Использование методики А.И.Савенкова в работе с одаренными детьми на занятиях по развитию речи»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Развитие дошкольного образования, применение инновационных технологий меняют взгляд на ребенка. Это теперь не только воспитанник, он – личность, со своими способностями, со своим потенциалом. Веяние времени требует к нему личностно-ориентированного подхода, выстраивание индивидуальной траектории его развития и обучения.
Работа с одаренными детьми в настоящее время находится под пристальным вниманием государства. И в связи с этим становится приоритетным направлением в деятельности ДОУ.
Существует множество диагностических методик, тренинговых заданий на выявление и развитие одаренности.
Изучив материалы российского психолога Савенкова А.И., который занимается проблемой детской одаренности в сфере исследовательской деятельности и предлагает собственную модель диагностики одаренности, мы решили взять за основу принципы его работы. Важным из которых является принцип участия детей в оценке собственной одаренности,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование методики А.И.Савенкова
в работе с одаренными детьми
на занятиях по развитию речи»
«Одаренность человека - это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания. Необходимо холить и
лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский
Развитие дошкольного образования, применение инновационных технологий меняют взгляд на ребенка. Это теперь не только воспитанник, он – личность, со своими способностями, со своим потенциалом. Веяние времени требует к нему личностно-ориентированного подхода, выстраивание индивидуальной траектории его развития и обучения.
Работа с одаренными детьми в настоящее время находится под пристальным вниманием государства. И в связи с этим становится приоритетным направлением в деятельности ДОУ.
Существует множество диагностических методик, тренинговых заданий на выявление и развитие одаренности.
Изучив материалы российского психолога Савенкова А.И., который занимается проблемой детской одаренности в сфере исследовательской деятельности и предлагает собственную модель диагностики одаренности, мы решили взять за основу принципы его работы. Важным из которых является принцип участия детей в оценке собственной одаренности, согласно которому «дети сами оценивают себя что является весьма важным дополнением, поскольку одарённый ребёнок зачастую весьма критично относится к своим способностям и возможностям - природным и приобретённым, - сопоставляя себя «реального» с «идеальным», выступая нередко наиболее объективным экспертом собственной одарённости».
Но тут существует сложность для педагога при выявлении одаренности - можно принять за талант высокий уровень развития знаний ребенка, соответствующий его возрастным и индивидуальным особенностям, что совсем не одно и то же.
Одаренность – дар – талант – это умение логически мыслить, правильно рассуждать, умело задавать и отвечать на вопросы, быть любознательным и наблюдательным.
Рассмотрим особенности работы с одаренными детьми в рамках образовательного процесса, конкретно на занятиях по развитию речи.
Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Взяв за основу методы и приемы учебно-исследовательской деятельности для одаренных дошкольников, рекомендуемые А.И.Савенковым, мы решили применить их на занятиях по развитию речи и в индивидуальной работе.
1. Прежде всего - это папка исследователя. Выбранные один или двое детей из числа одаренных, используя эту папку, составляют алгоритм работы, и с помощью карточек – подсказок готовят сообщение по определенным темам.
Работа идет в три этапа.
Первый – сбор информации. Все данные они могут получить следующими способами:
- спросить у другого
- самому подумать
- с помощью опыта, эксперимента
- найти информацию в энциклопедии, или в других книгах
- воспользоваться интернетом.
Второй – подготовка карточек – подсказок, где дети, используя схемы, знаки, условные обозначения, рисунки, затем раскладывают их в определенной последовательности и составляют план своего сообщения – рассказа.
Третий – выступление перед детьми с уже готовым материалом – сообщением.
2. На занятиях по развитию речи и в индивидуальной работе с одаренными детьми, мы используем задания, упражнения, игры, рекомендованные Александром Ильичем Савенковым для развития у детей логики, внимания, наблюдательности, речи, как фрагмент занятия. Например,
«Посмотри на мир чужими глазами»
«Составьте рассказ от имени другого персонажа»
«Составьте рассказ, используя данную концовку»
«Сколько значений у предмета»
«Назовите как можно больше признаков предмета»
Учимся выдвигать гипотезы
Учимся задавать вопросы
Игра «Угадай, о чем спросили»
Учимся давать определения понятиям
Приемы, сходные с определением понятий (Описание, сравнение, различение, суждение, метафора и метафоричность)
«Загадки как определения понятий»
Игра «Трудные слова»
Учимся классифицировать
Игра «Парные картинки, содержащие различия».
Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.
3. Дети с признаками одаренности помогали педагогу в создании схем – мнемотаблиц – подсказок для заучивания наизусть программных стихотворений Ф.Тютчева «Ласточки пропали», И.Сурикова «Белый снег пушистый» и других.
Такая работа проводится со всей группой, но опора делается на одаренных детей.
Выше перечисленные задания расширяют кругозор ребенка, открывают простор для развития критического мышления и речи. Создаются условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем. Такая работа полезна и в плане творческого, и в плане психосоциального развития. Важно проводить такую работу не только индивидуально, но и парах, и в тройках. Организация такой работы открывает дополнительные воспитательные возможности в работе с одаренными детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Глава I. Теоретическая часть ……………………………………………………………...1.1. Актуальность проблемы развития речи и ознакомления с окружающим у детей ра...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Глава I. Теоретическая часть ……………………………………………………………...1.1. Актуальность проблемы развития речи и ознакомления с окружающим у детей ра...
Практический материал по теме "Словесные игры и упражнения для работы с детьми на занятиях по развитию речи"
Занятия по развитию речи можно проводить в соответствии с лексическими темами. Дидактические игры и упражнения предворяет познавательная часть, которая ориентирует педагога в объеме информации, к...
Практический материал по теме "Словесные игры и упражнения для работы с детьми на занятиях по развитию речи"
Занятия по развитию речи можно проводить в соответствии с лексическими темами. Дидактические игры и упражнения предворяет познавательная часть, которая ориентирует педагога в объеме информации, котору...
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребёнка осуществляется в его повседневном ...
Презентация "Использование материалов русского народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой)
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи ок...
Статья "Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"
Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи....