Комплекс артикуляционной гимнастики
картотека по развитию речи (старшая группа)
Комплекс № 1
Артикуляционная гимнастика:
- «Крокодил» – открыть и закрыть рот.
- «Рыба» – открыть рот широко, наполовину закрыть, полностью закрыть.
- «Шарик» – надуть щёки при сомкнутых губах, надуть одну щеку, другую.
- «Змея» – просовывать язык при закрытом рте между губами.
- «Бабочка» – при открытом рте кончиком высунутого языка делать движения от нижней губы к верхней и наоборот.
- «Поцелуй» - чмокать, как бы целуя куклу.
Упражнение для выработки правильной воздушной струи:
Игра на любом духовом музыкальном (дудочка, труба), следить, чтобы щеки не надувались, плечи не поднимались. Вдох через нос.
Упражнение для развития мелкой моторики:
«Погладим котёнка» – плавно имитировать это движение. Сначала левой рукой, потом правой. От трёх до пяти раз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
- Данные комплексы применяются в работе с детьми, имеющими выраженные проявления дизартрии. Каждый комплекс используется в течение месяца. Параллельно вводятся упражнения дифференцированной артикуляционной гимнастики для постановки того или иного звука. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз, выполнение всего комплекса не должно превышать 5 минут.
Комплекс № 1
Артикуляционная гимнастика:
- «Крокодил» – открыть и закрыть рот.
- «Рыба» – открыть рот широко, наполовину закрыть, полностью закрыть.
- «Шарик» – надуть щёки при сомкнутых губах, надуть одну щеку, другую.
- «Змея» – просовывать язык при закрытом рте между губами.
- «Бабочка» – при открытом рте кончиком высунутого языка делать движения от нижней губы к верхней и наоборот.
- «Поцелуй» - чмокать, как бы целуя куклу.
Упражнение для выработки правильной воздушной струи:
Игра на любом духовом музыкальном (дудочка, труба), следить, чтобы щеки не надувались, плечи не поднимались. Вдох через нос.
Упражнение для развития мелкой моторики:
«Погладим котёнка» – плавно имитировать это движение. Сначала левой рукой, потом правой. От трёх до пяти раз.
Комплекс № 2
Упражнения для губ:
- «Улыбка» - зубы сомкнуты. Губы улыбаются, хорошо видны нижние зубы. Под счёт один, два, три, четыре, пять.
- «Трубочка» – зубы сомкнуты, губы трубочкой, тянуть вперёд, не подтягивая к носу.
- «Колёсико» – рот открыт, как при звуке «О», губы округлены.
- Чередовать под счёт один, два:
а) «Улыбка» – «Трубочка»
б) «Улыбка» – «Колёсико»
в) «Улыбка» – «Трубочка» – «Колёсико»
Развитие силы голоса:
Игра «Птички» - птички летают, машут крылышками, собираются в стаи. Встать, руки крепко сжать в кулачки, согнуть в локтях, громко на выдохе, помогая руками:
А – А – А, У – У – У, О – О – О
Развитие мелкой моторики:
Научить ребёнка шнуровать ботинки, завязывать бантики, застёгивать и расстёгивать пуговицы.
Комплекс № 3
Упражнения для языка:
- «Лопаточка» - рот широко раскрыт, губы в улыбке, язык широкий на нижней губе, держать под счёт до пяти. Язык расслаблен, нижнюю губу не подтягивать.
- «Протискивание» – губы в улыбке, видны зубы, широкий язык медленно под счёт один, два, три протискивается между сжатыми зубами.
- «Накажи непослушный язычок» – язык широкий на нижней губе, губы в улыбке, пошлёпать язык верхней губой.
- «Рубим капусту» – губы в улыбке. Покусать передними зубами широкий кончик языка, покусать середину языка. Следить, чтобы язык был широким.
Упражнения для развития воздушной струи:
- «Погрели ладошки» – открыть рот и сделать выдох на руки. Воздух должен быть теплый, язык у нижних зубов.
- «Ныряльщики» - глубоко вдохнуть, задержать вдох, «нырнуть в воду» (присесть), встать – выдох.
Упражнения для развития мелкой моторики:
«Весёлый оркестр» – имитация игры на музыкальных инструментах: пианино, дудочка, барабан.
Комплекс № 4
Упражнения для языка:
1. Кусаем боковые края языка, губы в улыбке, пожевать боковыми зубами боковые края языка, язык широкий, отодвинут от нижних зубов, зубы видны. Язык и губы как при звуке «И».
- «Горка» – губы в улыбке, упереть широкий кончик языка в нижние зубы, а середину языка поднять горкой. Следить, чтобы горка была широкой.
3. «Саночки скатываются с горки» – язык широкой «горкой», губы в улыбке, зубы – «саночки» скатываются вниз. Зубы ставить как можно дальше от кончика языка, медленно съезжать вниз к кончику языка.
4. «Волны» – упражнение «Горка» и движение языка вперёд-назад, двигается середина языка, кончик языка упирается в нижние зубы.
Упражнение для развития нижнедиафрагмального дыхания:
Вот мы шарик надуваем, а рукою проверяем. (Надуваем живот)
Шарик лопнул, – выдыхаем, наши мышцы расслабляем. (Плечи не поднимаются)
Упражнения для развития мелкой моторики:
- «Гусь» – большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва, остальные пальцы сжать в кулак.
2. «Кольцо» – большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные сжимаются и разжимаются.
Комплекс № 5
Упражнения для языка:
- «Конфетка» – губы улыбаются, хорошо видны зубы, рот открыт, спинка языка присасывается к нёбу, кончик языка не виден, сильнее растягивать подъязычную связку.
- «Вкусное варенье» – обнять широким языком верхнюю губу, видны нижние зубы. Можно помогать руками, тянуть подбородок вниз.
Упражнение для выработки правильной воздушной струи:
«Гоняем лягушку» – положить кусочек ваты или бумаги на тетрадь, взять её в руки и держать на уровне подбородка. Широкий язык на нижней губе, сдуем ватку, чтобы щеки не надувались, струя воздуха по середине языка.
Развитие мелкой моторики:
«Кулачки» – локти опираются на стол, руки крепко сжать в кулачки и разжать 5 раз.
Комплекс № 6
Упражнение для языка:
- «Чашечка» – широкий язык лежит на нижней губе, рот широко открыт, загнуть края языка чашечкой.
- «Киска лакает молоко» – положить широкий язык на нижнюю губу, загнуть края языка чашечкой и задвинуть в рот, губы в улыбке, видны нижние зубы.
- «Качели» – рот широко открыт, широкий язык двигается вверх-вниз, зубы видны, губы улыбаются.
- «Качели за зубами» – широкий язык вверх-вниз, зубы видны, губы улыбаются.
Упражнения для выработки правильной воздушной струи:
«Фокус» – обнять широким языком верхнюю губу и сдуть ватку с носа медленным спокойным выдохом.
Упражнения для развития мелкой моторики:
«Улитка – коза» - выдвигать пальцы на обеих руках:
а) мизинец – указательный;
б) средний – указательный;
«Весёлые маляры» – синхронные движения кистей обеих рук вверх-вниз с одновременным подключением кистевого замаха. Впереди себя, слева и справа по три раза.
Комплекс № 7
Упражнения для языка:
- «Лошадка» – пощёлкать языком, остановить лошадку – вибрация губ.
- «Завести мотор» – положить язык между зубами и губами и вызвать вибрацию языка.
- «Сплевывание» – на кончик языка положить кусочек бумажки и сплюнуть её. Язык при этом между губами.
Упражнение для выработки правильной воздушной струи:
Поддувание вертушек. Губы в улыбке, язык широкий на нижней губе, струя воздуха посередине языка, щеки не надувать.
Упражнения для развития мелкой моторики:
- «Курочка пьёт воду» - локти упираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперёд с подключением кистевого замаха. Впереди себя, слева и справа.
- «Качаем лодочку» – пальцы рук сложены в замочек. Плавные движения рук в горизонтальном направлении.
Комплекс № 8
Упражнения для языка:
- «Маляр» – губы в улыбке, широким кончиком языка «красим потолок» – нёбо, вперёд-назад.
- «Барабан» – губы улыбаются, широкий язык ударяется в бугорки за верхними зубами. Произнести: «т – т – т». Нижняя челюсть не двигается, рот открыт.
- «Громкий барабан» – то же самое, только произнести: «д – д – д».
- «Пулемёт» – то же самое, только в быстром темпе: «д – д – д». Следить, чтобы язык не падал, ударял в бугорки, а не в зубы.
Упражнения для выработки правильной воздушной струи:
Надувание шариков, пускание мыльных пузырей, гонять на воде лодочку.
Упражнения для развития мелкой моторики:
«Крючочки» – поочерёдное сцепление соответственных пальцев обеих рук с растяжкой их.
Комплекс № 9
Упражнения для языка:
- «Мотор» – губы в улыбке, широкий кончик языка на бугорках за верхними зубами. Присосать кончик языка к бугоркам. Произносить «д – д- д» и в это время быстро ударять прямым указательным пальцем правой руки под кончиком языка, вызывая вибрацию его.
- «Грибочек» – поставить язык кончиком и серединой на нёбо. Подъязычную уздечку растянуть, удерживать язык под счёт до пяти.
Упражнение для выработки правильной воздушной струи:
«Сдуть бумажку с грибочка» - поставим «грибочек», положим на язык бумажку и резко сдуем её, вызвав вибрацию языка.
Упражнения для развития мелкой моторики:
«Пальчики здороваются» – одновременное соединение подушечек соответственных пальцев обеих рук с их нажатием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/08/picture-19516-1588926330.jpg)
Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"
Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/10/picture-66984-1581351008.jpg)
"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.
Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/08/picture-39445-1570561319.jpg)
Комплекс артикуляционной гимнастики
Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-73192-1427557053.jpg)
СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/04/picture-630047-1430768342.jpg)
начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии
Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/28/picture-1111560-1677605782.jpg)
Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-954935-1584957005.jpg)
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...