картотека дидактических игр по развитию речи 2 младшая группа
картотека по развитию речи (младшая группа)

Соболева Татьяна Алексеевна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovestnye_igry.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Змейка.

   Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Ход игры

Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

   – Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

«Кто это? Что это?»

Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц.

Ход

 Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы. Вокруг нас много предметов. И о каждом из них можно спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом: «Что это?» Показывает на картинку с изображением неодушевленного предмета или на сам предмет. Дети называют предметы. Показывает одушевленный предмет или картинку и спрашивает: «Кто это?».

«Назови ласково»

Цель: Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением разных по размеру предметов.

Ход

Педагог объясняет детям, что они будут играть в «ласковые имена».

Хоровод водили, ласковыми были,

В кружок вызывали, имя называли.

Выйди, Леночка, в кружок!

Возьми, Леночка, флажок.

Дети называют ласково имя ребенка, передавая флажок ребенку, стоящему рядом.

Детям раздаются картинки с изображением больших и маленьких предметов. Назови предметы по образцу: стол – столик

«ТЕРЕМОК»

Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.

Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.

—  Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку ... кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.

Прискакала к теремку ... лягушка.

—   Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.

«Узнай по голосу»

Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.

Ход

 Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

«ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»

Цель: соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей животных.

Материалы: белка и лиса.

Объясним детям содержание игры:

— Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна — бельчата, вторая -- лисята. Вот ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите — резвитесь на лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим мамам. Выигрывает тот, кто скорее соберется.

«Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход

У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля (цыпленок). Кто у цыпленка мама (курица). Позови, цыпленок, свою маму (Пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

«Поручения»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать

Материалы: грузовик, мышка, мишка.

Ход игры

Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:

- Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо  сказать: «Мишка, поезжай!». А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!»  (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)

- Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

«Добавь слово»

Цель:  находить нужное по смыслу слово (

Ход игры

   - Я   умею   постель… (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол ... (подметать). Я умею пыль ... (вытирать). Я умею посуду ... (мыть, полоскать). Я умею постель ... (застилать). Я умею цветы ... (поливать). Я помогаю стол ... (накрывать). Я помогаю тарелки ... (расставлять).  Я помогаю вилки ... (раскладывать).  Я   помогаю   крошки  ... (сметать).  Я   помогаю   комнату  ...    (убирать).

«Скажи наоборот»

Цель: подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы-антонимы (слова с противоположным значением).

Ход игры

входить

бегать

увозить

прилетать

приходить

закрывать

говорить

мириться

снимать

кричать

нагревать

смеяться

плакать

улыбаться

«Кто больше действий назовет»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы.

Содержание.

Приходит Неумейка и просит подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям.  

- Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...);

что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...);

«Скажи какой»

Цель: выделять признаки предметов.                

Содержание.

 Вынимаем из коробки предметы и называем их, а дети указывают на какой-либо признак, например:

-  Это мяч.

-  Он синий. Если ребенок затрудняется, помогаем ему: «Это мяч. Он какой?».

Досказалка

Цель: развитие наглядно – образного мышления, помогает научить ребенка договаривать слово.

Ход игры

Произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко - на плите сбежало моло. (ко).

Ща-ща-ща - зеленая ро. (ща).

Чу-чу-ну - педаль кру. (чу).

Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например,ребенок говорит: «Ло-», —вы досказываете: «-шадь».

Закрепляем:продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

Общие слова

Цель: развитие мышления (операции анализа и синтеза,речи.

Ход игры

Задания могут быть двух видов:

1. Назови фрукты, рыб, мебель, птиц…

2.Назови одним словом:

туфли, ботинки, сапоги — это…

молоток, пила, топор — это…

сосна, берёза, клён — это…

Какая бывает собака?

Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.

Ход игры

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т. д. Дети называют предложения по очереди.

Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т. п.

Путаница

Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

Ход Игры

"Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".

Знает это ребёнок любой -

У апельсина цвет. голубой.

Корова мычит,

Поросёнок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака. мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две. курицы.

Известно каждому ребенку -

Корова - мама …жеребёнка.

«Назови часть целого»

Цель - формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.

Ход игры

Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…);

Машина - … (колеса, фары, руль…);

Велосипед …(руль, два колеса, рама, педали) и т.д.

«Большое – маленькое»

Цель - учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Ход игры

В комнате большой шкаф, а у куклы Кати маленький… (шкафчик);

У тебя дома большой диван, а у куклы Кати маленький …(диванчик);

У дедушки большая кровать, а у куклы Кати маленькая …(кроватка

«Закончи предложения»

Цель – учить подбирать   глаголы,   обозначающие   окончания   действий.

Ход игры

Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает:

Оля проснулась и ...  (стала умываться).

Коля оделся и ... (побежал гулять).

Он замерз и ... (пошел домой).

Зайчик испугался и ...  (убежал, спрятался).

Ира обиделась и ...  (заплакала).

«Скажи какой?»

Цель учить выделять признаки предметов.                  

Ход игры

Набор иллюстраций или игрушек

Вынимаем  из  коробки  предметы  и  называем их, а дети указывают на какой-либо признак, например:

—  Это мяч.

—  Он синий. Если  ребенок затрудняется,  помогаем ему:  «Это мяч. Он  ...

(какой?)»

«Подскажи словечко»

Цель - развивать творческое мышление.

Ход игры

Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее.

Ворона каркает, а воробей ...

Сова летает, а кролик ...

Корова ест сено, а мышка ...

Крот роет норки, а сорока ...

Петух кукарекает, а курица ...

Лягушка квакает, а лошадь ...

У коровы теленок, а у собаки ...

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка .

«Кто знает, пусть продолжает»

Цель – учить составить рассказ по заданной схеме вместе с воспитателем.

Ход игры

Взрослый начинает фразу, а дети ее заканчивают каждый по-разному.

Мама купила Алеше ... Она была ... Алеше захотелось ... Тут пришел ... Они стали ...

На клумбе росли ...  Они были  ... Таня  взяла  ... и  стала  ...

У Светы заболел ... Пришел ... Он ... Света

Решил щенок ... Тут пришел ... и спрашивает ... Щенок отвечает ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи (младший возраст)

Картотека дидактических игр по развити речи...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)...

Картотека дидактических игр по развитию речи. Младшая группа.

Картотека дидактических игр по развитию речи. Младшая группа....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст)

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические з...