Авторское дидактическое пособие "Чудо-теремок"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)

Третьякова Наталья Владимировна

Пособие по развитию речи детей старшего возраста с использованием техники "Синквейн" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teremok.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Авторское пособие по развитию речи «Чудо-теремок»

(Для детей 5-7 лет)

         В основу данного пособия лег «Синквейн» - нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое составляется по определённым правилам.

         Правила составления синквейна:

1. Первая строка включает одно слово-предмет, отражающее главную идею.

2.Вторая строка – два слова-признака, характеризующие предмет.

3. Третья строка – три слова-действия, описывающие действия в рамках темы.

4.Четвертая строка – предложение из 4х слов.

5. Пятая строка – слово-синоним или ассоциация.

         Применение данной  методики помогает  создать  условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, что, в свою очередь, помогает развивать связную речь ребёнка.

Цель игры: развитие связной речи дошкольников посредством технологии дидактического синквейна.

Задачи:

- Обогащать и активизировать словарь дошкольников.

- Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением при помощи составления рассказа по схеме синквейна.

- Упражнять детей в согласовании слов в предложении.

- Развивать мелкую моторику и воображение.

Состав игры:

Деревянный теремок с открывающимися окошками, внутри которых изображены схемы слов (предмет, признак, действие)  – 1шт

Карточки по лексическим темам на липучках:

животные – 10 шт

подарки – 10 шт

одежда – 10 шт

фрукты-овощи – 10 шт

профессии – 10 шт

герои сказок – 10шт

Схемы синквейна – 10 шт

Мини-теремки с липучками - 10 шт

Домики из фетра для групповой работы – 10 шт

Окошечки из фетра – 110 шт (для каждого домика по 11)

Карточки с загадками – 10 шт.

 Варианты игр:

  1. «Составь синквейн»

Воспитатель или ребёнок открывает верхнее окошко в теремке и определяет тему (выбирает карточку из лексических тем: фрукты-овощи, профессии, одежда, животные, герои сказок). Дети составляют синквейн о предмете по схеме, отвечая на вопросы:

1) Кто?/Что? (открывает окно в верхнем ряду)

2) Какая?/ Какое? /Какой? (открывает 2 окна во втором ряду)

3) Что делает? (3 окна в третьем ряду)

4) Составляют предложение (открывает сразу 4 окна)

5) Слово-синоним (открывает самое нижнее окно)

По ходу составления синквейна открывают все окошки в теремке. Для более продуктивной совместной работы детям можно раздать схемы и фетровые домики, где они будут выкладывать свои синквейны.

  1. «День рождения мышки»

Воспитатель прячет карточки животных в окошечки (на липучки)

В верхнее окошечко - мышку (можно любое животное). В последнее окошечко – подарок. Детям предлагается составить синквейн к слову «мышка» и узнать, кто пришел к ней на День Рождения, и какой подарок принесли друзья. Дети составляют синквейн по схеме и постепенно открывают все окна в теремке. Играть можно индивидуально и группой.

  1. «Засели теремок»

Ребёнок выбирает любую карточку с животным или героем сказки, определяя тему. Заселяет его в верхнее окно и составляет синквейн по схеме. По ходу составления рассказа заселяет других героев в теремок.

  1. «Отгадай загадку»

Воспитатель открывает все окошечки в теремке с условными обозначениями, кроме верхнего, где прячет карточку-отгадку. Читает детям синквейн-загадку. Дети  должны отгадать, какой предмет  спрятан в верхнем окошке.

Данное пособие можно адаптировать и для детей  младшего возраста, упростив условия. Малышам тоже будет интересно открывать окошечки теремка, называть и описывать животных, их действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.

Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами....

Авторские дидактические игры. Дидактическая игра " Путешествие по стране Удмуртский фольклор ".

Дидактисечкая игра "Путешествие по стране Удуртский фольклор" можно использовать при знакомстве с удмуртской культурой. В этой увлекательной игре дети самостоятельно выбирают задания и прове...

Создание авторского дидактического пособия «Адаптационно-дидактический и сенсорный фартуки»

Статья: Создание авторского дидактического пособия «Адаптационно-дидактический и сенсорный фартуки»Воспитатель группы раннего возраста:Керимова Любовь НиколаевнаРанний возраст – чрез...

«Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников» 19.10.2022г.

laquo;Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников...