«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
консультация по развитию речи (младшая группа)
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам свободно объясняется с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста
посредством дидактической игры»
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам свободно объясняется с окружающими.
Учиться играть! Эта идея увлекла многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями. Речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Родителей волнует вопрос – как правильно разговаривать с ребенком, что необходимо знать при общении с детьми? Кого-то волнует вопрос – ребенку уже два-три года, а слов – всего ничего. Что предпринять, чтобы сформировать у ребенка правильную и грамотную речь, чтобы в будущем он мог точно и ясно излагать свои мысли, суждения?
Развитие речи детей посредством дидактической игры является приоритетным, оно представлено в следующих аспектах (Обследование предметов и игрушек с ребенком, поручение, использование потешек и т.д.)
Игра- ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психологическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учиться мыслить о реальных вещая и реальных действиях.
С этим связано и возникновение замысла в игре. Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями: девочка беспокоится, если «подгорают котлеты», мальчик бережно везет «заболевшую куклу» на машине и т.д.
Современная педагогика и психологи выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следит за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение.
Дидактические игры, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать», воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывая одежду на стоящий рядом стул, заботливо относится к куле, укладывать ее спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна.
По просьбе воспитателя малыши поочередно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно – ролевым играм.
Таким образом, можно сделать вывод – формирование дидактической игры у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитывается правильная организация детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушкам, природными материалами), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В играх с куклами у детей формируется культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
В дидактических играх широкого используется разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которой они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игру, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл с помощью отобранных игрушек.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лот, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам
Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, и по фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.
Составление разрезных картинок и кубиков
Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Дидактическая задача
Для выбора дидактической задачи необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Игровые правила
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через е правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
Игровые действия
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем. Что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Таким образом, можно сделать вывод, что любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно, когда он боится обследования.
Пирамида. Разноцветные палочки и брусочки
С помощью этих игрушек мы наблюдали моторику ребенка, сформированность понятия величины.
«Почтовый ящик»
В верхней части ящика есть прорези, разные по форме, в которые ребенок должен опустить объемные предметы.
Кубики разной величины
Исследовали сформированность понятия величины предметов.
Матрешки
Ребенку предлагалось разобрать, а затем собрать матрешку. Выявляли понимание инструкции, разумность действий, учет размеров матрешки.
«Мисочки»
Выявляли уровень восприятия соотношения предметов по величине и овладения предметными действиями.
Предметные картинки с изображением знакомых детям предметов применяли с разной целью: при исследовании внимания, зрительной памяти, мышления
- Игры – занятия в адаптационный период.
Цели: знакомство детей со свойствами различных материалов; развивать понимание речи: учить детей понимать смысл целых предложений; развивать активную речь.
- Занятия с использованием предметных картинок.
Цели: вырабатывать у детей представления о предметах; закрепить представление о величине, цвете, различных состояниях предметах; обогащать словарь названиями качеств, действий.
- Занятия с сюжетными картинками.
Цели: учить детей понимать сюжет, изображенный на картинке, развивать умение слушать пояснения, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей.Дидактическая игра (от греч. didaktikos – поучительный) – «специально созданная игра, выполняющая определенную дида...
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»
Виды дидиктических игр...
Статья «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.»
Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошко...
Статья на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр....
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью р...
План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошкольников, у...