Использование методики А.И.Савенкова в работе с одаренными детьми на занятиях по развитию речи»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Марина Благова

Развитие дошкольного образования, применение инновационных технологий меняют взгляд на ребенка. Это теперь не только воспитанник, он – личность, со своими способностями, со своим потенциалом. Веяние времени требует к нему личностно-ориентированного подхода, выстраивание индивидуальной траектории его развития и обучения.

    Работа с одаренными детьми в настоящее время находится под пристальным вниманием государства. И в связи с этим становится приоритетным направлением в деятельности ДОУ.

     Существует множество диагностических методик, тренинговых заданий  на выявление и развитие одаренности.

    Изучив материалы  российского психолога Савенкова А.И., который занимается проблемой детской одаренности в сфере исследовательской деятельности и предлагает собственную модель диагностики одаренности, мы решили взять за основу принципы его работы. Важным из которых является принцип участия детей в оценке собственной одаренности, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование методики А.И.Савенкова

в работе с одаренными  детьми

на занятиях по развитию речи»

                                               «Одаренность человека - это маленький росточек, 

                               едва проклюнувшийся из земли и требующий

                                       к себе огромного внимания. Необходимо холить и

                                            лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее,

                     чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский

     Развитие дошкольного образования, применение инновационных технологий меняют взгляд на ребенка. Это теперь не только воспитанник, он – личность, со своими способностями, со своим потенциалом. Веяние времени требует к нему личностно-ориентированного подхода, выстраивание индивидуальной траектории его развития и обучения.

    Работа с одаренными детьми в настоящее время находится под пристальным вниманием государства. И в связи с этим становится приоритетным направлением в деятельности ДОУ.

     Существует множество диагностических методик, тренинговых заданий  на выявление и развитие одаренности.

    Изучив материалы  российского психолога Савенкова А.И., который занимается проблемой детской одаренности в сфере исследовательской деятельности и предлагает собственную модель диагностики одаренности, мы решили взять за основу принципы его работы. Важным из которых является принцип участия детей в оценке собственной одаренности, согласно которому «дети сами оценивают себя   что является весьма важным дополнением, поскольку одарённый ребёнок зачастую весьма критично относится к своим способностям и возможностям - природным и приобретённым, - сопоставляя себя «реального» с «идеальным», выступая нередко наиболее объективным экспертом собственной одарённости».

     Но тут существует сложность   для педагога  при выявлении одаренности  -  можно принять за талант  высокий уровень развития знаний ребенка, соответствующий  его возрастным и индивидуальным особенностям, что совсем не одно и то же.

     Одаренность – дар – талант – это умение логически мыслить, правильно рассуждать, умело задавать и отвечать на вопросы, быть любознательным и наблюдательным.

     Рассмотрим особенности работы с одаренными детьми в рамках образовательного процесса,  конкретно на занятиях по развитию речи.

     Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Мы  пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

     Взяв за основу  методы и приемы учебно-исследовательской  деятельности для одаренных дошкольников, рекомендуемые А.И.Савенковым, мы решили применить их на занятиях по развитию речи и в индивидуальной работе.

    1. Прежде всего -  это  папка исследователя. Выбранные один или двое детей из числа одаренных, используя эту папку,  составляют алгоритм работы, и с помощью карточек – подсказок готовят сообщение по определенным темам.  

     Работа идет в три этапа.

     Первый – сбор информации.  Все данные они могут получить следующими способами:  

- спросить у другого

- самому подумать

- с помощью опыта, эксперимента

- найти информацию в энциклопедии, или в других книгах

- воспользоваться интернетом.

      Второй – подготовка  карточек – подсказок, где дети, используя схемы, знаки, условные обозначения, рисунки, затем раскладывают их в определенной последовательности и  составляют план своего сообщения – рассказа.

      Третий – выступление перед детьми с уже готовым материалом – сообщением.

    2.  На занятиях по развитию речи и в индивидуальной работе с одаренными детьми,  мы используем задания, упражнения, игры, рекомендованные Александром Ильичем Савенковым для развития у детей логики, внимания, наблюдательности,  речи, как фрагмент занятия. Например,

«Посмотри на мир чужими глазами»

«Составьте рассказ от имени другого персонажа»

«Составьте рассказ, используя данную концовку»

«Сколько значений у предмета»

«Назовите как можно больше признаков предмета»

Учимся выдвигать гипотезы

Учимся задавать вопросы

Игра «Угадай, о чем спросили»

Учимся давать определения понятиям

Приемы, сходные с определением понятий (Описание, сравнение, различение, суждение, метафора и метафоричность)

«Загадки как определения понятий»

Игра «Трудные слова»

Учимся классифицировать

Игра «Парные картинки, содержащие различия».

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.

     3.  Дети с признаками одаренности  помогали  педагогу в создании схем – мнемотаблиц – подсказок  для заучивания наизусть программных стихотворений  Ф.Тютчева «Ласточки пропали», И.Сурикова «Белый снег пушистый» и других.

Такая работа проводится со всей группой, но опора делается на одаренных детей.

     Выше перечисленные задания  расширяют кругозор ребенка, открывают простор для развития критического мышления и речи. Создаются условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем. Такая  работа  полезна и в плане творческого, и в плане психосоциального развития.  Важно проводить такую работу не только индивидуально, но и парах, и в тройках. Организация такой работы открывает дополнительные воспитательные возможности в работе с одаренными детьми.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Глава I. Теоретическая часть ……………………………………………………………...1.1.            Актуальность проблемы развития речи и ознакомления с окружающим у детей ра...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Глава I. Теоретическая часть ……………………………………………………………...1.1.            Актуальность проблемы развития речи и ознакомления с окружающим у детей ра...

Практический материал по теме "Словесные игры и упражнения для работы с детьми на занятиях по развитию речи"

Занятия по развитию речи можно проводить в соответствии с лексическими темами. Дидактические игры и упражнения предворяет познавательная часть, которая ориентирует педагога в объеме информации, к...

Практический материал по теме "Словесные игры и упражнения для работы с детьми на занятиях по развитию речи"

Занятия по развитию речи можно проводить в соответствии с лексическими темами. Дидактические игры и упражнения предворяет познавательная часть, которая ориентирует педагога в объеме информации, котору...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребёнка осуществляется в его повседневном ...

Презентация "Использование материалов русского народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой)

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи ок...

Статья "Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи....