Авторское дидактическое пособие "Чудо-теремок"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)
Пособие по развитию речи детей старшего возраста с использованием техники "Синквейн"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teremok.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторское пособие по развитию речи «Чудо-теремок»
(Для детей 5-7 лет)
В основу данного пособия лег «Синквейн» - нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое составляется по определённым правилам.
Правила составления синквейна:
1. Первая строка включает одно слово-предмет, отражающее главную идею.
2.Вторая строка – два слова-признака, характеризующие предмет.
3. Третья строка – три слова-действия, описывающие действия в рамках темы.
4.Четвертая строка – предложение из 4х слов.
5. Пятая строка – слово-синоним или ассоциация.
Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, что, в свою очередь, помогает развивать связную речь ребёнка.
Цель игры: развитие связной речи дошкольников посредством технологии дидактического синквейна.
Задачи:
- Обогащать и активизировать словарь дошкольников.
- Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением при помощи составления рассказа по схеме синквейна.
- Упражнять детей в согласовании слов в предложении.
- Развивать мелкую моторику и воображение.
Состав игры:
Деревянный теремок с открывающимися окошками, внутри которых изображены схемы слов (предмет, признак, действие) – 1шт
Карточки по лексическим темам на липучках:
животные – 10 шт
подарки – 10 шт
одежда – 10 шт
фрукты-овощи – 10 шт
профессии – 10 шт
герои сказок – 10шт
Схемы синквейна – 10 шт
Мини-теремки с липучками - 10 шт
Домики из фетра для групповой работы – 10 шт
Окошечки из фетра – 110 шт (для каждого домика по 11)
Карточки с загадками – 10 шт.
Варианты игр:
- «Составь синквейн»
Воспитатель или ребёнок открывает верхнее окошко в теремке и определяет тему (выбирает карточку из лексических тем: фрукты-овощи, профессии, одежда, животные, герои сказок). Дети составляют синквейн о предмете по схеме, отвечая на вопросы:
1) Кто?/Что? (открывает окно в верхнем ряду)
2) Какая?/ Какое? /Какой? (открывает 2 окна во втором ряду)
3) Что делает? (3 окна в третьем ряду)
4) Составляют предложение (открывает сразу 4 окна)
5) Слово-синоним (открывает самое нижнее окно)
По ходу составления синквейна открывают все окошки в теремке. Для более продуктивной совместной работы детям можно раздать схемы и фетровые домики, где они будут выкладывать свои синквейны.
- «День рождения мышки»
Воспитатель прячет карточки животных в окошечки (на липучки)
В верхнее окошечко - мышку (можно любое животное). В последнее окошечко – подарок. Детям предлагается составить синквейн к слову «мышка» и узнать, кто пришел к ней на День Рождения, и какой подарок принесли друзья. Дети составляют синквейн по схеме и постепенно открывают все окна в теремке. Играть можно индивидуально и группой.
- «Засели теремок»
Ребёнок выбирает любую карточку с животным или героем сказки, определяя тему. Заселяет его в верхнее окно и составляет синквейн по схеме. По ходу составления рассказа заселяет других героев в теремок.
- «Отгадай загадку»
Воспитатель открывает все окошечки в теремке с условными обозначениями, кроме верхнего, где прячет карточку-отгадку. Читает детям синквейн-загадку. Дети должны отгадать, какой предмет спрятан в верхнем окошке.
Данное пособие можно адаптировать и для детей младшего возраста, упростив условия. Малышам тоже будет интересно открывать окошечки теремка, называть и описывать животных, их действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"
Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...
Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.
Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...
Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.
Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами....
Авторские дидактические игры. Дидактическая игра " Путешествие по стране Удмуртский фольклор ".
Дидактисечкая игра "Путешествие по стране Удуртский фольклор" можно использовать при знакомстве с удмуртской культурой. В этой увлекательной игре дети самостоятельно выбирают задания и прове...
Дидактическое пособие по речевому развитию ( старший дошкольный возраст) Авторская дидактическая игра «Угадай, где я живу?» (знакомство и значение использования в речи наиболее употребляемых предлогов, технология – обучение в сотрудничестве)
Представляю дидактическое пособие «Угадай, где я живу?» по образовательной области «Речевое развитие» - формирование связной речи, использование в речи...
Создание авторского дидактического пособия «Адаптационно-дидактический и сенсорный фартуки»
Статья: Создание авторского дидактического пособия «Адаптационно-дидактический и сенсорный фартуки»Воспитатель группы раннего возраста:Керимова Любовь НиколаевнаРанний возраст – чрез...
«Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников» 19.10.2022г.
laquo;Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников...