Игры для развития речи у детей среднего дошкольного возраста.
картотека по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №30»
Игры для развития речи
у детей среднего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель: Петрикова Н. С.
Игры для развития речи у детей среднего дошкольного возраста
Игра «Какой он?».
Цель: учить активно описывать признаки предметов.
Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, - квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.
Игра «Что ты слышишь?».
Цель: развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.
Игровой материал и наглядные пособия: музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен), фольга, бумага, книга.
Описание: воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук. Начать целесообразно с простого - с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.
Игра «Кто как разговаривает».
Цель: тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).
Описание: предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.
Игра «Картинки-загадки».
Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.
Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.
Игра «Шаги».
Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.
Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.
Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.
Игра «Предлоги».
Цель: закреплять навыки владения предлогами.
Игровой материал и наглядные пособия: одноразовая картонная тарелка, кубик.
Описание: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.
Игра «Похожие слова».
Цели: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.
Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:
• Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)
• Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)
• Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)
• Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)
Игра «В слова».
Цель: расширять словарный запас.
Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.
Игра «Смысл слова».
Цель: учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Описание: предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклорной игры в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.
Детский фольклор, как часть фольклора, представляет собой произведения обращенные к детям, а также произведения бытующие среди детей, а также, исполняемые самими детьми для себя. В основном, это малые...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии речи детей....
Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...
Памятка для воспитателей «Дидактическая игра в развитие речи детей среднего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Не вмешательство в этот процесс может повлечь отставания в развит...
Игра в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речев...
Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»
В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....
Игры на развитие речи детей среднего дошкольного возраста
Внятность и четкость речи зависят от развитости мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем его зубов...