Игры которые лечат
картотека по развитию речи

Людмила Алексеевна Кричковская

 Я не боюсь еще и еще раз повторить:

                                   забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

                                            От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

                                  духовная жизнь,  мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_s_ovz.docx397.85 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, которые лечат

 

Благодаря такому массажу мы активизируем так называемый "мануальный интеллект", стимулируя кончики пальцев рук и ладони. Таким образом происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимая для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж ног важен для активизации жизненно значимых центров организма.

Упражнения для рук.

Погладить «пуговичную» поверхность, периодически погружая руки в пуговицы и захватывая как можно больше пуговиц в каждую ладошку.

  • захватить пуговицы в кулаки, чуть приподнять и разжать руки.
  •  погрузить руки глубоко в "пуговичное море" и "поплавать" в нем.
  • наберите пуговицы в горсть и пересыпайте их из ладошки в ладошку.
  • сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватить "щепотку" пуговиц... отпустить.
  • берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и другие; перекатывайте каждую пуговицу между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
  • те же движения можно совершать и внешними сторонами ладоней.
  • Поднять руки над поверхностью емкости и постараться высыпать пуговицы по одной.
  • Набрать пуговицы в ладони, сложенные «лодочкой», и медленно высыпать в емкость, как будто перетирая пуговицы между ладонями.
  • Опустить руки в емкость и захватить как можно больше пуговиц, сжимая их между пальцами.
  •  Попробовать согнуть ладошки с пуговицами в кулачок и разогнуть не уронив пуговиц.
  • Набирать пуговицы внешними сторонами ладоней и сбрасывать их по одной, стараясь не уронить.

Найди предмет

Цель: развитие тактильных ощущений.

Спрячьте какой-либо предмет в коробку с пуговицами. Пусть ребенок постарается отыскать его.

Рыбалка

Цель: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, познавательной сферы.

Скажите ребенку: «Мы с тобой рыбаки. Отправляемся на рыбалку в "пуговичное море". Наши руки помогут нам выловить рыбку — пуговичку. Опусти руки в "пуговичное море" и вылови "рыбку".

(Пусть ребенок возьмет любую пуговицу).

Какую "рыбку" ты выловил: большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?

  • Какого цвета твоя "рыбка"?
  •  Она легкая или тяжелая?
  • Теплая или холодная?

А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Какая она?

Правда, она... (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, легкая)...?

Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»

Усложняя игру, можно добавлять в «ведерко» больше «рыбы».

Аквариум.

Цель: развитие тактильных ощущений, снятие напряжения.

Для игры потребуются миска с водой и несколько дополнительных пуговиц. Скажите ребенку: «На рыбалке мы с тобой поймали две рыбки. Принесли их домой. У нас есть аквариум (покажите миску с водой), там уже "живут" три "рыбки" (положите в миску с водой три пуговицы). Ты хорошо запомнил наш улов? Сейчас мы опустим наших "рыбок" в аквариум, закроем глаза. Сможешь ты, опустив руку в аквариум, узнать свою рыбку? А мою? Молодец! А если бы в нашем аквариуме было больше рыб?..» 

 Особенностью этой игры является взаимодействие с водой. Это, с одной стороны, позволит снять напряжение, с другой стороны, обогатит арсенал ощущений ребенка.

Упражнения для ног

Опустите емкость с пуговицами на пол, чтобы ребенок мог свободно поместить туда обе ноги одновременно. Предложите ему погрузить в коробку голые ступни.

  • совершать ступнями круговые движения;
  • поглубже погрузить ступню в пуговицы, пошевелить пальцами ног;
  • предложить ему просто пошагать, поочередно опуская ступни в емкость. Поддержите ребенка, если он чувствует себя неустойчиво;
  • перебирать пуговицы пальцами ног;
  •  перетирать пуговицы между ступнями;
  • захват пуговиц пальцами обеих ног каждой, упражнение выполняется стоя;
  • захват пуговиц пальцами обеих ног одновременно, упражнение выполняется сидя;
  • поочередно каждой ногой выкладывать пуговицы друг на друга, как будто наклеивая;
  • опустив ступни в пуговицы, «сверлить» пяткой ямку;
  • соединив пятки обеих ног, стараться сделать пальцами холмик из пуговиц;
  • пересыпать пуговицы пальцами ног из одной емкости в другую;
  • ходить по пуговицам, нашитым на коврик.

Пуговичный массаж. 

Необходимо заполнить просторную коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:
опустите руку в коробку;
- поводите ладонями по поверхности пуговиц;
- захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем; 
- перетирайте пуговицы между ладонями; 
- пересыпайте их из ладошки в ладошку;
- разными руками захватывать щепотки пуговиц; 
- погрузите ступни в коробку с пуговицами;
- произведите ступнями круговые движения;
- пошевелите пальцами ног в коробках;
- перебирайте пуговицы пальцами ног;
- перетирайте пуговицы между ног.
Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ног. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие. 

Комплекс кинезиологических упражнений.

Используя пуговицы для кинезиологических упражнений, мы развиваем умственные способности и физическое здоровье ребенка. Применение определенного комплекса упражнений с пуговицами позволяет улучшить у ребенка память, внимание мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Особое внимание следует уделить кинезиологическим упражнениям, где задействованы не только первые три пальца, но и безымянный с мизинцем. Большой, указательный и средний пальцы, а также смежная с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле обозначаются, как социальная зона руки. Два последних пальца – безымянный и мизинец находятся вне зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Поэтому упражнения проводятся так, чтобы были задействованы все пальцы. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Печатная машинка

Из пуговиц выложена имитация клавиатуры компьютера. Ребенок надавливает на пуговицы сначала каждым пальцем одной руки, затем другой руки попеременно, производя движения «печатания». Усложнение: выполнять упражнения совместным нажатием одноименными пальцами обеих рук на разные пуговицы.

Поднимание пуговиц

Предложите ребенку с помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из емкости на стол, при этом в процессе должнй участвовать все пары одноименных пальцев обеих рук ( по очереди). Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара - указательный палец правой руки и мизинец левой руки.

Скольжение пуговиц по подушечкам пальцев

Большим пальцем двигаем пуговицу по подушечкам от указательного пальца к мизинцу и обратно. Упражнение выполнять попеременно правой и левой рукой. Усложнение: выполнение движения одновременно двумя руками.

Расти, пальчик!

Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик. Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.

Круги на ладошке.

Двигая пуговицу одним пальцем, рисуем круги на ладошке другой руки. Усложнение: рисуем круги всеми пальцами поочередно, как ведущей рукой, так и не ведущей.

Сильные пальцы

Пуговицу держим одним пальцем правой и одним пальцем левой рук, сочетание пальцев произвольное или заданное другим ведущимю Можно использовать два одноименных пальца (например, указательные) разных рук или разноименные пальцы (например, мизинец и средний палец) разных рук. Производим силовые нажатия на пуговицу попеременно пальцем правой, а затем пальцем левой руки. Нажимающий палец выпрямлен, «поддающийся» палец согнут.

Шагающие пальчики.

Потом предложите «походить» по пуговицам пальчиками или «попрыгать» с одного ряда на другой ряд. Упражнение выполняется как ведущей, так и не ведущей рукой.

Ловкие пальчики

На тыльной стороне ладони лежит большая пуговица, остальные рассыпаны на столе. С помощью двух пальцев этой же руки собрать пуговицы на столе по одной в емкость, не уронив при этом пуговицу, лежащую на руке. Усложнение:  количество пуговиц на тыльной стороне ладони увеличивается;

  • действия выполняются ведущей и не ведущей рукой;
  • меняется сочетание пальцев в паре: большой и указательный, большой и безымянный и т. д.
  • действия выполняются двумя руками одновременно.

Большая – маленькая

Предложите ребенку набор различающихся по цвету, величине, форме пуговиц для хаотичного выкладывания на игровом поле. Процесс сопровождается речевым описанием каждой пуговицы: цвет, величина. Когда игровое поле сформировано, ведущий дает задание : «Покажи зеленую круглую большую пуговицу указательным пальцем правой руки» или «Покажи синюю маленькую квадратную пуговицу мизинцем левой руки». После выполнения нескольких заданий роль ведущего передается ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры, которые лечат"

Когда ребенок заболевает, то это становится большой бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у луч­ших специалистов, достаем наиболе...

Игры которые лечат

Игры, которые лечат- Снять нервное напряжениИгротерапия, сказкотерапия -это лишь пара примеров методик психологической помощи детям.Эффективность таких методик уже давно доказана. Попробуйте освоить н...

Игры, которые лечат.

Дыхательная гимнастика....

Консультация для родителей на тему: "Игры, которые лечат"

Консультация для родителей на тему "Игры, которые лечат"...

Игры, которые лечат / в рамках недели Игры и игрушки/ учитель-логопед ГБОУ ЦРР детский сад № 1407 г Москва

использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда..Игры направлены на развитие дыхания, моторики, коррекции эмоционально-волевой сферы. Такие игры можно использовать и во время физпауз, и...

игры которые лечат оздоровительные игры для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

оздоровительные игры для детей в возрасте  от 5 до 7 лет...