры по развитию слухового восприятия дошкольников"
Консультация для родителей "Упражнения и игры по развитию слухового восприятия дошкольников"...
Консультация для родителей на тему: «Игры для развития речи детей дошкольного возраста «Весело играем – свою речь развиваем» 2021год.
Весело играем – свою речь развиваем....
Консультация для родителей: "Упражнения с ложками для развития речи детей"
Увлекательные упражнения с детьми с использованием деревянных ложек положительно влияют на развитие речи ребёнка....