Организация речевых игр с детьми раннего возраста
консультация по развитию речи (младшая группа)

Половкова Елена Владимировна

Организация речевых игр с детьми раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_rechevyh_igr_s_detmi.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №39 Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Организация речевых игр с детьми раннего возраста».

                                                                                                       Подготовила  воспитатель:

                                                                                                          Половкова Е.В.

Санкт-Петербург

2020 г.

         «Что ты больше всего любишь делать?» На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!». Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Кроха с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель-познание мира, остаётся неизменной. В игре ребёнок воссоздаёт модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя на себя ту или иную роль. Но игра, придуманная ребёнком, не всегда в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей воспитателя на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно, это звучит, но взрослые должны научить ребёнка играть. Рассмотрим ситуацию: перед крохой выложили разноцветные геометрические фигуры. Что сделает ребёнок первым делом? Конечно, возьмёт их в руки, попробует на зуб, попытается куда-нибудь засунуть и вскоре потеряет к ним интерес. Взрослый же может показать малышу, как из треугольника и прямоугольника строится домик, обратит внимание на то, что все фигурки отличаются друг от друга, но даже разные изображения могут иметь что-нибудь общее, например, цвет и т. д.

Правила организации игр.

Для того чтобы игра принесла ребёнку максимальную пользу, следует придерживаться ряда несложных правил, в основном они касаются организационных моментов игры.

В раннем возрасте внимание детей довольно неустойчивое, поэтому, планируя проведение какой-либо игры, учитывайте эту возрастную особенность и не затягивайте процесс – любая игра должна длиться не более 5-10 минут, иначе малыш утеряет к ней интерес и действие не получит логического завершения. Если планируется занятие с использованием дидактических материалов, позаботьтесь заранее обо всех необходимых предметах, расположите их под рукой. Ведь маленький ребёнок не станет ждать, пока вы найдёте ту или иную картинку или сходите за клеем.

Применяя готовые развивающие игры, не отдавайте их детям в постоянное пользование. После проведённого занятия вместе с малышом аккуратно сложите и уберите игру до следующего занятия.

Играя в ту или иную игру, не стоит слепо следовать приложенным к ней рекомендациям! Обязательно учитывайте уровень развития и индивидуальные особенности малыша. Не старайтесь заставить малыша  усвоить больше, чем он может. Каждую игру подстраивайте именно под определенного ребёнка.

Приучайте малыша к аккуратности. Побуждайте его приводить место для занятий в порядок после каждого занятия. Кстати, уборку тоже можно провести в виде весёлой игры.

Игры на развитие речи.

Волшебный сундучок.

     Положите в картонную коробку несколько разных предметов. «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, давайте им краткую характеристику: «Смотри – это мяч, какой он круглый, красный! А вот – машина, она с кузовом и колёсами. Да здесь ещё и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И ещё – ложка, большая ложка».

Сложите все предметы в коробку и предложите малышу угадывать, по описанию, какой предмет вы хотите достать. «Она с кузовом и с колёсами; оно разноцветное и с картинками и т. п.», выделяйте интонацией местоимения «он, она, оно». После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите ребёнка забрать игрушки. Если вместе с игрушками он заберёт и ложку, обратите на это его внимание.

Игра способствует развитию внимания, памяти, навыков классифицирования предметов, освоению правильного употребления родовых местоимений.

Игра способствует развитию фонематического слуха.

Кто к нам пришёл?

    Спрячьте игрушку – котёнка. Поиграйте в игру: «Кто к нам пришёл». Спрятанный котёнок забыл, какое он животное, но знает, что мама у него – кошка, а папа – кот. Обыграйте ситуацию с цыплёнком, телёнком и т. п.

Игра способствует развитию речи, логического мышления.

Где лежал мячик?

    Положите на стол небольшой мяч. Вокруг него разложите несколько знакомых малышу предметов. Поинтересуйтесь: «где лежит мячик?». Естественная реакция: «На столе?». Задайте вопрос по – другому: «Около чего лежит мячик?». Далее: «Перед чем лежит мячик?», «За каким предметом лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротив чего лежит мячик?» и т.п.

       В процессе действий с предметами у детей раннего возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психологическим развитием ребенка.

       Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.              

      Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».

       Игры имеют развивающее значение, так как дают малышу возможность

«почувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

       Соединение «слово-палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка.

Цели и задачи:

  • Развитие согласованных движений обеих рук.
  • Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
  • Развитие внимания.

Методы обучения:

  • Показ действий.
  • Действия руками ребенка.
  • Самостоятельные действия ребенка.

Организация занятий.

      Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Длительность занятий зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры, хорошо знакомые детям можно проводить в перерывах между занятиями, на прогулках.

      Например: «Сорока-белобока», «Идет Коза рогатая», «Этот пальчик хочет спать», «Вышли пальчики гулять» и т.д.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ МОТОРИКИ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

  • Развитие хватания.
  • Развитие согласованных движений обеих рук.
  • Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
  • Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; умение пользоваться игрушечной иголкой.
  • Развитие осязания.
  • Развитие мышления и воображения.

Материалы:

Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

  • Показ действий.
  • Действия руками ребенка.
  • Поэтапная словесная инструкция.

Организация занятий.

     Малыши часто с трудом осваивают действия, направленные на развитие движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому при проведении занятий необходимо соблюдать следующие условия:

  1. не допускать переутомления детей – сначала длительность занятий не должна превышать 5-10 минут, постепенно ее можно увеличить;
  2. уровень сложности игры должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
  3. обыгрывать сюжеты занятий, чтобы заинтересовать малышей;
  4. занятия проводить в свободное время индивидуально или с небольшой группой детей.

ПОРЯДОК РАБОТЫ.

       Работа с детьми строиться по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий. Например, при проведении игры « Бусы для куклы» сначала следует предложить малышам сделать бусы с помощью деревянной иглы из нескольких крупных бусин, использовать бусины меньшего размера; попросить детей действовать без иглы, нанизывая бусины на шнурок.

       Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать малышам одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя разные материалы.

ПОМОЩЬ.

       Специальные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, довольно трудны для маленьких детей. В этом возрасте руки малышей еще недостаточно развиты, движения неловкие, неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие умений или их недостаточная сформированность сердит и расстраивает малышей. В случае затруднений они могут потерять интерес к игре. Чтобы этого не произошло, нужно оказать помощь малышу: еще раз показать, как нужно выполнять то или иное действие, или взять его руки в свои и выполнить действие совместно.

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.

        Во время занятия нужно следить за соблюдением мер безопасности – не позволять детям брать в рот мелкие предметы и детали (бусы, деревянные иглы и др.)

1. Игра «Прячем ручки».

Цель. Учить детей подражать движениям взрослого.

Материал. Платки, коробки.

2. Игра «Спрячь в ладошке».

Цель. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материал. Кусочки поролона или резиновые кольца, которые можно сжать в руке.

3.Игра «Ямки»

Цель. Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Материал. Тесто, фасоль, горох, камушки.

 

     Хочу рассказать вам, как приобщит детей к миру прекрасного — к театру.

Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики соответствующая данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; формирование интереса, к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей с взрослыми.

    Использую театрализацию в разных видах деятельности пед. процесса: в режимных моментах, например, в воспитании КГН персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит Бабушка - Сказушка из театра «Куклы на платках» и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

Использую персонажи - игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции. Также использую персонажи - игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр.

    В группе хорошо бы создать театральный уголок, где имеются различные виды Настольных театров помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (Собака Жучка, кошка, мышка и т. д., пытаются передать характер героя) мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы.

    Однако дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта использовать индивидуальную работу с детьми, знакомить детей с разнообразными видами театров, также разыгрывая небольшие представления.

    С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.

    При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания.

    Театр рукавичек: надев на руку рукавичку - персонаж ребёнок пытается словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией оживить его, дать ему настроение, характер.

    Театр картинок (фланелеграф): фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели ее героев. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но, если картинки показать двигающими, действующими, они получать еще большее удовольствию.    Детям очень нравится перчаточный театр.

    Уникальность этого театра в том, что маленькие куколки – герои несут в себе творческую энергию и отражают частичку сердца, которая передается малышу.  Мир пальчиковых кукол – волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, познает мир, и все окружающее его пространство.

Пальчиковый театр "Жили у бабуси "

    Знакомство с театром пальчиковых кукол начинается с формирования умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучаются элементарным действиям с куклами.

Пальчиковый театр "Сорока - белобока"

Большое чудо оживает в крошечных детских ручках: пальчик - персонаж начинает шевелиться, танцевать, подпрыгивать, создается ощущение того, что он – живой актер.

Так незаметно для себя малыши становятся более раскрепощенными, самостоятельными у них зарождается интерес к миру прекрасного. И главное, они раскрывают свое «Я» благодаря ему, главному психотерапевту – его величеству Театру.

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

     Больше влияние на развитие речи дошкольников оказывают и дидактические, настольно-печатные игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании малышей. С помощью игр – занятий воспитатель вносит определённый характер.

    Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.  Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В конце игры итог не подводятся, но для себя воспитатель записывает полученные результаты.  Игры с предметами по-прежнему играют важную роль. Малыши уже имеют навыки «работы» с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки собираются в усложненных вариантах. В 2,5 – 3 года дети могут собирать пирамидки, чередуя детали по цвету, форме, величине; в начале по показу взрослого, а потом по его словесной инструкции. В этом возрасте формируются сюжетно-отобразительные игры. По своему характеру они становятся более сложными по сравнению с играми детей второго года жизни. Играя, малыш старается воспроизвести уже многие действия окружающих (ходит на работу, готовит обед, ухаживает за больным). При этом он отражает не только последовательность и взаимосвязь действий, но и социальное отношение. Например, ласково обращается с куклой или сердится на нее, наказывает, делает замечания. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры.   

        Важно отметить, что переход детей на сюжетную игру возможен лишь с использованием речи. На третьем году жизни ребенка функция речи расширяется, она становится средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. В этом возрасте идет особо интенсивное развитие речи детей. Ребенок многим интересуется, чаще обращается ко взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Под влиянием речи изменяется характер игры: прежде чем начать играть, ребенок берет на себя роль, выражая ее словесно. Происходит тесное общение между детьми, воспитывается умение считаться с интересами других детей.

        Новым в развитии игровой деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель: я буду строить дом, я буду лечить куклу. Так появляются элементы планирования.

        Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличии конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют четкого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений. Эмоциональное благополучие детей раннего возраста во многом зависит от того, как четко и грамотно педагог организует игры детей и руководит ими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская как инновационная форма организации речевой работы с детьми дошкольного возраста.

Творческая мастерская -инновационная форма  работы по развитию речи детей дошкольного возраста, синтезирующая в себе элементы игровой, коммуникативной, продуктивной, а главное творческой деятельн...

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Тема: «Поможем кукле навести порядок»( ранний возраст). Сценарий НОД по образовательным областям: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие с детьми раннего возраста

Цель: Формировать у детей знания и доступные трудовые умения.Задачи:1.Образовательные Формировать у детей представление о некоторых трудовых действиях  и предметах необходимых для наведения поряд...

Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста

По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Осо...

«Организация речевого развития в группах раннего возраста»

Основные задачи развития речи направлены на:-формирование словаря;-развитие звуковой культуры речи;-развитие диалогической речи;-приобщение детей к художественной литературе....

Консультация для педагогов об организации речевой среды в группах раннего возраста

Материал будет полезен педагогам по организации деятельности групп раннего возраста...

"Организация работы по речевому развитию с детьми раннего возраста"

методы работы по речевому развитию с детьми раннего возраста...