ООД "Звук Ы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе «Звук [ы] и буква Ы»
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква «Ы»
Программное содержание:
Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по ООО «Речевое развитие»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить артикуляцию звука [ы];
2. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
3. Упражнять в составлении предложений с заданным словом;
4. Упражнять в умении проводить звуковой анализ слова, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные).
5. Познакомить детей с образом буквы ы;
6. Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.
7. Познакомить детей с образом буквы ы;
Развивающие:
1. Развивать фонематическое восприятие, связную речь, мелкую моторику.
2. Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию; настойчивость
Оборудование: презентация по теме «Звук и буква Ы», звуковые полоски, кассы по грамоте, домики для звуков (красный, синий, зеленый, печатная буква ы, буква Ы для штриховки, красные карандаши, сказочный герой Пых.
Ход занятия:
Организационный момент.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг-другу улыбнемся.»
-Ребята, мы с вами живем в мире звуков? А какие звуки мы слышим каждый день (шелест листьев, чириканье птиц, гул автомобилей, стуки, грохоты, разговор людей, музыку и т. д)
- А для чего мы учим буквы? (Для того, чтобы научиться читать).
- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.
-Какими бывают звуки? (Отв. детей)
-Вспомните, какие гласные звуки мы уже знаем: ([а, о, у, и, е].)
-Какой фишкой обозначаем гласные звуки? (Отв. детей)
- Почему их называют гласными? (Отв. детей)
-Какие знаем согласные звуки? (Отв. детей)
-Почему их называют согласными? (Отв. детей)
-Какими бывают согласные звуки? (Отв. детей)
-Какой фишкой обозначаем мягкие согласные, а какой фишкой твердые согласные? (Отв. детей).
1. Дидактическая игра «Обозначь звук фишкой».
-Выложите перед собой три фишки, я называю звуки, а вы обозначаете их фишкой (гласный, твердый согласный или мягкий согласный).
(а,о,б,с,д и т. д.)
-Молодцы ребята!
- Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным гласным звуком и его образом – буквой. Все мы помним, что звуки мы слышим, а буквы мы видим и пишем.
Послушайте загадки:
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной.
А на кончиках ветвей,
Зреет много желудей.
(Дуб - выставляю картинку дубы)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Береза выставляю картинку березы)
-Какие это деревья? (Дубы, березы)
2. Дыхательная гимнастика
-Представьте, что вы превратились в дубы. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Крепко ногами упритесь в пол и сожмите кулаки.
Сильный ветер едва- едва раскачивает большие дубы, они стонут низким голосом «Ы-Ы-Ы».
-А сейчас покрутитесь и березы превратитесь. Березы раскачивает даже легкий ветерок, поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом «ы-ы-ы».
-Как стонали дубы, как стонали березы? (Отв. детей)
-Какой последний звук слышится в словах дубы, березы? (Отв. детей)
-Сегодня будем изучать звук [Ы]
-Звук [Ы] обозначаем красным кружочком. Почему мы обозначаем красным кружочком? (Отв. детей). Когда вы произносите звук [Ы] нам ничего не мешает, воздух проходит свободно, преграды нет. Будет он жить в домике для гласных звуков.
-Молодцы! Ребята я приготовила для вас чистоговорки на звук [Ы],произнесем их:
-Ыр-ыр-ыр – съела мышка сыр.
-Мы-мы-мы –ждем уже зимы.
-Цы-цы-цы – пели звонко бубенцы.
-Бы-бы-бы – выросли грибы.
-Ты-ты-ты –выросли цветы.
-Сы-сы-сы – тикают часы.
(Стук в дверь появляется Пых)
-А вот и Пых. Вы его узнали?
На самом темном чердаке,
Живет косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке,
Среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине,
Картинки смотрит при луне.
Он прибыл к нам из дальних мест,
Он ветер пьет и воздух ест.
-Пригласим Пыха на занятие? (Отв. детей)
-Скажите, какой мы звук изучаем? (Отв. детей)
-Пых, очень любит звук [Ы]. Предлагает нам поиграть со звуком [Ы]
3. Дидактическая игра «Поймай звук»
Будем хлопать мы в ладоши, если в словах услышим звук [Ы].
(молоток, мыло, сыр, ветер, тыква, рыба, утка, рысь, печка, дыра).
4. Дидактическая игра «Путешествие звука»
- Очень любит звук [Ы] путешествовать, как и Пых. Хочет с вами поиграть в игру.
-Я буду показывать картинку называть слово, а вы будете определять в какой части слова находится звук [Ы] (в начале, середине или в конце слова).
Возьмите полоски, и фишку красный кружок. Если в начале слова фишку кладете в первый квадрат, если в середине слова, то во-второй, если в конце слова, то в третий.
(Тыква, рыба, дым, часы, слоны, мышь, грибы, макароны)
-Молодцы, справились.
Динамическая пауза.
Немного отдохнем.
Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)
В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)
В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)
В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)
-Повторим.
-Ребята. А вы заметили, что слов, которые начинаются со звука [Ы] нет. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине или в конце слов.
Мы услыхали от Пыха, что нет слов на букву ы. Запомните ребята.
- -Звук [ы]: волшебный, не верите? Если звук [ы]: спрятался в конец слова, то он сразу же превращает один предмет во множество предметов.
5. Игра с мячом «Один-много».
Я называю один предмет,а вы много:
Цветок- цветы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, бегемот-бегемоты, шар – шары, стол –столы, жаба – жабы, телефон – телефоны.
6. Звуковой анализ слова «сыр»
-Пых немного устал и очень проголодался, я предлагаю вам угостить его,а чем вы узнаете отгадав загадку:
Съедобность эта,
Нежно-жёлтого цвета.
Любимая слишком,
Каждой опытной мышкой! (Сыр)
-Сколько слогов в слове сыр? (Отв. детей)
-Какой первый звук в слове сыр? (Отв)
-Какой фишкой обозначаем? (Отв)
-Второй звук в слове СЫР? (Отв)
-Какой фишкой обозначаем? (Отв детей)
-Какой третий звук? (Отв детей)
-Какой фишкой обозначаем? (Отв. детей)
-Угостили Пыха сыром.
7. Дидактическая игра «Придумай предложение по схеме»
(Показываю схему предложения)
-Ребята, посмотрите и скажите, что это? (Отв.)
-Что обозначает высокая черта в начале предложения? (Отв. детей)
-Начало предложения пишется большой буквой.
-Что обозначает точка? (Отв.)
-Сколько слов должно быть в предложении? (Отв)
Теперь придумайте предложение со словом «Сыр». (отв. детей)
8. Знакомство с буквой.
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]). А теперь хотите его увидеть? Это буква ы (показ буквы).
В каком домике будет жить буква Ы? (Отв. детей)
Почему? (Отв. детей)
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
-Рассмотрите букву Ы. Скажите, из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг).
- А палочки одинаковые или разные? А вы хотите самостоятельно научиться писать букву ы. Предлагаю сначала нарисовать в воздухе букву Ы, а затем заштриховать букву Ы красным карандашом. Штрихуем слева- направо, не нажимая сильно на карандаш.
-Вы наверно, немного устали, давайте проведем пальчиковую гимнастику «Теремок»:
Стоит в поле теремок (ладошки домиком)
На дверях висит замок (переплетаем пальчики, делаем замочек)
Пришёл котик коток (перекатываем руки, не расцепляя пальцы- как змейкой).
Трык- трок. И открылся замок (расцепляем пальчики, трясем руками).
Рефлексия: как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (Гласные). Какой фишкой обозначаем гласный звук? (Красным). С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились. Ребята вам понравилось занятие?
-Пыху очень понравилось занятие, и вам оставил свои любимые угощения конфеты.
- До свиданья.