Проект "Зима"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
| |
© CopyRight Официальный сайт. Детский сад № 51 |
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
« Детский сад комбинированного вида № 172»
Ленинского района города Саратова.
Познавательно – исследовательский проект
« Здравствуй, Зимушка – зима».
Вид проекта – познавательно – исследовательский
По количеству участников – коллективный
По контингенту участников – дети 6 -7 летнего возраста
По продолжительности –средней продолжительности, месячный
Срок реализации –с 01.12.14г. по 31.12.14г.
Руководитель проекта – воспитатель
Участники проекта – воспитатель, дети.
Проект подготовила и провела с детьми
подготовительной логопедической группы
воспитатель 1 ой квалификационной
категории Образцова В. М.
Цель проекта – дать знания детям о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края.
Задачи проекта – 1.-Расширять представления о зимних явлениях через познавательно – исследовательскую деятельность.
2. Знакомить детей с явлениями неживой природы ( морозы, сильные ветра, идёт снег, замёрзли водоёмы).
3. Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой
( заяц, лиса, белка). Расширять представления о разнообразии птиц.
( снегири, синицы, воробьи и т. д.), способы добывания пищи, приспособление к зимним условиям жизни.
4. Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить со свойствами превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
5. Учить устанавливать связи между живой и неживой природой.
6. Развивать любознательность, познавательные интересы, внима –ние, память, наблюдательность.
7. Вызывать положительные эмоции, чувства восхищения природой.
8. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю стужу.
9. Развивать коммуникативные навыки, память, внимание.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
1. Создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Разработка и накопление методических материалов.
3. Создание развивающей среды.
4. Подбор художественной литературы по теме : « Здравствуй, Зимушка – зима».
5. Разработка мероприятий.
2 ой этап – выполнение проекта
Проведение дидактических игр : « Разрезные картинки о зиме»,
« Назови как можно больше признаков зимы», « До – между – пос-ле». « Подбери родственные слова», « Четвёртый лишний», « Под –бери предмет к признаку».
Рассматривание альбома о зиме.
Проведение опытов.
Проведение подвижных игр.
Проведение наблюдений за природными явлениями.
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихов, пословиц, поговорок.
Рассматривание репродукций картин русских художников.
Рисование, лепка, конструирование на тему : «Зима».
3этап – заключительный.
НОД « Здравствуй, гостья – зима».
Календарно – тематическое планирование работы по проекту
С 01.12.14г. по 31.12.14г.
1ая неделя
Понедельник
1. Чтение произведения « Кто как зимует?» В. Герасимов – расширить запас знаний о том, как зимуют дикие животные и птицы.
2. Подвижная игра « Два Мороза». – развивать двигательную активность детей, умение чётко проговаривать слова игры.
3. Рассматривание альбома о зиме – развивать умение видеть красоту природы в зимнее время года, развивать разговорную речь.
Вторник
1. Разучивание стихов о зиме – развивать память, внимание.
2. Рисование на тему : « Снежинки – балеринки» - формировать изобразительные умения.
Среда
1. Чтение рассказа « Где и как зимуют животные нашей страны?» - расширять запас знаний у детей о диких животных.
2.Упражнение на дыхание « Подуй на снежинку» - развивать речевое дыхание.
3. Опыт « Превращение воды в лёд и наоборот» - развивать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать мышление.
Четверг
1. Рассматривание морозных узоров на окнах, отметить на что они похожи и как они появляются – развивать воображение, любознательность.
2. Разучивание пословиц и поговорок о зиме. – развивать память.
Пятница
1. Рассматривание репродукций картин русских художников о зи-ме - развивать у детей художественный вкус, познакомить с художниками – пейзажистами.
2. Подкормка зимующих птиц – развивать у детей желание подкармливать птиц, трудолюбие.
3. Поупражняться с детьми в вырезывании снежинок – развивать умение свободно владеть ножницами.
2ая неделя
Понедельник
1-.Рассматривание на снегу следов ( птичьих, детских, кошачьих, собачьих) – развивать у детей интерес к наблюдениям.
2. – Рассматривание снежинок на рукаве в лупу в тёплую и морозную погоду, рассказать, что все снежинки разные – развивать умение замечать различия в снежинках.
Вторник
1. – Познакомить детей с понятием гололёд, оттепель, выявить свойства снега во время оттепели.
2. –Чтение Н. Сладкова « Суд над декабрём». – развивать у детей умение внимательно слушать произведение, умение обсуждать прочитанное.
3. –Лепка на тему « Лыжник» - упражнять в лепке человека в движении, передавать форму тела, строение, форму частей, пропорции.
Среда
1. – Побеседовать с детьми о том, как по повадкам животных и птиц можно предугадать погоду.- расширять запас знаний, умение быть наблюдательными.
2. –Разучивание и загадывание загадок – развивать мышление, память, разговорную речь.
Четверг
1. – Проведение опыта « Почему снег мягкий?» - совершенствовать знания о снеге.
2. – Подвижная игра « Дед Мороз» познакомить с условиями новой игры, упражнять в быстром беге.
Пятница
1. – Проведение опыта « Откуда берётся иней?» - развивать у детей умение рассуждать, делать правильные выводы.
2. – Спортивные игры- эстафеты со снежками, санками – создать у детей радостное настроение, умение наслаждаться этим временем года.
3 неделя
Понедельник
1. Оформление папки – передвижки для родителей на тему « Про –гулки зимой».
2. Беседа на тему : « Почему мне нравится зима?» - развивать у детей умение рассуждать, описывать все признаки зимы.
Вторник
1. – Беседа с детьми на тему « Осторожно, зимние травмы» - развивать у детей умение кататься на санках, лыжах, коньках осторожно.
2. –Повторение стихов и пословиц о зиме – развивать умение рассказывать стихи выразительно, с соответствующей интонацией.
3. – Рисование на тему : « Зима» -закрепить умение передавать пейзаж, характерные особенности зимы.
Среда
1. –Работа с родителями : « Изготовление кормушек для птиц».
2. – Наблюдение за позёмкой, объяснить детям слово позёмка, вьюга, во время которой дует низовой ветер.
Четверг
1. – Проведение опыта « Почему снег греет?» - помочь детям по-нять, что снег согревает землю от промерзания.
2. –Чтение Е. Трутнева « Первый снег» - пополнить литературный багаж детей.
Пятница
1. – Дидактическая игра « Разрезные картинки о зиме» - развивать умение детей из отдельных частей собирать целые картинки, воспитывать любовь к этому времени года.
2.- Зимние забавы на улице – создать у детей весёлое настроение.
4 неделя
Понедельник
1. – Дидактические игры « Назови как можно больше признаков зимы», « До-между - после».( какой месяц перед январём и после).
2. Подвижная игра « Попади в цель снежком». – развивать меткость.
Вторник
1. – Дидактическая игра « Подбери родственные слова» ( к словам снег, зима, мороз, лёд ).
2. – Чтение сказки В. Одоевского « Мороз Иванович» - воспитывать
любовь к сказкам, желание их слушать.
Среда
1. – Дидактическая игра « Четвёртый лишний» развивать у детей умение классифицировать предметы и обобщать.
2. – Изготовление поделок детей вместе с родителями на тему : « Лучшее Новогоднее украшение». – развивать фантазию, твор – чество.
Четверг
1. – Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»- упражнять в подборе существительных к прилагательному.
2. Выложить с детьми из спичек по образцу санки, ёлку – развивать конструктивные умения.
Пятница
1. Пение Новогодних песен, о зиме. – развивать у детей певческие умения.
2. Чтение В. Бианки « Синичкин календарь» - расширять запас за-пас знаний о зимующих птицах.
5 неделя
Понедельник
1. Литературный вечер « Зимушка – зима» развивать умение у детей проявлять себя в рассказывании стихов, половиц, поговорок о зиме.
2. Побеседовать о том, как зимуют дикие животные в лесу.- развивать разговорную речь.
Вторник
1. – Рисование на тему : « Дед Мороз и Снегурочка» - развивать у детей изобразительные навыки.
2. Рассматривание картины « Зимние забавы» - развивать умение видеть главное в картине, составлять рассказ по картине из 4 -5 предложений.
Среда
1. – Чтение сказки « Морозко» - продолжать воспитывать любовь к сказкам.
2. –Конструирование из бумаги на тему : « Ёлочка» - развивать умение обводить по трафарету, аккуратно вырезать по контуру.
Здравствуй, гостья – зима.
Непосредственно – образовательная деятельность
В подготовительной к школе логопедической группе
МДОУ « Детский сад комбинированного вида № 172»
Ленинского района города Саратова
Воспитатель 1ой квалификационной категории
Образцова В. М.
Программные задачи : Закреплять знания о зиме, упражнять в подборе родственных слов к слову « снег», развивать логическое мышление ( учить устанавливать причинно - следственные связи), формировать умение образ –но описывать содержание, колорит и настроение картины, понимать её замысел, обогащать лексику синонимами.
НОД
Воспитатель.
Отгадайте, ребятки,
Про кого моя загадка?
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом?
Шьёт пуховые перины,
Разукрасив все витрины? ( В. Лунин)
Дети. Зима!
Выставляется картина с изображением зимы.
Воспитатель. Чтобы порадовать нашу гостью, давайте поиграем в « Зимние слова». Дети встав в круг, передают мяч друг другу, называют « зимние» слова : метель, вьюга ,снеговик, снежинка, мороз и т. д.
Воспитатель. Молодцы! Думаю, зима довольна. Когда вы слышите слово «зима», что вы представляете?.
Дети. Снег.
Воспитатель. Я начну декламировать стихотворение И. Лопухиной «Снегопад», а вы, пожалуйста добавляйте подходящие по смыслу слова – родственники слову « снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ( снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые ( снежинки).
На посёлки, на лужок
Всё снижается ( снежок)
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее ( снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ( снежки).
Словно в белый пуховик,
Нарядился ( снеговик).
Рядом – снежная фигурка –
Это девочка ( Снегурка).
На снегу –то посмотри,-
С красной грудкой ( снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ( снег).
Молодцы! С этим заданием справились! Что вы можете сказать о зиме в наших краях? Какая она?
Дети. Мягкая, тёплая, пасмурная, дождливая, сырая.
Воспитатель. Что вы ещё можете сказать о зиме?.
Дети. Зимой, когда идёт снег, очень красиво, можно играть в снежки, кататься на санках.
Воспитатель. А у зимы есть недостатки?
Дети. Бывают снежные заносы, метели, вьюги, гололёд, дуют сильные северные ветры, стоят крепкие морозы.
Воспитатель. Влияет ли погода на ваше настроение? ( подводит детей к пиктограммам). Когда идёт снег и на улице не очень холодно, безветренно, какое у вас настроение? Скажите и покажите соответствующую пиктограмму
Дети. Весёлое, радостное, довольное, счастливое, чудесное, прекрасное ( по-казывают и объясняют).
Воспитатель. А если на улице сильный, колючий ветер или вместо пушис –того снега пошёл дождь, каким становится ваше настроение?
Дети. Грустным, печальным, недовольным, безрадостным.
Воспитатель.
Хочу поднять ваше настроение, немного вас взбодрить.
Музыкальный этюд под музыку А. Вивальди « Зима». Дети выполняют движения согласно выделенным словам стихотворного текста.
Завертелась вьюга, словно карусель.
Медленно сначала, а потом быстрей.
Ничего не видно, всё белым бело.
Наконец всё стихло, землю замело.
И. Токмакова.
Воспитатель. Зима бывает разная – суровая, холодная, злая, вьюжная, колючая или белоснежная, весёлая, волшебная, чудесная. За её красоту люди придумали ей ласковые, красивые названия. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы постарайтесь запомнить те выражения, в которых зиму называют по – особому.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, зимушка – зима!
(Дети называют).
Вспомните, как ещё называют зиму писатели, поэты в своих произведениях?
Дети. Гостья – зима, Зима – волшебница, Чародейка, Рукодельница, Матушка, Царица.
Воспитатель. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, её настрое –ние каждый по – своему, и рассказывают нам. Поэты в стихах, композиторы в звуках музыки, художники в картинках. Закройте глаза и послушайте пьесу П.И. Чайковского « Январь» из цикла « Времена года». ( Дети слушают).
Какую зиму вы представили, слушая это музыкальное произведение?
Дети. Сказочную, красивую, радостную, но непостоянную : то тихую, то ветреную, стремительную.
Воспитатель. А сейчас поиграем в игру « Волшебный мир зимней сказки».
Постарайтесь украсить историю особенными словами и выражениями.
Зима пришла, словно (хозяйка, волшебница). Выпал первый снег. Он был (белый, пушистый, мягкий). Он украсил землю, как ( ковёр, покрывало).
Деревья похожи на ( сказочные фигуры, статуи, богатырей, снежных людей).
Мороз быстро превращает воду в ( лёд) и тогда она похожа на ( стекло, зеркало). Оконные стёкла украшены узорами. Они красивые, чудесные, необычные. Весь мир становится похож на ( сказку, волшебную страну, дворец Снежной королевы.
Воспитатель. Молодцы! Хотелось бы вам встретиться с волшебной –зимой?
Давайте отправимся в зимний лес и посмотрим, как зима там хозяйничает. Но
Сначала оденемся теплее : в лесу холодно и морозно.
Физминутка :
Мы идём, мы идём ( дети маршируют)
По дорожке мы идём. Звонко песенку поём.
Ля - ля - ля.
Через сугробы мы шагаем, ноги выше поднимаем.
( шагают, высоко, поднимая колени).
Всё равно вперёд идём. Смело песенку поём.
Тра – та –та.
А теперь на лыжи встали ( двигаются скользящим шагом)
Очень быстро побежали. Мчимся с горки, не молчим.
А задорно так кричим: « Ух –ух –ух».
А теперь закройте глаза, а я произнесу волшебные слова : « По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть будет так, чтобы мы очутились в зимнем лесу!». Откройте глаза.( На проекторе появляется картина И.И Шишкина « Зима» ). Представим, что мы в этом лесу. Посмотрите вокруг, прислушайтесь. Что вы слышите?
Дети. В лесу тишина.
Воспитатель. Чем пахнет воздух в лесу?
Дети. Смолой, хвоей, свежестью, морозом.
Воспитатель. Посмотрите на этот лес, расскажите : какой он?
Дети. Таинственный, неподвижный, большой, дремучий, спящий, заколдо –ванный, сказочный, снежный.
Игра « Сравни, на что похоже»
Снег пушистый, как (вата, пух).
Снег мягкий, как ( перина, одеяло).
Снег нежный, как (шёлк)
Ветер колючий, как (лёд).
Лёд гладкий, как ( стекло).
Наше дыхание тёплое, как тёплое, как ( парное молоко, пламя).
Снежинки кружатся, как ( парашютики, тополиный пух, бабочки)
Снежок тает, как ( сосулька, мороженое)
Сосулька плачет, как ( ребёнок).
Зайчик прыгает, как ( мячик).
Зайчик мчится быстро, как ( стрела, вихрь).
Воспитатель. Пора возвращаться в детский сад. (Звучит музыка).
На одной ножке покружитесь и в саду окажитесь. Вот и закончилось путе –шествие. Вижу, оно вам понравилось. У вас хорошее, приподнятое настроение. Дома нарисуйте картину о зиме, зимнем лесе и придумайте ей название. А наша гостья- зима осталась довольна встречей с вами.