ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1. Формирование речи детей в раннем возрасте посредствам дидактических игр.
учебно-методический материал по развитию речи
Инновационная деятельность - "Формирование речи детей в раннем возрасте посредством дидактической игры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание опыта работы | 98.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВАМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Воспитатель: Горн Наталья Владимировна
С. Красносельское – 2019/20 гг.
Оглавление
Глава 1. Теоретические основы формирования речи у детей раннего возраста 5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей раннего возраста 5
1.2. Особенности развития речи детей раннего возраста 8
1.3. Дидактическая игра как средство развития речи детей раннего возраста 11
Введение
«Заговори, чтобы я тебя увидел» – Сократ.
Раннее детство рассматривается в педагогической и психологической литературе как ключевой этап развития человека, определяющий успешность физического, психологического, эмоционального, социального развития. Период раннего детства является одним из наиболее значимых периодов жизни ребенка: период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, формирования второй сигнальной системы и основных, ее функций, начального формирования личности ребенка.
Актуальность.
Речь начинает формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте.
Основные задачи развития речи – формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, обогащение и активизация словаря, – решаются на протяжении всего раннего детства. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать комплексно, совместно друг с другом.
В раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.Ф. Обухова, В.С. Мухина и др.).
Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко и др.).
Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р.Е. Левина).
Важная роль в развитии речи детей раннего возраста принадлежит игре. Игра является ведущей деятельностью ребенка. В игре происходит развитие всех сторон психики ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская и др.).
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, обусловили выбор темы «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».
Цель исследования – развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Объект исследования – развитие речи детей раннего возраста.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство развития речи детей раннего возраста.
В качестве гипотезы выступило предположение, что разработанная мной интерактивная тетрадь по развитию речи детей от 2 до 4 лет будет способствовать развитию речи у детей раннего возраста.
В соответствии с целью и гипотезой решаются задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи детей раннего возраста.
- Изучить педагогические условия развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
- Дать характеристику дидактической игры как средству развития речи детей раннего возраста.
- Определить уровень сформерованности развития речи детей раннего возраста;
- Разработать план мероприятий по развитию речи детей раннего возраста и создать сборник (интерактивную тетрадь) дидактических игр для детей от 2 до 4 лет;
- Обобщить результаты опытно-экспериментальной работы по формированию развития речи детей раннего возраста.
Для подтверждения гипотезы исследования, достижения цели и решения задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ научной и психолого-педагогической литературы, нормативных и инструктивно-методических материалов, тестирование, наблюдение, эксперимент.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что были рассмотрены основные вопросы по проблеме развития речи детей раннего возраста с учётом имеющихся данных в современной литературе.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследование данных в практической деятельности педагогов, психологов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Исследование проводилось в три этапа.
I этап (январь – декабрь 2019, констатирующий этап, определение уровня развития речи детей раннего возраста): изучение теоретических основ данной проблемы. Уточнение проблемы гипотезы, предмета, задач и методов экспериментального исследования. Разработка методики для констатирующего этапа эксперимента, его проведение, обработка результатов.
II этап (январь – апрель 2020)[1] – формирующий этап: проведение формирующего этапа эксперимента.
III этап (май 2020)[2] - контрольный: анализ и обобщение результатов экспериментальной работы.
Глава 1. Теоретические основы формирования речи у детей раннего возраста
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей раннего возраста
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. [1]
Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного развития. Качеством использования навыков владения языком и определяется эффективность общения. Развитие речи в онтогенезе является в некотором роде «фундаментом», на котором строится последующее формирование артикуляционных и других способностей.
Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет. Изучением этого периода занимались отечественные и зарубежные психологи: Л.С. Выгостский, Л.Н. Галигузова, Т.Д. Марцинковская, Мещерякова, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.
Раннее детство заключает в себе потенциал для возникновения следующих возрастных новообразований: познавательное развитие, развитие произвольности, волевое развитие, эмоциональное развитие. [2]
Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому). [3]
Социальная ситуация развития в раннем периоде – это ситуация совместной деятельности взрослого с ребенком на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый. (Обухова Л.Ф и Эльконин Д.Б.) [4]
Центральные новообразования у детей раннего возраста – развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью. (Эльконин Д.Б.). Ведущая деятельность – это предметно-манипулятивная. Дети усваивают функции предмета, закрепленные за ним в культуре. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка) [4, с. 43].
В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли.
У детей раннего периода развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Также формируется регулирующая функция речи, когда малыши подчиняются инструкции взрослого человека, выполняя его требования. У ребенка появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь. У малышей формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого человека, что обогащает опыт детей, в том числе социальный. Особенно на третьем году жизни у детей активно возрастает речевая активность. Речь детей раннего возраста становится основным средством общения. [5, с.77]
Основные психические процессы – восприятие, внимание, память, мышление, речь носят у детей 2-3 лет непроизвольный характер.
По мысли Л.С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение. [6, с.367]
Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.
На протяжении раннего периода у детей происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, поэтому познание окружающего мира происходит в процессе реальных манипуляций. Соответственно основным типом является предметно-манипулятивная игра. [7]
Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули). У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними). [3]
Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно. Возрастают объем и прочность сохранения материала.
Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение. [3]
Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы. [3]
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок. [3]
Мухина В.С. указывает, что отличительной чертой поведения детей раннего возраста является то, что они действуют, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент желаний и чувств. Эти чувства и желания вызываются непосредственным окружением детей, тем, что попадается им на глаза. Поэтому их поведение зависит от внешних обстоятельств. Ребенка очень легко привлечь к чему-нибудь, но также легко и отвлечь. Но уже в начале раннего периода в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать желания и чувства, которые связанны с предметами, о которых дети помнят, хотя и не видят их перед собой на данный момент [8, с. 140]
Г.А. Кураев указывает, что развитие эмоциональной сферы детей зависит прежде всего от характера общения малыша со взрослыми людьми и сверстниками. [9, с. 67]
Дети раннего возраста, общаясь с другими детьми, всегда исходят из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Они эгоцентричны. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию детей, хотя и не в той мере, что общение со взрослыми людьми.
Н. Ньюкомб отмечает, что последние 6 месяцев 2-го года жизни – это время, когда у малышей начинает формироваться самосознание, способность осознавать собственные качества, состояния и возможности. Одним из важных индикаторов появления самосознания в 2-летнем возрасте является узнавание самого себя в зеркале. [10, с. 229]
В соответствии с новым уровнем сознания изменяется и общение со взрослым – начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам – внеситуативно-познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. [3]
Узнавание себя – это простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда дети называют себя - сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Маша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «Я». Более того, у детей появляется и первичная самооценка -это осознание не только своего «Я», но того, что «Я хороший», «Я очень хороший», «Я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов, оно основывается на потребности детей в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка детей всегда максимально завышена. [3]
К трем годам у ребенка развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые люди придают им привлекательность в глазах малыша, пробуждают в детях желание заслужить похвалу и признание [11, с.16].
Кризис трех лет – это граница между ранним и дошкольным детством – это один из наиболее трудных моментов в жизни детей. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых людей, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. [3]
Симптомы кризиса трех лет описан ученым Л.С. Выготским, он назвал его кризисом отношений. Изменение позиции детей, возрастание их самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. И если новые отношения с ребенком не складываются, самостоятельность постоянно ограничивается, его инициатива не поощряется, то у малыша возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда — со сверстниками)
Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса детей трех лет: негативизм, упрямство, своеволие, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм. [12, с.85]
Л.И. Божович отмечает, что причины кризиса трех лет у детей кроются в столкновении (внутри) потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу» [5, с.82].
Таким образом, в раннем детстве дети активно познают мир окружающих их предметов, вместе со взрослыми осваивают способы действий с ними. Их ведущая деятельность – это предметно-манипулятивная. К трем годам у детей появляются личные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта - «Я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение детей начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую они погружены, но и отношениями с другими людьми. Появляются поступки с проявлением «Я» ребенка.
- Особенности развития речи детей раннего возраста
Трудно переоценить роль развитой речи в жизни ребенка. С помощью слов он общается с окружающими, познает мир, формируется его личность, развивается мышление, поведение. [14, с.5]
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (Онтогенез (от греч. Ontos – сущее, genesis – происхождение, развитие) – (индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. [15, с. 18]
Ребенок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи. Процесс усвоения родного языка в его главных чертах протекает в поразительно короткие сроки. [14, с.5]
Ученые выделяют разное количество этапов по развитию речи детей, по-разному называя их и указывая различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.
Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А.Н. Леонтьев установил четыре этапа в становлении речи детей:
- Подготовительный – до одного года;
- Пред дошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;
- Дошкольный - до 7 лет;
- Школьный.
Рассмотрим более подробно характеристику первых двух этапов. Первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). В это время происходит подготовка к овладению речью.
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.
К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет.
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3 мес. – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т.п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. [15, с.19]
С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 7 – 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10 – 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова (3-5 слов: «мама», «папа», «дай», «на», «бух»)
Второй этап — пред дошкольный (от одного года до 3 лет).
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной.
Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Значения слов становятся все более определенными. Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в пред дошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. -10 - 15 слов; к концу 2-го г. - 300 слов (за 6 мес. около 300 слов); к 3 г. - около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов). [15, с. 20]
К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы, одним словом, потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» – Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. [15, с. 21]
К 3 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. Показателем правильного развития детской речи является способность ребенка 2,5-3 года строить предложения из 3-4 и более слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах: «дай - дает – не дам» или «киса – кису – кисе». [14, с. 7]
С момента появления у ребенка возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи. Этот процесс протекает так динамично, что в 3 года дети свободно общаются не только при помощи грамотно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, включающих такие союзы, как потому что, для того чтобы, если и др. [14, с. 7]
По определению А. Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории. [15, с. 21]
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова; на втором году - понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь); на третьем году - понимание, активная речь: словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения). [13, с. 14]
Дидактическая игра как средство развития речи детей раннего возраста
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. [16, 9 с.]
Дидактические игры – обучающие игры, которые являются средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. [18]
От правильно организованной и интересно проведенной дидактической игры зависит общее развитие ребенка и его желание узнавать новое, общаться с ровесниками и взрослыми. [19]
С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы, развивает речь, мышление, память, воображение, расширяет и закрепляет представлений об окружающей мире. [17]
Так, например, дидактические игры: «Назови ласково», «Подбери по цвету крышки к кастрюле», «Угадай, что где живет?» помогают закрепить знания детей о посуде, основных цветах, активизирует речь.
Игра «Чего не стало?» учит детей правильно называть предметы мебели, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь, память, внимание.
Игры: «Что растет на огороде и в саду?», «Кто чем питается?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Чей малыш» формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детенышах, овощах и фруктах и др.
С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). Манипулируя игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: то есть употребляют глаголы. В играх: «Большой - маленький», «Один - много», «Подбери игрушку к фигуре», «Скажи наоборот» дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.
Дидактические игры – эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок. [20]
В работе с детьми раннего возраста необходимо сочетать наглядность со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их.
Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребенка можно использовать дидактические упражнения. Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Обогащают словарь детей и дидактические игры «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл?», «Кто что делает?», «Угадай персонажей сказки», «Назови животных скажи, кто как кричит» и т.д.
Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушки, природным материалом), настольно- печатные и словесные игры. [18]
Поскольку основной вид деятельности детей в раннем возрасте — предметная, и мыслят малыши на основе действий, то большая роль в раннем возрасте отводится играм с предметами (игрушками, муляжами, природным материалом).
Настольно-печатные игры – более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать абстрактное мышление. Тут тоже есть некоторые особенности, которые нужно учесть:
Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память. Вначале малыши могут выполнять только простейшие задания (повторить услышанные звуки, имитировать знакомые), а к концу года им доступны игры на образование новых слов, составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества предмета («Назови ласково», «Какая, какой?», «Опиши, что видишь»).
Организация игры включает в себя:
- подготовку к проведению;
- непосредственно игровую деятельность;
- анализ.
При подготовке игры воспитатель должен:
- отобрать её, руководствуясь поставленными целями и задачами;
- выбрать удобное место и время (во время организованной образовательной деятельности, прогулки, утреннего приёма) для игры;
- определить количество участников;
- подготовить материал, оборудование;
- обдумать ход игры, методы руководства ею (показ, объяснение);
провести предварительную работу с детьми.
Дидактическая игра в группе детей третьего года жизни может длиться в среднем 8–10 минут, но эти рамки не строго ограничены. Если интерес детей к игре велик, то её продлевают, развивают, и она может длиться до 15 минут. Заметив, что дети устали, отвлекаются, педагог вправе свернуть игру раньше.
После проведения игры воспитатель анализирует её ход и результаты: что удалось, что не получилось, какие приёмы оказались наиболее эффективными и помогли достигнуть поставленных задач. Индивидуальные предпочтения детей в игре тоже должны быть подмечены и учтены в последующих играх.
Анализ игры помогает воспитателю видоизменять её в дальнейшем, обогащать новым материалом.
Таким образом, дидактические игры - это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря, развития активной речи детей раннего возраста. Игра способствует нормальному развитию психических познавательных процессов.
Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря детей раннего возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные особенности личностные качества ребенка, позволяет определить уровень его значений и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с данным ребенком.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию речи детей раннего возраста посредствам дидактических игр
2.1. Определение уровня сформированности развития речи у детей раннего возраста (констатирующий этап)
Педагогический эксперимент проходил в три этапа:
1. Констатирующий этап эксперимента – декабрь 2019 года
2. Формирующий этап эксперимента –январь – май 2020 года
3. Контрольный этап эксперимента – май 2020года. (3-4 недели)
Опытно-экспериментальная работа проводилась в I младшей группе «Сказка», МКДОУ «Детский сад № 28», с. Красносельское.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень сформированности речи у детей раннего возраста.
Для выявления изучения развития речи была проведена диагностика авторы Урушаева Г.А., Афонькина Ю.А. по программе «Радуга», под ред. Т.И. Дороновой.
Диагностические показатели:
- Рассматривает сюжетные картинки, способен кратко рассказать об увиденном;
- Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения;
- Использует все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами;
- Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.
Оценка ответов детей на диагностическое задание осуществлялась по балльной системе:
1. балл – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
2. балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
3. балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Данный подход, определенный в диагностической методике, позволил определить уровень сформированности развития речи детей раннего возраста.
- Высокий уровень развития (2,5 – 3 баллов) –
- Средний уровень развития (1,5 до 2,4 баллов) –
- Низкий уровень развития (1 – 1, 4 баллов) –
Диагностика осуществлялась индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагалось ответить на ряд вопросов и рассмотреть иллюстративно дидактический материал.
В ходе процедуры диагностики были выявлены следующие особенности: дети с удовольствием рассматривают сюжетные картинки, но не все дети способны рассказать об увиденном; не отвечают на вопросы, касающиеся ближайшего окружения, не используют все части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и др.), пользуются простыми односложными ответами (да, нет), с трудом произносят гласные звуки, не могут определить заданный гласный звук из двух.
В ходе данного эксперимента были выявлены следующие результаты
Таблица 2.
Уровень сформированности развития речи детей раннего возраста на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п | Уровни | Критерии оценки (баллы) | Абсолютное число | % |
1 | высокий | 2,5-3,0 | 0 человек | - |
2 | средний | 1,5 – 2,4 | 5 человек | 42 |
3 | низкий | 1 – 1,4 | 7 человек | 58 |
Уровень сформированности развития речи детей раннего возраста на констатирующем этапе эксперимента
Рисунок 1. Констатирующий этап
Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента дети находятся на достаточно низком уровне развития, что требует специального плана коррекционно-педагогических мероприятий для развития речи у детей раннего возраста.
2.2. Реализация педагогических мероприятий по формированию развития речи детей раннего возраста по средствам дидактических игр (формирующий этап)
Формирующий этап эксперимента проходил с декабря 2019 по апрель 2020г. Его цель – это развивать речь детей раннего возраста с помощью дидактических игр.
На основе результатов констатирующего эксперимента и изучении содержания программы «Радуга» под ред. Дороной Т.И. Мною был разработан коррекционно-педагогический план мероприятий по развитию речи у детей раннего возраста на основе игровой деятельности.
Таблица 3
Коррекционно-педагогический план мероприятий по развитию речи у детей раннего возраста
Месяц | Лексическая тема | Вид деятельности | Цель |
Январь | В гостях у сказки | Д/и «Сказочные близнецы» Д/и «Кто в домике живет» | Цель: формировать навыки и умения образной речи, упражнять детей в сравнении сказочных персонажей (на основе сказок «Колобок», «Репка», «Теремок»), изображенных на картинке, в нахождении сходства и отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание сосредоточенность. Цель: учить детей называть героев сказки, анализировать, обобщать; конкретизировать представления детей о русско-народных сказках «Колобок», «Теремок», «Репка». |
Этикет (Посуда) | Д/и «Назови ласково» Д/и «Из чего изготавливают посуду» Д/и «Подбери по цвету крышки к кастрюлям» Д/и «Что где лежит?» Д/и «Угадай, что где живет?» Д/и «Посуда» | Цель: расширить знания детей о уменьшительно-ласкательных суффиксах. Цель: учить детей называть материалы, из которых изготавливается посуда. Цель: учить детей различать основные цвета. Цель: Упражнять в составлении предложений с предлогами в, на, за, перед между с заданным словом. Цель: формировать умение образовывать существительные "вместилища" с помощью суффикса -иц-. Цель: учить детей составлять предложения с предметами посуды, склонять предметы посуды по падежам. | |
Февраль | Моя семья | Д/и «Моя семья» | Цель: учить детей называть имена членов своей семьи, по иллюстрациям определять и называть кто чем занимается, учить отвечать на вопросы воспитателя. |
Азбука безопасности (Транспорт) | Д/и «Какой бывает транспорт» Д/и «Кто чем управляет?» Д/и «Едет, плавает, летает» Д/и «Какой еще бывает транспорт?» Д/и «Как устроен автомобиль» | Цель: формировать представление детей о разных видах транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный, космический. Цель: учить детей употреблять существительное в форме творительного падежа. Цель: Учить детей определять вид транспорта - наземный, водный, воздушный Цель: формировать представление детей о разных видах транспорта: легковой, грузовой, специальный, общественный, личный. Цель: познакомить со строением автомобиля | |
Игрушки | Д/и «Найди тень каждой игрушки» Д/и «Большой – маленький, один - много» Д/и «Подбери пропавшие фигуры» | Цель: Учить находить заданные силуэты путем наложения. Цель: Учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой - маленький, один – много). Цель: Учить детей называть геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник), определять цвет, соотносить геометрическую фигуру с контуром на бумаге, обогащать словарный запас детей. | |
Наш быт | Д/и «Чего не стало?» Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Назови одним словом» Д/и «Что для чего?» Д/и «Что из чего получилось?» | Цель: учить детей называть предметы мебели, развивать зрительную память, речь. Цель: Обучать детей отгадывать загадки, расширяя их словарный запас, кругозор. Цель: Формировать умения классифицировать предметы, объединять их в одно понятие «Электроприборы». Цель: дать представления для чего нужны электроприборы. Цель: дать представления о электроприборах: мультиварка, соковыжималка, кофеварка, мясорубка. | |
Март | Женский день (профессии) | Д/и «Кому что нужно» Д/и «Кто где работает» | Цель: Знакомство детей с профессиями, закрепления. знаний о том, что людям помогают в работе. Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий. |
Миром правит доброта (Хорошие манеры) | Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо» | Цель: Формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других. Учить детей отличать хорошее поведение от плохого. | |
Быть здоровыми хотим (Овощи и фрукты) | Д/и «Что растет в огороде», «Что растет на дереве», «Что растет на кустарниках». Д/и «Сварим борщ и компот» | Цель: Учить детей узнавать и называть овощи, фрукты, ягоды. определять: овощи растут на грядке, фрукты на дереве, ягоды на кустарниках. Развивать связную речь детей, логическое мышление. Цель: Познакомить с новыми понятиями «борщ» и «компот», повторить с детьми названия овощей и фруктов, закрепить умение делить их на группы, | |
Весна шагает по планете (Цветы и деревья) | Д/и «Части цветка» Д/и «Большой - маленький» Д/и «Найди пару» Д/и «Строение дерева» Д/и «Собери картинку» Д/и «С какого дерева листочек» | Цель: учить детей рассматривать изображение цветка, выделять его основные части (стебель, лепестки, серединка, листочки). Цель: Учить сравнивать деревья по величине. Цель: учить детей находить пару цветку, определять его части (серединка, лепестки), называть его цвет, закрепить основные цвета. Цель: познакомить детей со строением дерева. Цель: учить детей составлять из 2 частей целое изображение, развивать мелкую моторику рук. Цель: Формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях. | |
Апрель | Встречаем птиц | Д/и «Кто как кричит» Д/и «Строение птиц» Д/и «Зимующие птицы» Д/и «Домашние птицы» Д/и «Чем питаются птицы» Д/и «Чей малыш» | Цель: упражнять детей в подражании звукопроизношении как кричат птицы (как-кар, чик-чирик и т.д.) Цель: Познакомить с особенностей внешнего вида птиц. Цель: дать представления о птицах, о внешнем виде, способе питания. Цель: дать детям представления о домашних птицах, рассказать о внешнем виде, способе питания. Цель: учить детей называть, чем питаются птицы. Цель: закрепить знания детей о домашних птицах. Формировать умение соотносить слова обозначающие названия птиц с названиями их детенышей. |
Мир природы (Насекомые) | Д/и «Спрячь насекомых» Д/и «Один - много» Д/и «Скажи наоборот» | Цель: Расширить и закрепить знания детей о насекомых, учить соотносить насекомых по цветам путем наложения. Цель: Упражнять детей в использовании существительных в единственном и множественном числе. Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу. | |
Мир природы (Дикие и домашние животные) | Д/и «Кто где живет» Д/и «Кто что ест» Д/и «Чей домик» Д/и «Собери картинку» Д/и «Кто что делает» Д/и «Где сидит котенок?» | Цель: учить детей различать диких и домашних животных, определять где они живут (медведь в лесу, а корова живет на ферме (рядом с человеком и тд.) Цель: учить детей называть домашних и диких животных, определять, чем они питаются. Цель: расширять знания о различных видах животных (домашние и дикие) и их жилищах. Цель: Развивать мелкую моторик рук, учить соединять части предмета в одно целое, называть предмет. Цель: Учить детей, рассматривая картинку, называть изображенные на ней предметы и их качества, действия. Цель: Упражнять в составлении предложений с предлогами – в, - на, - над, - под и др. | |
Волшебная вода | Д/и «Какая бывает вода» Д/и «Собери картинку» Д/и «Кому нужна вода?» Д/и «Кто живет в воде?» Д/и «Водоёмы» Д/и «Земля, воздух, вода» | Цель: познакомить детей с видами воды. Цель: Развивать мелкую моторик рук, учить соединять части предмета в одно целое, называть предмет. Цель: Формировать представления детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира. Цель: уточнить знания детей о представителях водного мира. Цель: Формировать представления о водоемах. Цель: учить детей определять кто где живет (рыба в воде, птица летает в небе, волк живет на земле), развивать мышление, речь, память. | |
Май | Праздник весны и труда | Д/и «Назови предметы весны» Д/и «Без чего не может быть весны?» Д/и «Скажи наоборот» | Цель: Уточнить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме «Весна» Цель: Упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов. Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу. |
День Победы | Д/и «Кто где служит?» Д/и «Кому что нужно?» Д/и «Подбери головной убор» Д/и «Какой должен быть солдат?» Беседа «Какая – она Война?» Д/и «Найди тень» Д/и «Доскажи словечко» | Цель: Формировать представления детей о военных профессиях, их место службы. Цель: Формировать представление детей о военных профессиях, что нужно им для своей работы. Цель: познакомить детей с головными уборами военных разных профессий; Цель: Учить подбирать прилагательные, описывая солдата. Цель: Формировать представления детей о ВОВ. Цель: Учить находить заданные силуэты путем наложения. Цель: Обучать детей отгадывать загадки, расширяя их словарный запас, кругозор. |
Все дидактические игры собраны в интерактивную тетрадь.
Интерактивная тетрадь по развитию речи детей от 2 до 4 лет – это сборник дидактических, словесных игр и развивающих упражнений, которые способствуют развитию:
- речи,
- образного мышления,
- мелкой моторики,
- воображения,
- кругозора,
- памяти.
Интерактивная тетрадь - это тетрадь с включенными интерактивными элементами, такими как книжки-гармошки, двигающиеся элементы, раскладушки, кармашки.
Преимущества Интерактивной тетради:
- Систематизирована информация по лексическим темам в соответствии с календарно – тематическим планом ДОУ (15 лексических тем - «Миром правит доброта», «Встречаем птиц», «В гостях у сказки» и др.);
- Игры и упражнения подобраны с учетом возраста детей (от 2 до 4 лет).
- Поддерживается интерес воспитанников к изучаемому материалу, благодаря подвижным элементам (дети трогают элементы, рассматривают их, и очень хорошо запоминают информацию.
- Стимулирование детей к постоянному просматриванию и закрепление пройденного материала;
- Легко закрепить лексический и грамматический материал.
- В игры можно играть как группой детей, так и индивидуально
- Легкое использование тетради, все игры знакомые и легко узнаваемые.
Интерактивная тетрадь по развитию речи – это современное дидактическое пособие, которое позволяет дошкольникам активно участвовать, анализировать и взаимодействовать с новой информацией.
2.3. Результаты исследования опытно – экспериментальной работы по формированию развития речи детей раннего возраста (контрольный этап)
Цель: проверить эффективность разработанной программы, анализ и обобщение результатов экспериментальной работы.
На третьем этапе я повторно провела диагностику по развитию речи детей авторы Урушаева Г.А., Афонькина Ю.А. по программе «Радуга», под ред. Т.И. Дороновой.
Результаты, представленные в таблице 4 и рисунке 2.
Таблица 4
Уровень сформированности развития речи детей раннего возраста на контрольном этапе эксперимента
№ п/п | Уровни | Критерии оценки (баллы) | Абсолютное число | % |
1 | высокий | 2,5-3,0 | 0 человек | - |
2 | средний | 1,5 – 2,4 | 12 человек | 75 |
3 | низкий | 1 – 1,4 | 4 человек | 25 |
Уровень сформированности развития речи детей раннего возраста на контрольном этапе эксперимента
Таким образом, в процессе диагностики выявлены следующие результаты: у 75% детей раннего возраста отмечается средний уровень развития речи, у 25% детей раннего возраста отмечается низкий уровень развития речи.
Следовательно, основной процент детей (75%) имеют средний уровень развития речи, таким образом, программа занятий, состоящая из дидактических игр по развитию речи детей раннего возраста, оказалась эффективной.
Заключение
Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.
Речь – это ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления.
Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные на расширение, систематизацию и углубление представлений дошкольников об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей детей.
В дидактических играх перед ребёнком ставятся те или иные задачи, решение которых требует внимания, сосредоточенности, умственного усилия, умения преодолеть трудности, осмыслить правила, последовательность действий. Они содействуют развитию у ребёнка восприятий и ощущений, усвоению знаний, формированию представлений. Эти игры дают возможность обучать ребятишек разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных практических и умственных задач. В этом состоит их развивающая роль.
В проводимом экспериментальном исследовании приняли участие 14 детей в возрасте 2-3 лет из них 3 девочки и 11 мальчиков.
На первом этапе было выявлено, что большинство детей раннего возраста (58%) имеют низкий уровень развития речи.
На втором этапе разработала программу, направленную на развитие речи у детей раннего возраста.
Данная программа состоит из серии специально подобранных дидактических игр, подобранных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, и собраны в сборник дидактических игр под названием «Интерактивная тетрадь по развитию речи детей от 2 до 4 лет».
На третьем этапе повторно провела диагностику детей раннего дошкольного возраста по той же методике. В результате было выявлено, что у детей повысился уровень развития речи.
Следовательно, разработанная мной интерактивная тетрадь по развитию речи детей от 2 до 4 лет будет способствовать развитию речи детей. По этой методике хочу продолжить работать с детьми 3 – 4 лет, 2020 – 2021 год.
Список литературы
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272
- "Концепции дошкольного воспитания 1989г"
- О. Дарвиш, возрастная психология
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2009. -560 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 2009.-464с.
- Выготский Л.С. Кризис трех лет // Собр. соч. Т. 4. – М., 1984.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 456 с.
- Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. - Ростов -н/Дону. 2009.-147с.
- Ньюком Б. Н. Развитие личности ребёнка.-СПб.: Питер, 2010.-640с.
- Детская психология. /Под ред. Р.П. Ефимкиной.- М.: Сфера, 2012.-44с.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2009. -512с.
- Ф.А. Сохина, Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с, ил., 4 л. ил
- Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.--метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. -М.: Просвещение, 1989.-223 с.: ил.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. / Под ред. С.Л. Новоселовой; Изд. 3-е, испр. -- М.: Просвещение, 1977, стр. 6
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений \ М.М. Алексеева, В.И. Яшина- М. изд.Центр Академии 1986.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада А.К. Бондаренко-2-е издание., дораб.-М.: просвещение,1991
- Выгодский Л.С. Собрание сочинений: в 6т.\ Л.С. Выгодский- М., 1982-т2.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: пособие для воспитателя детского сада В.В. Гербова, А.И. Максаков-2-е издание перераб М: Просвещение 1986
[1] Формирующий этап из-за пандемии COVID-19, был перенесен на июнь – август 2020 год.
[2] Контрольный этап из-за пандемии COVID-19 был перенесен на сентябрь 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба
Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба" разработан для развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дид...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей.Дидактическая игра (от греч. didaktikos – поучительный) – «специально созданная игра, выполняющая определенную дида...
Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
В презентации представлены игры, используемые нами в работе по развитию диалогической речи дошкольников....
Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...
Статья «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.»
Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошко...
Статья "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развё...