Значение речи в становлении личности ребенка
статья по развитию речи (средняя, старшая группа)
Насколько вашна правильно поставленная речь для ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_rechi_v_stanovlenii_lichnosti_rebenka.docx | 109.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение речи в становлении личности ребенка
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает огромную силу в познании мира.
Личность, внутренний мир человека формируется через диалог с другими людьми, через общение с другими личностями, и без развитых навыков коммуникации это невозможно. Невозможно познавать мир, обогащать свою внутреннюю культуру, и тем более вносить новое – творить, изменять и улучшать мир вокруг себя – без наличия самого важного инструмента познания – без языка, без речи. Познание и творчество непредставимо без диалога с другими личностями, с другими культурами.
Непременным условием развития речи ребенка являются общение его со взрослым. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе, как с помощью языка, так как язык является важнейшим средством человеческого общения.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка.
В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Ее цель - развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Актуальность этой работы определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка.
Для успешного развития навыков коммуникации у детей особое внимание нужно направлять на обогащение словарного запаса. Когда педагог занимается проблемой речевого развития ребенка, фундаментальными компонентами, которые вовлекаются в сферу его внимания, являются:
- диалог,
- познание,
- саморазвитие,
- творчество.
Роль речи в полноценном психическом развитии ребенка чрезвычайно велика. Если в животном мире решающее значение имеет родовой опыт, передающийся с помощью генетического наследия и индивидуальный, приобретаемый в ходе жизни, то у человека главное – общественно исторический опыт предшествующих поколений, воплощенный в продуктах материальной и духовной 4 культуры. Именно поэтому человеческая психика может развиваться только в процессе присвоения этого опыта, путем социального наследия. Поскольку общественно - исторический опыт человечества фиксирован в словесной форме, то овладение речью открывает ребенку доступ к достижениям человеческой культуры, а это в свою очередь формирует его психику, его личность.
Полноценное развитие детей невозможно без грамотной, хорошо поставленной речи. То, насколько активно осуществляется психическое развитие ребенка, напрямую связано с богатством и правильностью его речи, тем, насколько легко ему выражать свои мысли, его возможностями в познании окружающей действительности, а также содержательностью и полноценностью отношений со сверстниками и взрослыми. Из этого вытекает критическая важность своевременного формирования речи ребенка.
У языка, как средства общения, есть определенные, принятые обществом нормы. И отклонения от этих норм считаются нарушениями речи. Появление таких отклонений необходимо предупреждать, а если этого сделать своевременно не удалось, то исправлять.
В процессе воспитания детей неизменно возникают задачи нравственного, психического и эстетического характера, и дошкольное детство – наиболее благоприятный период для их решения при соблюдении обязательного условия, которым является полное овладение родным языком. То, насколько свободно в будущем ребенок будет способен пользоваться родным языком, напрямую зависит от возраста, в котором начато обучение. Овладение грамматической системой языка позволяет ребенку грамотно задавать вопросы и свободно рассуждать, делать выводы и разбираться в связях между предметами и явлениями на основе воспринятой информации. Для успешного обучения и освоения программ дошкольного, начального, среднего и высшего образования также обязательным становится овладение различными видами речевой деятельности, всеми навыками и умениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение сенсорного воспитания в творческом становлении личности ребенка"
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахи, вк...
Консультация для родителей. Значение национального самосознания в становлении личности ребенка.
Развитие и формирование личности ребенка происходит в процессе воспитания и обучения. Именно под влиянием воспитания и обучения у ребенка развивается сознание, самосознание, волевая деятельность, чувс...
Консультация для родителей на тему: « Значение игры в становлении личности ребенка»
Консультация для родителей на тему: « Значение игры в становлении личности ребенка»У ребенка трех лет уже появляются признаки становления личности, проявляющиеся в знаменитом «я сам». В это...
Значение семейного чтения в духовно-нравственном становлении личности ребенка
Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из вас наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать.Именно в возрасте 5-6 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кт...
Значение речи в становлении личности ребенка
Речь – важная функция человека, а если говорить об областях познания, саморазвития, и о самом принципе построении личности, то именно речь играет для людей наиважнейшую роль. Личность, внутренни...
Семейные традиции и их значение в становлении личности ребенка
Консультация для родителей...
Значение театрализованных игр для становления личности ребенка
Значение театрализованных игр для становления личности ребенкаВ настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного раз...