Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (младшая группа)

Гладова Татьяна Борисовна

Своевременное и полноценное формирование речи ребенка – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности. Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи, поскольку это отразится на общем эмоциональном и физическом развитии ребенка.

Задачами речевого развития по ФГОС ДО являются:

  1. овладение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря;
  3. развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  4. развитие речевого творчества;
  5. знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  6. развитие фонематического слуха;
  7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для того, чтобы ребенок научился грамматически верно и красиво говорить, необходимо уже с самого рождения с ним общаться. Мама может просто разговаривать с ребенком, обращаюсь к нему с любовью и нежностью, на различные темы. Очень полезно читать книги, рассматривать иллюстрации в них и общаться на тему прочитанного. Общение между мамой и ребенком должно быть постоянным, несмотря на то, что ребенок еще не разговаривает. И в бытовых моментах, дома, на прогулке, слушая музыку, гуляя, всегда нужно общаться с ребенком. Все, что мы говорим, закладывается на уровне подсознания, и ребенок накапливает, впитывает всю информацию, а по мере взросления будет ее выдавать. Поэтому очень важно, чтобы речь взрослого была красивой, грамматически верно-построенной, творческой, с большим словарным запасом.

Давайте остановимся более подробно на каждой задачи по развитию речи дошкольников.

Развитие словаря.

В детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. Слово – это основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Овладение детьми дошкольного возраста словарным запасом родного языка составляет основу их речевого развития. Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Она тесно связана с познавательным развитием детей. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия. Развитие словаря дошкольников в детском саду предполагает работу над словом как единицей языка, в частности над многозначностью слова. Раскрытие смыслового значения многозначного слова играет большую роль в формировании точности словоупотребления. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их верное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Воспитание звуковой культуры речи.

Овладение звуковой системой языка, по мнению Д.Б. Эльконина, представляет собой основу становления речи ребенка и «включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи». Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает педагог. Он помогает детям дошкольного возраста овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, педагог должен решать следующие задачи: воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты; формировать произносительную сторону речи; развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка; воспитывать интонационную выразительность речи. Обучение детей интонационному рисунку высказывания направлено на развитие умения передавать не только смысловое значение высказывания, но и его эмоциональные особенности.

Формирование грамматического строя речи.

Эта задача предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В учреждении дошкольного образования создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

Развитие связной речи.

Развитие связной речи является одной из главных задач речевого развития детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком, и наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. Развитие связной речи включает развитие двух ее форм: диалогической и монологической речи.

В основном дети дошкольного возраста общаются при помощи диалогической речи. Формирование диалогической речи ребенка направлено на развитие навыков и умений вести диалог, слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога.

Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его. В уровне развития связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны.

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.

Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля над речью. Работа по формированию элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. Осознание явлений языка и речи осуществляется при обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха, в процессе словарной работы. Детям предлагают вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов (слова с противоположным значением), синонимов (слова, близкие по значению), отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений. Употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук» позволяет сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука.

Воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.

 В процессе ознакомления детей с художественной литературой педагог формирует у детей дошкольного возраста такие элементарные умения, как слушать и понимать художественные произведения, высказывать мнения об их героях. Дети овладевают умением, пересказывать небольшие художественные тексты, запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. У дошкольников обогащается словарь, развивается образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, формируются эстетические и нравственные понятия.

Задачи по развитию тесно связаны между собой, поэтому и решение данных задач необходимо осуществлять комплексно, не отделяя одну задачу от другой.   

Ранний возраст.

Методы развития речи:

  • Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности
  • Звукоподражание
  • Задания-поручения
  • Игры-инсценировки

Приемы развития речи:

  • Внимательно и заинтересованно выслушивать детей.
  • Много говорить самому.
  • Вовлекать детей в разговор на определенную тему.
  • Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
  • Проговаривание изолированного звука.
  • Произнесение несложных звукоподражательных слов.
  • Отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова).
  • Закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.

 

Младшая группа.

Методы развития речи:

  • наглядные – непосредственное наблюдение и его разновидности: наблюдения в природе, экскурсии; опосредованное наблюдение – рассматривание игрушек и картин, рассказывание по картинам и игрушкам;
  • словесные – чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал;
  • практические – дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, хороводные игры.

Приемы развития речи:

  • Педагог – образец речевой культуры;
  • Речевое сопровождение практической деятельности;
  • Чтение и разучивание стихов, чтение художественной литературы;
  • Прослушивание музыкальных произведений и их обсуждение;
  • Потешки, скороговорки, прибаутки;
  • Игровая деятельность. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Поэтому больше играйте, проговаривая вслух речь главных персонажей, озвучивая все, что делаете.
  • Артикуляционная гимнастика – для укрепления мышц речевого аппарата, правильного дыхания;
  • Дидактические игры;
  • Трудовые поручения;
  • Развитие мелкой моторики очень важно для развития речи (пересыпание крупы, переливание воды, различные тактильные прикосновения к предметам). На кончиках пальцах находятся нервные окончания, которые напрямую активизируют речевую зону у ребенка;
  • Театрализация. Играйте в сказку, используя разных персонажей, разные сюжеты или уже знакомые сказки;
  • Творчество – лепка, рисование, аппликация в разных техниках (та же мелкая моторика);
  • Пальчиковые игры;
  • Мнемотаблицы;

              Большая работа должна проводится с родителями. Семья – это источник воспитания, поэтому очень важно для полноценного развития ребёнка положительный пример родителей, в том числе и пример красивой, правильно произносимой речи, обогащенной словарем.

     Чтобы расширить кругозор, необходимо рекомендовать родителям проводить выходные вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатления, знания.

Ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи. Давайте работать вместе!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Своевременное и полноценное формирование речи ребенка – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности. Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи, поскольку это отразится на общем эмоциональном и физическом развитии ребенка.

Задачами речевого развития по ФГОС ДО являются:

  1. овладение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря;
  3. развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  4. развитие речевого творчества;
  5. знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  6. развитие фонематического слуха;
  7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для того, чтобы ребенок научился грамматически верно и красиво говорить, необходимо уже с самого рождения с ним общаться. Мама может просто разговаривать с ребенком, обращаюсь к нему с любовью и нежностью, на различные темы. Очень полезно читать книги, рассматривать иллюстрации в них и общаться на тему прочитанного. Общение между мамой и ребенком должно быть постоянным, несмотря на то, что ребенок еще не разговаривает. И в бытовых моментах, дома, на прогулке, слушая музыку, гуляя, всегда нужно общаться с ребенком. Все, что мы говорим, закладывается на уровне подсознания, и ребенок накапливает, впитывает всю информацию, а по мере взросления будет ее выдавать. Поэтому очень важно, чтобы речь взрослого была красивой, грамматически верно-построенной, творческой, с большим словарным запасом.

Давайте остановимся более подробно на каждой задачи по развитию речи дошкольников.

Развитие словаря.

В детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. Слово – это основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Овладение детьми дошкольного возраста словарным запасом родного языка составляет основу их речевого развития. Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Она тесно связана с познавательным развитием детей. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия. Развитие словаря дошкольников в детском саду предполагает работу над словом как единицей языка, в частности над многозначностью слова. Раскрытие смыслового значения многозначного слова играет большую роль в формировании точности словоупотребления. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их верное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Воспитание звуковой культуры речи.

Овладение звуковой системой языка, по мнению Д.Б. Эльконина, представляет собой основу становления речи ребенка и «включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи». Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает педагог. Он помогает детям дошкольного возраста овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, педагог должен решать следующие задачи: воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты; формировать произносительную сторону речи; развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка; воспитывать интонационную выразительность речи. Обучение детей интонационному рисунку высказывания направлено на развитие умения передавать не только смысловое значение высказывания, но и его эмоциональные особенности.

Формирование грамматического строя речи.

Эта задача предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В учреждении дошкольного образования создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

Развитие связной речи.

Развитие связной речи является одной из главных задач речевого развития детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком, и наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. Развитие связной речи включает развитие двух ее форм: диалогической и монологической речи.

В основном дети дошкольного возраста общаются при помощи диалогической речи. Формирование диалогической речи ребенка направлено на развитие навыков и умений вести диалог, слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога.

Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его. В уровне развития связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны.

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.

Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля над речью. Работа по формированию элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. Осознание явлений языка и речи осуществляется при обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха, в процессе словарной работы. Детям предлагают вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов (слова с противоположным значением), синонимов (слова, близкие по значению), отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений. Употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук» позволяет сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука.

Воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.

 В процессе ознакомления детей с художественной литературой педагог формирует у детей дошкольного возраста такие элементарные умения, как слушать и понимать художественные произведения, высказывать мнения об их героях. Дети овладевают умением, пересказывать небольшие художественные тексты, запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. У дошкольников обогащается словарь, развивается образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, формируются эстетические и нравственные понятия.

Задачи по развитию тесно связаны между собой, поэтому и решение данных задач необходимо осуществлять комплексно, не отделяя одну задачу от другой.  

Ранний возраст.

Методы развития речи:

  • Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности
  • Звукоподражание
  • Задания-поручения
  • Игры-инсценировки

Приемы развития речи:

  • Внимательно и заинтересованно выслушивать детей.
  • Много говорить самому.
  • Вовлекать детей в разговор на определенную тему.
  • Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
  • Проговаривание изолированного звука.
  • Произнесение несложных звукоподражательных слов.
  • Отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова).
  • Закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.

Младшая группа.

Методы развития речи:

  • наглядные – непосредственное наблюдение и его разновидности: наблюдения в природе, экскурсии; опосредованное наблюдение – рассматривание игрушек и картин, рассказывание по картинам и игрушкам;
  • словесные – чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал;
  • практические – дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, хороводные игры.

Приемы развития речи:

  • Педагог – образец речевой культуры;
  • Речевое сопровождение практической деятельности;
  • Чтение и разучивание стихов, чтение художественной литературы;
  • Прослушивание музыкальных произведений и их обсуждение;
  • Потешки, скороговорки, прибаутки;
  • Игровая деятельность. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Поэтому больше играйте, проговаривая вслух речь главных персонажей, озвучивая все, что делаете.
  • Артикуляционная гимнастика – для укрепления мышц речевого аппарата, правильного дыхания;
  • Дидактические игры;
  • Трудовые поручения;
  • Развитие мелкой моторики очень важно для развития речи (пересыпание крупы, переливание воды, различные тактильные прикосновения к предметам). На кончиках пальцах находятся нервные окончания, которые напрямую активизируют речевую зону у ребенка;
  • Театрализация. Играйте в сказку, используя разных персонажей, разные сюжеты или уже знакомые сказки;
  • Творчество – лепка, рисование, аппликация в разных техниках (та же мелкая моторика);
  • Пальчиковые игры;
  • Мнемотаблицы;

              Большая работа должна проводится с родителями. Семья – это источник воспитания, поэтому очень важно для полноценного развития ребёнка положительный пример родителей, в том числе и пример красивой, правильно произносимой речи, обогащенной словарем.

     Чтобы расширить кругозор, необходимо рекомендовать родителям проводить выходные вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатления, знания.

Ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи. Давайте работать вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"

В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...