Дидактические игры для развития речи детей от 4 до 7 лет. Консультация для родителей.
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Содержание:
1. Вступление
2. Нормы речевого развития детей 4-5 лет
3. Нормы речевого развития детей 6-7 лет
4. Словесные дидактические игры по развитию речи для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры по развитию речи дошкольников 4-7 лет | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка»
Дидактические игры для детей от4 до7 лет (в зависимости от возраста и словарного запаса ребенка можно усложнять или упрощать задания в играх).
Уважаемые мамы и папы!
Обращали ли вы пристальное внимание на речь своего ребенка?
Устная речь – это один из главных инструментов в жизни современного человека. Она позволяет общаться, устанавливать контакты и взаимодействовать с социумом. Правильно сформированная речь у ребенка — это залог его успеха в учебе и работе в будущем.
Нормы речевого развития детей 4-5 лет.
В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:
Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
Точно называет предметы и их качества.
Придумывает собственные слова и даже стихи.
В речи много прилагательных, предлогов.
Становится больше личных местоимений
Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
Происходит овладение монологической речью и пересказом.
Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
Говорит не быстро.
Использует выразительную интонацию для чтения стихов.
Нормы речевого развития детей 5-7 лет
К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:
Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
Знает, где право, лево; сколько времени.
Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
Знает название страны, столицы.
Оперирует географическими понятиями.
Знает правила движения пешеходов.
Склоняет существительные по числам и падежам.
Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
Верно использует все части речи
Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.
К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные.
Разговаривайте со своим ребёнком сложными и сложноподчиненными предложениями, например, «Подай, пожалуйста, белую кружку с голубой каемочкой, которая стоит справа от тебя», приучайте малыша тоже давать полный ответ. Обсуждайте прочитанные книги, просмотренные фильмы, пересказывайте их, беседуйте с ним, учите стихи.
Доказано, что дети усваивают речь по подражанию, и образцом для них служит именно речь родителей и других взрослых, окружающих его. Следовательно, важно не подражать детской речи, а говорить чётко, выразительно, эмоционально.
Но часто вам не хватает времени на занятия с ребенком, поэтому в данной подборке развивающих речь детей игр, собраны простые, но эффективные, которые не требуют много времени и могут быть проведены по дороге в детский сад или домой, а также во время прогулки! В процессе этих игр вы станете ближе друг другу получите удовольствие от общения.
Успехов вам в ваших совместных диалогах, рассказах и играх!
Примеры игр по дороге домой.
Игра «Кто больше придумает слов»
Цель игры: расширение словаря детей за счет использования в речи прилагательных и глаголов.
Ход игры: вы называете ребенку предмет , малыш находит к нему пдходящие по смыслу слова. Пример: «Какой бывает мяч?» – ответ ребенка должен быть полным: «Мяч бывает круглый, резиновый, кожаный, пластмассовый, упругий и т.д.». «Что может делать птица?» - «Птица может летать, клевать, издавать звуки, чистить перышки и т. д.» Затем вы меняетесь ролями.
Игра «К чему относится?»
Цель: закрепить знания детей об обобщающих понятиях.
Ход игры:
взрослый называет один или несколько предметов, а ребенок называет обобщающее понятие, к которому этот предмет относится. Затем можно назвать обобщающее слово, а к нему подобрать подходящие слова. Например, «кастрюля, кружка, чашка, тарелка – это посуда. Насекомые – это мухи, стрекозы, пчелы, шмели, гусеницы, пауки и так далее».
Игра «Почему» и «Потому что»
Цель: научить детей задавать вопрос: «Почему?» и отвечать на него полным предложением, используя союз «потому что».
Ход игры: взрослый задает ребенку вопросы.
Например, «Почему осенью много луж?»
Ребенок отвечает: Осенью много луж, потому что часто идут дожди»,
а затем пробует задавать взрослому свои вопросы со словом «почему».
«Почему ласточки улетают осенью?». Взрослый отвечает: «Ласточки улетают осенью в теплые края, потому что зимой им нечем питаться: все насекомые прячутся или впадают в спячку».
Игра «Назови лишний предмет»
Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.
Ход игры: вы называете ребенку серию обобщающих слов, среди которых
находится одно, не подходящее данному понятию. Ребенок называет лишнее
слово, например, ложка, чашка, кастрюля, скатерть; стол, стул, кресло,
пенек и т.д.
Игра «Бывает – не бывает»
Цель: развитие слухового внимания, логического мышления.
Ход игры: предложите ребенку подтвердить правильность высказывания
словами «бывает – не бывает», например, летом падает снег; кошка умеет
летать; воробей – не птица и т.д.
Игра «Отгадай слово».
Цель: расширение словарного запаса детей, развитие умения использовать в
речи прилагательные, глаголы.
Ход игры: предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали,
пользуясь подсказками, например, кирпичный, высокий, многоэтажный…
(дом); едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус) и т.д. Потом пусть ребенок загадывает, а вы отвечайте
Игра «Рифма»
Цель: развитие слухового внимания, умения подбирать рифмы к словам.
Ход игры: вы, наверное, не раз замечали, как детям нравится что-нибудь
сочинять, придумывать новые слова, рифмовать их. Предложите ребенку
придумать рифмы на слова, которые вы будете говорить, например, «дом –
лом», «гора – нора», «мост – рост», палка-галка, стучит-молчит, и т.д.
Игра «Удивительные истории».
Цель: развитие связной речи детей, творческой фантазии, формирование грамматического строя речи..
Ход игры: вы сочиняете рассказ о том, что увидите с ребенком по дороге
домой. Лучше, если вы начнете этот рассказ сами, а ребенок его продолжит.
Не ограничивайте фантазию малыша, но следите, чтобы слова ребенок
произносил правильно.
Игра «Скажи наоборот».
Цель: пополнить словарный запас детей словами – антонимами.
Ход игры: вы называете ребенку слово, к которому нужно подобрать противоположное по смыслу.
Например, холодный-теплый; высокий-низкий; длинный – короткий, высоко-низко, далеко-близко, глубоко-мелко; бежит-стоит, горячо-холодно, спит-бодрствует, молчит-говорит, открывает-закрывает, любит-не любит, сажает-выкапывает, поджигает-тушит, шёпот-крик, молчаливость-говорливость, скромность-наглость, доброта-жадностьи т.д.
Игра «Отгадай, на что я смотрю?»
Цель игры: развивать фонематический слух детей; закрепить понятие о
признаке предмета; научить подбирать подходящий предмет к признакам.
Ход игры: ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предмет
для описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение,
а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет.
Например, вы выбрали для описания березу. Не называя это слово ребенку,
вы описываете ее признаки: «Она высокая, белоствольная, ветвистая,
кудрявая с зелеными (желтыми) листьями». Ребенок отгадывает название предмета: «Это береза». Затем вы меняетесь ролями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: Дидактические игры по развитию речи детей
Помещаю одну из консультаций для родителей развитию речи в дидактических играх....
Консультация для родителей Дидактические игры по развитию речи детей второй группы раннего возраста.
Опыт работы...
Консультация для родителей "Дидактические игры для развития речи детей 6-7 лет"
Консультация для родителей "Дидактические игры для развития речи детей 6-7 лет"...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
Консультации для родителей на тему "Дидактические игры в развитии речи детей"
Консультации для родителей на тему "Дидактические игры в развитии речи детей"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и выработать у них нравственные черты характера, приучить к более быстрому т...
Комментарии
Ошибки в тексте, замеченные после загрузки
Пропущена запятая,
вместо 6-7 лет написано 5-7 лет