Проект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (старшая группа)

Терлецкая Татьяна Игоревна

Проект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

«Расскажите детям о творчестве детских писателей:

Самуила Яковлевича Маршака

Владимира Григорьевича Сутеева

Корнея Ивановича Чуковского»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по развитию речи41.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 «Снегирёк» общеразвивающего вида

Проект

по речевому развитию

 

для детей старшего дошкольного возраста

«Расскажите детям о творчестве детских писателей:

Самуила Яковлевича Маршака

Владимира Григорьевича Сутеева

Корнея Ивановича Чуковского»

                                      Автор:

                                                                              Терлецкая Татьяна Игоревна

 

п. Снегири

2019 год

Актуальность

Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям. Показывают высокие чувства и стремления.

Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.

Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.

Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров, с русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей - с теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.

Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.

Цели проекта

1. Развивать устойчивый интерес к произведениям детских писателей.

2. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.

  • Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.
  • Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.
  • Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте. родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
  • Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Задачи проекта

Обучающие: 

1. Познакомить с творчеством С.Я. Маршака, В.Г. Сутеева, К.И. Чуковского.

2.Учить детей рассказывать стихи с выражением, слушать и понимать произведения, драматизировать и инсценировать.

Развивающие:

1. Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи.

Воспитывающие:

1. Воспитывать языковое чутье, желание говорить правильно и красиво.

 

Проект направлен:

1. Внедрение новых образовательных технологий в педагогическую практику;

2. Организацию различных видов деятельности, воздействующих на формирование у детей интереса к произведениям детских писателей;

3 Создание условий для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.

Срок реализации проекта: долгосрочный (3 месяца)

Тип проекта: исследовательски-творческий, групповой.

Участники проекта:

- воспитанники старшей группы №4

- родители воспитанников

- воспитатели: Панина Н.С. Терлецкая Т.И.

 

Содержание и этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный этап

Подбор материала и ознакомление с творчеством детских писателей.

Разработка плана мероприятий с детьми по ознакомлению с творчеством детских писателей совместно с детской библиотекой, планирование выставок. Составления сценариев мероприятий с детьми, родителями.

2 этап.  Практический

Организация деятельности над проектом.
1.
Деятельность педагогов. 

  1. подготовка методических и дидактических материалов;
  2. проведение интересных занятий, организация выставок;
  3. довести до родителей важное значение воспитания в дошкольниках интереса и любви к книге;
  4. НОД  
  5. выставка рисунков детей.

2. Деятельность детей. 

  1. участие в беседах;
  2. заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге, предложенных педагогами;
  3. ремонт книг;
  4. рисование понравившихся сюжетов по прочитанным произведениям;
  5. инсценировки произведений;

Ожидаемый результат:

1. Оснащение развивающей среды в группе:

  • Библиотека произведений.

     -  Викторины по произведениям К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, В.Г. Сутеева.

  • Оформление выставки рисунков по произведениям К.И. Чуковского.
  • Театрализованные игры.
  • Инсценировка произведения.

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

3. Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7. Развитие интереса к литературе, творчеству К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, В.Г. Сутеева.

8. Популяризация семейного чтения.

9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

3 этап. Заключительный

1. Проведение викторины по произведениям К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, В.Г. Сутеева.

2. Выставка «Мы любим и знаем детских писателей»

Перспективное планирование работы по проекту развитие речи

 январь 2019 года

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

понедельник

Беседа по теме «Знакомство с творчество                С.Я. Маршака»

Беседа по теме «Знакомство с творчество                С.Я. Маршака»

ЧХЛ

С.Я. Маршак      «Вот какой рассеянный»

Беседа по теме проекта «Знакомство с творчеством В.Г.Сутеева»

ЧХЛ

В.Г. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок»

Знакомство детей с основными произведениями В.Г. Сутеева          «Капризная кошка» ,     «Палочка-выручалочка», «Кораблик».

вторник

Разучивание стихотворений С. Я. Маршака из сборников «Робин - бобин»

ЧХЛ

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

ЧХЛ

В.Г. Сутеев

«Елка»

Прослушивание аудио сказок В.Г.Сутеева  «Мешок яблок» ,  «Палка – выручалка» ,  «Под грибом», «Раз, два, дружно», « Разные колеса», «Кто сказал «Мяу»».

среда

НОД по развитию речи

«Творчество С.Я. Маршака»

Цель:

1.Развивать коммуникативные способности детей

2.Развивать эмоционально – выразительную речь

3.Развивать умение драматизировать произведение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

4.Развивать логическое мышление

НОД по развитию речи

«Литературная викторина по творчеству                           С.Я           Маршака»

Цель:

1.Обобщить знания детей о писателе                С.Я. Маршаке, его произведениях                  

2. Развивать умения отгадывать загадки; развивать артистические способности детей.

НОД по развитию речи

по сказке В.Г.Сутеева        «Кто сказал мяу?»  

Цель:

-знакомство детей со сказкой В. Сутеева «Кто сказал - Мяу»,

-проверить умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине.             

НОД по развитию речи

по сказке     В.Г. Сутеева          «Мешок Яблок»

Цель:

- учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки; оценивать поступки героев, учить находить выход  из сложной ситуации.

четверг

Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Багаж»

ЧХЛ                     С.Я. Маршак

«Сказка про короля и солдата»

Дидактические игры

«Назови одним словом».

Цель: учить обозначать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

ЧХЛ  В.Г. Сутеев

«Петух и краски»

ЧХЛ

В.Г. Сутеев

сказка

«Под грибом»

пятница

ЧХЛ

С.Я. Маршак

«Сказка об умном мышонке»

Д/игра

«Найди героев сказки»

Цель: - развивать умения отгадывать загадки; развивать артистические способности детей.                                                                                                                                      - воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством

ЧХЛ

С.Я. Маршак

«Горя бояться — счастья не видать»

Игра (пантомима) «Угадай кто я?»

Цель:

- развитие речи;    - формирование правильного звукопроизношения; 

Викторина по сказкам Владимира Григорьевича Сутеева

Цель:

-закрепление знаний о сказках и стихах

В.Г. Сутеева

Работа с родителями

1.Консультация для родителей:

«Творчество С.Я. Маршака»

2.Беседа

«Какие бывают книги»,

«В гостях у сказки»

«Роль книги в воспитании»

1.Консультация для родителей:

 «Кто же такой этот необыкновенный человек -                В.Г. Сутеев» 

«Диалог как средство развития речи»

2.Памятка для родителей 

"Как научить ребенка любить читать"

3.Беседа по текущим вопросам: 

«Книга и библиотека как связующие звено в душевном единении семьи»

«Как научить детей беречь и любить книги»

Перспективное планирование работы по проекту развитие речи

февраль 2019 года

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

понедельник

Беседа по теме проекта «Знакомство с творчество                К.И. Чуковского»

Беседа по теме проекта «Знакомство с творчество                К.И. Чуковского»

ЧХЛ 

К.И. Чуковский

«Федорино горе»

Подбор детских книг К.И. Чуковского для смены в книжном уголке

ЧХЛ

К.И. Чуковский

«Путаница»

Беседа по теме проекта «Профессии и ремесла, описанные в произведениях К.И. Чуковского»

вторник

Разучивание стихотворения  К.И. Чуковского

«Телефон»

ЧХЛ

К.И. Чуковский

 «Чудо-дерево»

ЧХЛ

К.И. Чуковский

«Ежики смеются»

 

ЧХЛ

 К.И. Чуковский

«Краденное Солнце»

среда

НОД по развитию речи

«Творчество Корнея Ивановича Чуковского» 

Цель:

-продолжать знакомить с творчеством К.И. Чуковского; закрепить полученные знания о творчестве К.И.Чуковского, развивать речь, учить составлять короткие рассказы с использованием предлогов «в»«под

6. Лепка

2.Развивать эмоционально – выразительную речь

3.Развивать умение драматизировать произведение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

4.Развивать логическое мышление

НОД по развитию речи

«Путешествие по произведениям                    К. И. Чуковского»

Цель:

Создавать условия для формирования у детей умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Формировать грамматический строй речи. Активизировать связную речь. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. Обогащать опыт детей за счет новых впечатлений и информации.

.

НОД по развитию речи

«По сказкам  Корнея Чуковского»

Цель: Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.

Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.

Побуждать “помогать” героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.

НОД по развитию речи

Викторина «Знатоки сказок К. И. Чуковского»

Цель: совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении знакомых стихов и отрывков из произведений Чуковского.

Закрепить умение отгадывать загадки по предложенному описанию предмета.

Формировать умение отвечать на вопросы чётко и полно.

четверг

Разучивание стихотворения  К.И. Чуковского

«Мойдодыр»

 

ЧХЛ                    

К.И. Чуковский

Английские народные песенка  

перевод: «Храбрецы»

ЧХЛ

К.И. Чуковский

Английские народные песенка (перевод): «Барабек»,

ЧХЛ

К.И. Чуковский

Английские народные песенка (перевод):

«Котауси и Мауси»

пятница

ЧХЛ

К.И. Чуковский

«Чудо-дерево»

Д/игра

«Найди героев сказки»

Цель: - развивать умения отгадывать загадки; развивать артистические способности детей.                                                                                                                                      - воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством.

ЧХЛ

К.И. Чуковский

Английские народные песенки (перевод): «Скрюченная песня»,


ЧХЛ

К.И. Чуковский

Английские народные песенка (перевод):

«Дженни»,

«Курица»

Проведение викторины по произведениям

К. И. Чуковского

«В гости к дедушке Корнею»

Работа с родителями

1.Консультация для родителей по теме проекта  «Творчество К.И. Чуковского».

2.Беседа

 «Книга – источник детского творчества»,

«Играйте вместе с детьми»

«Ребенок-непоседа или всё о гиперактивных детях».

Работа с педагогами

Выступление на педсовете по итогам работы.

Отчет (тезисы) о проделанной работе.

                                                                               

Литература:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т.С... Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" 

2. Михайлова-Свирская Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/М.Просвещение, 2015.

3. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007

  1. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста – СПб.: ООО ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2011.  -80 с.

5.Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Скрипторий 2003, 2011. – 160 с.

  1. Сыпченко Е.А. инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 96 с.
  2. Произведения С.Я. Маршака
  3. Произведения В.Г. Сутеева
  4. Произведения К.И. Чуковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"

Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Проект по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуаци...

Проект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «Речевые чудеса. Фразеологизмы».

Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста проводят огромную работу над формированием и совершенствованием лексико-грамматических категорий у своих воспитанников.В течение всего времени обучен...

Родительское собрание в старшей разновозрастной группе «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы некоторым ребятам подготовительной группы  осталось немного времени . Все вы знаете, поступа...