Осенние чудеса
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности по обучению детей подготовительной группы творческому рассказыванию на тему «Осенние чудеса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_rasskazyvanie.docx44.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по обучению детей подготовительной группы творческому рассказыванию на тему «Осенние чудеса»

Введение. Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит в общую задачу развития речи дошкольного возраста. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, мы помогаем ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звука и слово - произношения. Иными словами, совершенствуем все стороны речи ребенка - лексическую, грамматическую, фонематическую.

Данные игры подобраны не случайно, они готовят ребёнка к самостоятельному составлению рассказа, сказки.

В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный сюжет. Рассказывание по сюжету усиливает интерес к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно - словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.

Сейчас вы увидите, как происходит обучение детей подготовительной группы творческому рассказыванию на тему «Осенние чудеса»

Целю НОД: является обучение детей творчески мыслить и оформлять свои мысли в речевые высказывания.

Образовательные задачи: обобщение знаний детей по теме; совершенствование умения составлять рассказ (упражнять детей в умении строить сложноподчиненные предложения); совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать прилагательные с существительными, упражнять в употреблении множественного числа существительных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Учить придумывать сказку последовательно, эмоционально, логично. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа.

Развивающие задачи: развивать связную речь, развивать зрительное, слуховое внимание, мышление, творческое воображение.

Воспитательные задачи: формировать коммуникативные способности (взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность). Воспитывать в детях культуру поведения во время занятия (слушать других внимательно, не перебивая, с уважением относиться к высказываниям других). Создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, восхищаться придуманным сказкам товарищей.

Интеграция областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:  чтение художественной литературы, разучивание загадок, стихов. Дидактические игры «Назови ласково», «Узнай по описанию». Чтение сказок, беседы о структуре и содержании сказок и рассказов, рассматривание иллюстраций к сказкам, знакомство и работа с мнемосхемами по составлению рассказов и сказок, экскурсия в библиотеку, театрализованная деятельность, знакомство с различными животными и особенностями их жизнедеятельности.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель. Ребята, представляете иду я сегодня на работу мимо парка и слышу кто-то плачет подошла посмотреть, а там сидит старичок лесовичок. Я его пригласила к нам в гости. У него такая беда случилась сейчас он вам все сам расскажет. Старичок лесовичок выходи. Выходит старичок лесовичок с сундуком и рассказывает.

Или

Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес. До леса мы поедем на автобусе. Детям раздаются геометрические фигуры, такие же лежат на стульях. Вот вам билеты, занимайте свои места. Под музыку «Мы едем, едем, едем, в далекие края» дети сидят на стульчиках и поют куплет и припев песни.

Вот мы с вами и приехали в осенний лес. По-моему тут кто-то плачет? Находит Лесовичка (игрушку) который,  сидит на сундуке и плачет. Что ты плачешь старичок Лесовичок.

Лесовичок.  Как же мне не плакать. Вот этот мой золотой сундук со сказками. Каждый день я всем жителям леса рассказывал сказки. А злой колдунье Вакате не понравились мои сказки. Она заколдовала мой сундук. Плачет.

Воспитатель. Не плачь, мы тебе поможем. Отгадай наши загадки.

Лесовичок. О, это я люблю. Загадывайте.

Воспитатель. Желтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла (лиса). Кто в дупле ночует, зимушку зимует, шишки собирает, на год запасает (белочка). Сам лохматый, косолапый, громко ревёт, любит мёд (медведь).

Лесовичок. Это про всех моих лесных жителей (плачет). Как же я им теперь сказки рассказывать буду? (плачет)

Воспитатель. Не плачь. Мы тебе поможем. Ой, а сколько здесь замков… Как же мы его откроем?

Лесовичок. Эта злая колдунья Ваката сказала, чтобы открыть замки, надо выполнить какие-то задания. Я один не справлюсь.

Воспитатель. Ну, что дети, вы готовы помочь Лесовичку? Выполнить все задания!

Дети. Да!

Воспитатель. Вот тут на замке что-то написано. Вы сможете открыть этот замок если назовете слова во множественном числе.

Игра «Один-много». Я вам буду называть один предмет, а вы мне много:

Дождь – дожди;

лист – листья;

птица – птицы;

ветер – ветра;

солнце – солнце;

дерево – деревья;

холод – холода.

Медведь – медведи;

Заяц – зайцы;

Волк – волки;

Лиса – лисы;

Белка – белки;

Еж – ежи.

Воспитатель. Один замок открылся. Молодцы, чтобы открыть второй замок надо назвать слова ласково.

Игра «Скажем ласково».

Дождь - дождик- дождичек,  

Солнце – солнышко,  

Туча - тучка – тученька,

Ветер - ветерок – ветерочек, 

Дерево – деревце – деревцо,

Лист - листик – листочек.

Медведь – медвежонок;

Заяц – зайчонок;

Волк – волчонок;

Лиса – лисёнок;

Белка – белочка;

Еж – ежонок.

Воспитатель. Вот открылся второй замок. Молодцы! А теперь послушайте меня внимательно и скажите, чего нет?

Игра «Чего нет».

Дождь – дождя,

Солнце – солнца,  

Туча – тучи,

Ветер – ветра, 

Дерево – дерева,

Лист – листа.

Медведь – медведя;

Заяц – зайца;

Волк – волка;

Лиса – лисы;

Белка – белки;

Еж – ежа.

Воспитатель. Молодцы! Открылся третий замок. Ну, что? Продолжим?

Игра «Подбери действие».

Дождь (Что делает?) – моросит, идёт, льёт.

Солнце (Что делает?) – светит, не греет.  

Ветер (Что делает?) – дует, срывает листья с деревьев.

Дерево (Что делает?) – качается.

Листья (Что делает?) – желтеют, падают, летят, шуршат.

Медведь (Что делает?) – готовиться к спячке.

Заяц (Что делает?) – прыгает, скачет.

Волк (Что делает?) – бегает, рыщет.

Белка (Что делает?)  – прыгает, ищет орешки, грибы, готовиться к зиме.

Еж (Что делает?) – ползает, собирает грибы.

Воспитатель.  Молодцы! Открылся четвертый замок. Следующее задание непростое. Я начну предложение, а вы закончите.

Игра «Закончи предложение».

Я люблю осень, потому что…( она красивая, золотая, у меня день рожденья, можно собирать урожай и т.д.) 

Осенью надо одеваться теплее, чтобы…( не заболеть; не замёрзнуть; не простудиться и т.д.).

На улице много луж, поэтому…(надо надевать резиновые сапоги, надо быть осторожным; не надо бегать и т.д.).

Вокруг много листьев, потому что…(наступила осень; ночью был сильный ветер и т.д.)

Воспитатель.  Молодцы! Открылся пятый замок. Предлагаю вам, ребята, поиграть в необычную игру «Если бы я был…»  Дети становятся в круг и берутся за руки. По примеру воспитателя (делая шаг вперед) каждый ребенок начинает фразу со слов «Если бы я был зайчиком (медведем, белкой, волком, лисой, ёжиком и  т.д.- каждый подставляет свое),  я бы сейчас… (дальше дети придумывают, чтобы они сделали, будучи выбранным животным (прыгал, бегал, летал, скакал и т.д.).

Воспитатель.   Вот и последний замок открылся. Смотрите здесь записка. Я верну вам сказки, если вы разберёте моё имя. Кто помнит, как звали злую колдунью? Звуковой анализ слова «Ватака». Но, сначала вспомним, какие бывают звуки? (Гласные – которые поются, согласные – которые согласились, что им нужны при произношении помощники). Какие помощники? (Губы, зубы, язык)

Подумайте, сколько слогов в имени злой колдуньи? (3). Назовите их Ва-та-ка.

Сколько звуков в слове? (6)

Первый – В – какой он? – согласный, звонкий. Каким цветом его обозначаем? Синим.

Второй – А – какой он? – гласный. Каким цветом обозначаем? Красным.

Третий – Т – какой он? – согласный, глухой. Каким цветом обозначаем?

Четвертый – А какой он? – гласный. Каким цветом обозначаем?

Пятый – К – какой он? – согласный, глухой. Каким цветом обозначаем?

Шестой – А какой он? – гласный. Каким цветом обозначаем?

Сколько гласных в этом слове?  (3)

Сколько согласных в этом слове? (3) Какие это звуки? В-Т-К. Молодцы.

Лесовичок. Ну, здесь нет сказок?

Воспитатель. Не расстраивайся старичок лесовичок. Ребята сейчас тебе много придумают сказок. Но, сначала предлагаю немного размяться.

Физкульт минутка.

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили, (руки на пояс)

Вот так, вот так, головой своей крутили (круговые движения головой)

Медвежата мёд искали, дружно дерево качали (качаем руками над головой)

Вот так, вот так, дружно дерево качали (качаем руками над головой)

А потом они ходили, и из речки воду пили (наклоны вперёд)

Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперёд)

А потом они плясали, лапы выше поднимали (прыжки с хлопками над головой)

Вот так, вот так лапы выше поднимали (прыжки с хлопками над головой)

Или

Физкультминутка.

Зайка по лесу скакал.

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздаётся.

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтоб найти никто не мог.

Воспитатель. Отдохнули молодцы! Пойдёмте помогать старичку Лесовичку. Чтобы у старичка лесовичка было много сказок надо разделиться на команды по 4 человека. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. Дети обсуждают.

Воспитатель. Готовы? Как вы назвали свою команду? Кто капитан?

Дети. Волшебники. Вася.

Воспитатель. Готовы? Как вы назвали свою команду? Кто капитан?

Дети. Сказочники. Петя.

Воспитатель. Готовы? Как вы назвали свою команду? Кто капитан?

Дети. Фантазёры. Маша.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка).

- Какими словами она начинается? (Жили-были; В некотором царстве, в некотором государстве; Давным-давно на белом свете; В тридевятом царстве, в некотором государстве …)

- Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок; Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! И жили они долго и счастливо…)

- В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных героев (Золушка, Мальвина…), отрицательных (баба Яга, змей Горынович…)

- Кто вам больше нравиться, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?

- Дети, а сказка получится, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)

- Правильно, сказка не получиться интересной, если не будет злого серого волка, доброй Феи…Дети, в сказках всегда происходят чудеса, какие? (Есть колдовство, волшебные предметы, происходят чудеса.)

- Сказка нас всегда чему-то учит. То чему учит сказка, можно выразить в пословице.  «Сказка ложь, да в ней намёк -  добрым молодцам урок».  Как вы понимаете эту пословицу?

Дети. Сказка это не правда, это придумано, это вымысел. Но там рассказывается как нельзя делать (поступать). Или наоборот как нужно делать. В сказке тоже изображается какое-то событие, которое на самом деле быть не может, например, Гуси-лебеди уносят Иванушку к Бабе Яге или заяц хвастает перед другими зайцами. У меня не усы, а усищи! У меня не лапы, а лапищи! У меня не зубы, а зубищи! Что надо слушаться взрослых и не хвастаться.  

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами будем сочинять сказки. А персонажей для наших  сказок мы будем брать из разных уголков нашей планеты.

Воспитатель. На столе лежат картинки с животными, капитаны команд подойдите и выберите героев для вашей сказки.  

Дети. Подходят выбирают.

Воспитатель. Я вам помогу я начну, а вы продолжите.

Осенью, когда пожелтели все листья, и стали опадать, в теплой и уютной норке у старой зайчихи родились три маленьких, пушистеньких зайчонка. Зайчиха очень долго не могла придумать им имена. Как бы вы их назвали? 1, 2, 3. Спросить у детей

Однажды пошел зайчонок №3 гулять по лесу и встретил там старого ежа. Он рассказал зайчонку о том, что на свете очень много, интересных уголков. На Севере – во льдах, живут белые медведи. А на юге, где море и горы, живут львы и жирафы; живут диковинные птицы – страусы, фламинго, а в пустыне ходят караваны верблюдов. В Африке растут банановые деревья, а по веткам прыгают обезьяны, поедая бананы.

Зайчонку №3 очень захотелось побывать в этих местах, очень, очень захотелось попутешествовать по земле.

─ А вот куда отправился зайчонок №3, вы и придумайте сами.

─ Давайте подумаем вместе, куда мог отправиться зайчонок? (в Африку, на Север, на Юг и т.д.).

─ Кого мог повстречать зайчонок?

─ Сейчас, каждая команда подумает, куда отправился Зайчонок и придумает свой рассказ.

Сначала расскажите, куда отправился зайчонок №3, потом опишите место, где побывал Зайчонок, и закончите, с кем встретился и что нового узнал.

Воспитатель.  Вам надо выбрать имена для ваших героев, придумать каким будет их характер, поступки.  Подумайте и посоветуйтесь, даю вам время для обдумывания. Ставятся песочные часы на 1 минуту.

Воспитатель. Какая из команд готова? Кто самый смелый, кто готов рассказать нам сказку? Капитан команды «Волшебников»  Вася выходи. Капитаны команд поочередно рассказывают.

Сказку дети в гости звали,

Сказку дети долго ждали,

Сказка, сказка приходи,

Радость детям принеси.

Волшебники. Вася. 

Давным-давно это было когда братья №1 и №2 ушли с мамой за грибами, №3 еще спал. Он решил отправиться в теплые страны. Слепил он маленького зайчика ростом с себя, положил в свою постель, а сам отправился в теплые страны. Пришла мама, пошла его искать, нашла на дороге и строго-настрого запретила путешествовать. Но №3 не послушался. В другой раз пошла мама за грибами, а братьям приказала его сторожить. Но братья заигрались на лужайке и забыли про зайчонка №3. А он убежал в жаркие страны, а года пришло лето, вернулся на Родину. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Сказочники. Петя.

Когда зайчонок №3 приплыл в теплые страны на доске, он увидел обезьянку.  «Смотри, как я качаюсь», - закричала обезьянка. Она села на веревку-лиану и стала раскачиваться. Зайчонок тоже сел и стал качаться. Пришел лев. Пойдем, лучше, со мной, по Африке погуляем. Здесь начало Африки. Пошли они и увидели большое зеленое бревно. Сели они на бревно и стали качаться. А бревно тихо спрашивает:  Кто мне мешает? А лев и зайчонок не слышали. Бревно разинуло пасть и схватило обезьянку. А лев и зайчонок успели отпрыгнуть. Это был крокодил. Лев говорит: Пошли за фикусом, обезьянку нужно спасать. Сорвали они ветку фикуса и помогли вытащить обезьянку. Пошли они дальше и увидели бананы. Зайчонок №3 испугался, а лев говорит: Не бойся, это банан. Он не кусается, его можно кушать. Пошли они дальше. Подошли к озеру и увидели, как гуляют розовые фламинго и плавали дикие утки. Вдруг Зайчонок №3 увидел огромное бревно, как дом. Лев говорит: «Ты не лезь к нему, это – бегемот, а то он тебя съест». Вдалеке они увидели фонтан. А это был кит. Зайчонок спрашивает льва:  Почему ты все знаешь?  Это же моя родина. А где твоя родина?  Моя родина в лесу. У вас тут всякие фламинго, бегемоты. А в наших лесах медведи, волки, рыжие лисицы. Обезьяна спрашивает:  Кто у вас самый большой?  Самый хищный у нас медведь. А большой у него рот? Меньше, чем у бегемота. Приезжайте к нам и увидите. И они все вместе приехали в лес. И жили они долго и счастливо

Фантазёры. Маша.

Зайчонок был любопытный и большой проказник. Но зайчиха все равно его очень любила. После встречи с ёжиком, зайчонок все рассказал маме. Однажды она подарила ему красные сапожки. Зайчонку очень понравились сапожки, и он повсюду бегал в них, даже не хотел снимать, когда приходило время ложиться спать. Однажды зайчиха ушла в лес по свом делам, а зайчонок захотел искупаться в речке. Вошел в речку, шнурочки развязались, а он и не заметил. Вышел увидел, что сапожки остались в речке. Он стал нырять. Под водой он встретил рыбку. Она ему сказала, что сапожки унесло течение, и они поплыли в Африку. Там они встретили бегемота. Бегемот им сказал, что красные сапожки он видел у крокодила. Когда они нашли крокодила, зайчонок угостил его морковкой, а крокодил отдал ему сапожки. И они поплыли домой.

Или

Когда все уснули зайчонок убежал в Африку. Прибежал он туда только ночью. Вдруг выползла длинная – предлинная змея. Она увидела меленького, беззащитного зайчонка, и быстро поползла, извиваясь к нему. Зайчонок испугался.  Вдруг в небе появился коршун. Он широко раскинул крылья и стал зорко высматривать добычу. Вот он заметил в поле светлое пятнышко – маленького зайчонка, и кинулся к земле. Подлетев ближе он увидел, что его хочет съесть змея, и он накинулся на змею. Зайчонок быстро быстро прибежал домой и больше никогда не уходил от мамы. Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок.

Или

Жили-были не тужили, давным давно это было. Был осенний солнечный день. Решил зайчонок, отправиться в путешествие в Африку. Встретился со львом. Куда скачешь? Просто гуляю. Хочешь есть? Хочу. Пошли ко мне домой. Я тебя накормлю. Зайчонок согласился. И они пошли. Тем временем и тигр пришёл ко льву. Зайчонок посмотрел в окно. Лев  подошел к тигру и спрашивает: Зачем пришёл? Хочу зайца съесть. Я сам его слопаю. А зайчонок услышал, тихонечко выскочил и убежал. Лев с тигром пришли, искали его искали, но так и не нашли. Зайчонок бежал домой что было сил. И всегда слушался маму.  Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок.

Воспитатель. Вот старичок Лесовичок, какие интересные сказки придумали дети. Тебе понравились сказки? Чья сказка тебе больше всех понравилась? Чья сказка была самой интересной и поучительной? Сказки ведь нас всегда чему-то учат?

Лесовичок. Да, очень. Все сказки оказались очень интересными. Я все сказки я записал. Я очень рад, что многие из вас, рассказывая, подбирали выразительные слова, описывая осенний день. Еще вы порадовали меня тем, что в своих сказках рассказывали все по плану. Рассказывали выразительно, голосом передавали героев сказки – я тревожился, радовался, переживал.

Спасибо ребята. Приходите ко мне в гости, я все записал и вам сказки буду рассказывать.

Воспитатель. Теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Включается музыка, дети едут обратно.

Итог. Вот мы и приехали в детский сад, где мы были? Что делали? Чья сказка понравилась больше? Кого встретили? Кому помогали? Какие были задания? Как звали колдунью?  Молодцы! Теперь наше занятие закончено. Сегодня все мы были  сказочниками, волшебниками и фантазёрами. И каждый придумал свою волшебную сказку. Вы запомнили эти сказки? И можете рассказать их своим родителям и друзьям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего утренника "Осенние чудеса"

сценарий осеннего утренника для первой младшей группы "Осенние чудеса"...

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы: «ОСЕННИЕ ЧУДЕСА».

Осенний праздник в детском саду, для средней группы. Сценарий называется  "Осенние чудеса", здесь встречаются несколько сказок,  сказочных героев исполняют взрослые и  дети. Стихи и рол...

Сценарий осеннего утренника для детей 2-3 лет «Осенние чудеса»

Материал соответствует уровню развития детей....

Сценарий осеннего утренника для средней группы "Осенние чудеса".

Волшебница осеньК нам в гости пришлаЧудесные краски она принеслаЛишь только взмахнулаНевидимой кистьюИ в миг разноцветнымиСтали все листья....

Сценарий осеннего утренника для старшей группы "Осенние чудеса".

Цели:- Воспитать любовь к природе посредством детского утренника, посвященного времени года;- Закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполн...

Сценарий осеннего праздника для старшей группы «Осенние чудеса»

Сегодня мы собрались на праздник, который приходит к нам каждый год. Это праздник Осени. Наши ребята готовились к празднику, давайте их встретим!...