Игры которые лечат
картотека по развитию речи
Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_detey_s_ovz.docx | 397.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, которые лечат
Благодаря такому массажу мы активизируем так называемый "мануальный интеллект", стимулируя кончики пальцев рук и ладони. Таким образом происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимая для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж ног важен для активизации жизненно значимых центров организма.
Упражнения для рук.
Погладить «пуговичную» поверхность, периодически погружая руки в пуговицы и захватывая как можно больше пуговиц в каждую ладошку.
- захватить пуговицы в кулаки, чуть приподнять и разжать руки.
- погрузить руки глубоко в "пуговичное море" и "поплавать" в нем.
- наберите пуговицы в горсть и пересыпайте их из ладошки в ладошку.
- сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватить "щепотку" пуговиц... отпустить.
- берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и другие; перекатывайте каждую пуговицу между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
- те же движения можно совершать и внешними сторонами ладоней.
- Поднять руки над поверхностью емкости и постараться высыпать пуговицы по одной.
- Набрать пуговицы в ладони, сложенные «лодочкой», и медленно высыпать в емкость, как будто перетирая пуговицы между ладонями.
- Опустить руки в емкость и захватить как можно больше пуговиц, сжимая их между пальцами.
- Попробовать согнуть ладошки с пуговицами в кулачок и разогнуть не уронив пуговиц.
- Набирать пуговицы внешними сторонами ладоней и сбрасывать их по одной, стараясь не уронить.
Найди предмет
Цель: развитие тактильных ощущений.
Спрячьте какой-либо предмет в коробку с пуговицами. Пусть ребенок постарается отыскать его.
Рыбалка
Цель: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, познавательной сферы.
Скажите ребенку: «Мы с тобой рыбаки. Отправляемся на рыбалку в "пуговичное море". Наши руки помогут нам выловить рыбку — пуговичку. Опусти руки в "пуговичное море" и вылови "рыбку".
(Пусть ребенок возьмет любую пуговицу).
Какую "рыбку" ты выловил: большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?
- Какого цвета твоя "рыбка"?
- Она легкая или тяжелая?
- Теплая или холодная?
А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Какая она?
Правда, она... (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, легкая)...?
Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»
Усложняя игру, можно добавлять в «ведерко» больше «рыбы».
Аквариум.
Цель: развитие тактильных ощущений, снятие напряжения.
Для игры потребуются миска с водой и несколько дополнительных пуговиц. Скажите ребенку: «На рыбалке мы с тобой поймали две рыбки. Принесли их домой. У нас есть аквариум (покажите миску с водой), там уже "живут" три "рыбки" (положите в миску с водой три пуговицы). Ты хорошо запомнил наш улов? Сейчас мы опустим наших "рыбок" в аквариум, закроем глаза. Сможешь ты, опустив руку в аквариум, узнать свою рыбку? А мою? Молодец! А если бы в нашем аквариуме было больше рыб?..»
Особенностью этой игры является взаимодействие с водой. Это, с одной стороны, позволит снять напряжение, с другой стороны, обогатит арсенал ощущений ребенка.
Упражнения для ног
Опустите емкость с пуговицами на пол, чтобы ребенок мог свободно поместить туда обе ноги одновременно. Предложите ему погрузить в коробку голые ступни.
- совершать ступнями круговые движения;
- поглубже погрузить ступню в пуговицы, пошевелить пальцами ног;
- предложить ему просто пошагать, поочередно опуская ступни в емкость. Поддержите ребенка, если он чувствует себя неустойчиво;
- перебирать пуговицы пальцами ног;
- перетирать пуговицы между ступнями;
- захват пуговиц пальцами обеих ног каждой, упражнение выполняется стоя;
- захват пуговиц пальцами обеих ног одновременно, упражнение выполняется сидя;
- поочередно каждой ногой выкладывать пуговицы друг на друга, как будто наклеивая;
- опустив ступни в пуговицы, «сверлить» пяткой ямку;
- соединив пятки обеих ног, стараться сделать пальцами холмик из пуговиц;
- пересыпать пуговицы пальцами ног из одной емкости в другую;
- ходить по пуговицам, нашитым на коврик.
Пуговичный массаж.
Необходимо заполнить просторную коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:
опустите руку в коробку;
- поводите ладонями по поверхности пуговиц;
- захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;
- перетирайте пуговицы между ладонями;
- пересыпайте их из ладошки в ладошку;
- разными руками захватывать щепотки пуговиц;
- погрузите ступни в коробку с пуговицами;
- произведите ступнями круговые движения;
- пошевелите пальцами ног в коробках;
- перебирайте пуговицы пальцами ног;
- перетирайте пуговицы между ног.
Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ног. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие.
Комплекс кинезиологических упражнений.
Используя пуговицы для кинезиологических упражнений, мы развиваем умственные способности и физическое здоровье ребенка. Применение определенного комплекса упражнений с пуговицами позволяет улучшить у ребенка память, внимание мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Особое внимание следует уделить кинезиологическим упражнениям, где задействованы не только первые три пальца, но и безымянный с мизинцем. Большой, указательный и средний пальцы, а также смежная с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле обозначаются, как социальная зона руки. Два последних пальца – безымянный и мизинец находятся вне зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Поэтому упражнения проводятся так, чтобы были задействованы все пальцы. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Печатная машинка
Из пуговиц выложена имитация клавиатуры компьютера. Ребенок надавливает на пуговицы сначала каждым пальцем одной руки, затем другой руки попеременно, производя движения «печатания». Усложнение: выполнять упражнения совместным нажатием одноименными пальцами обеих рук на разные пуговицы.
Поднимание пуговиц
Предложите ребенку с помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из емкости на стол, при этом в процессе должнй участвовать все пары одноименных пальцев обеих рук ( по очереди). Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара - указательный палец правой руки и мизинец левой руки.
Скольжение пуговиц по подушечкам пальцев
Большим пальцем двигаем пуговицу по подушечкам от указательного пальца к мизинцу и обратно. Упражнение выполнять попеременно правой и левой рукой. Усложнение: выполнение движения одновременно двумя руками.
Расти, пальчик!
Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик. Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.
Круги на ладошке.
Двигая пуговицу одним пальцем, рисуем круги на ладошке другой руки. Усложнение: рисуем круги всеми пальцами поочередно, как ведущей рукой, так и не ведущей.
Сильные пальцы
Пуговицу держим одним пальцем правой и одним пальцем левой рук, сочетание пальцев произвольное или заданное другим ведущимю Можно использовать два одноименных пальца (например, указательные) разных рук или разноименные пальцы (например, мизинец и средний палец) разных рук. Производим силовые нажатия на пуговицу попеременно пальцем правой, а затем пальцем левой руки. Нажимающий палец выпрямлен, «поддающийся» палец согнут.
Шагающие пальчики.
Потом предложите «походить» по пуговицам пальчиками или «попрыгать» с одного ряда на другой ряд. Упражнение выполняется как ведущей, так и не ведущей рукой.
Ловкие пальчики
На тыльной стороне ладони лежит большая пуговица, остальные рассыпаны на столе. С помощью двух пальцев этой же руки собрать пуговицы на столе по одной в емкость, не уронив при этом пуговицу, лежащую на руке. Усложнение: количество пуговиц на тыльной стороне ладони увеличивается;
- действия выполняются ведущей и не ведущей рукой;
- меняется сочетание пальцев в паре: большой и указательный, большой и безымянный и т. д.
- действия выполняются двумя руками одновременно.
Большая – маленькая
Предложите ребенку набор различающихся по цвету, величине, форме пуговиц для хаотичного выкладывания на игровом поле. Процесс сопровождается речевым описанием каждой пуговицы: цвет, величина. Когда игровое поле сформировано, ведущий дает задание : «Покажи зеленую круглую большую пуговицу указательным пальцем правой руки» или «Покажи синюю маленькую квадратную пуговицу мизинцем левой руки». После выполнения нескольких заданий роль ведущего передается ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры, которые лечат"
Когда ребенок заболевает, то это становится большой бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем наиболе...
Игры которые лечат
Игры, которые лечат- Снять нервное напряжениИгротерапия, сказкотерапия -это лишь пара примеров методик психологической помощи детям.Эффективность таких методик уже давно доказана. Попробуйте освоить н...
Игры, которые лечат.
Дыхательная гимнастика....
«конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Физическая культура» Игры, которые лечат» в подготовительной к школе группе
Непосредственно- образовательная деятельность с элементами игрового стретчингаЗадачи:...
Консультация для родителей на тему: "Игры, которые лечат"
Консультация для родителей на тему "Игры, которые лечат"...
Игры, которые лечат / в рамках недели Игры и игрушки/ учитель-логопед ГБОУ ЦРР детский сад № 1407 г Москва
использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда..Игры направлены на развитие дыхания, моторики, коррекции эмоционально-волевой сферы. Такие игры можно использовать и во время физпауз, и...
игры которые лечат оздоровительные игры для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
оздоровительные игры для детей в возрасте от 5 до 7 лет...