"Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Курилова Татьяна Леонидовна

Учить образовывать множественное число существительных; согласовывать числительные с существительными; подбирать определения к названиям птиц; образовывать уменьшительно- ласкательную форму;

2. Закрепить знания детей о перелетных птицах.

3.Развивать связную речь

4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_razvitie.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе "Перелетные птицы".

Цель:

Обобщить полученные знания по теме "Перелетные птицы".

Задачи:

1. Учить образовывать множественное число существительных; согласовывать числительные с существительными; подбирать определения к названиям птиц; образовывать уменьшительно- ласкательную форму;

2. Закрепить знания детей о перелетных птицах.

3.Развивать связную речь

4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Ход занятия:

Воспитатель: 

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

Первый лучик, нежный лучик

Заглянул он к нам в оконце

И принес с собой в ладошках

Теплоту, частичку солнца.

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит вот такое чудо(показ пёрышка)?

Передайте его друг другу, рассмотрите и скажите что это?

Дети: перо

Воспитатель: Интересно, а чье это перо?

Дети: птицы

Воспитатель: А как вы узнали, что это перо птицы? А я вот сомневаюсь?

Дети: Потому что туловище птицы покрыто перьями

Воспитатель: А как нам узнать точно от какой птицы это перо?

Дети: Надо найти эту птицу?

Воспитатель: Ребята, а где обитают птицы?

Дети: В лесу, в городе, в озерах

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать от какой птицы это перо?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда  мы отправляемся в лес, где можно встретить много разных птиц.

Воспитатель: Становитесь все друг за другом, и мы пойдем в лес. Ребята посмотрите, как здесь красиво, сколько здесь много птиц.

-Скажите, как называется эта птица? Что вы можете рассказать о ласточке? (Ласточка – меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. Ласточка ловит комаров, мух.)

Скворец – голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом.  На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками. 
Грач – птица среднего размера. Черного цвета. Истребляет вредных насекомых. 
Лебедь –красивая птица, средних размеров. Белого цвета. Длинная изогнутая шея. На красных лапах перепонки. Живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями. 

Кукушка – небольшая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв.

Воспитатель: Ребята подумайте, так от какой птицы это перо?

Дети: Это перо от лебедя

Воспитатель: А по какому признаку вы решили, что это перо лебедя?

Дети: По оперению, внешнему виду, величине

Дети: Потому что лебедь белый и перья у него небольшие

Воспитатель: Правильно ребята, это перо лебедя

Воспитатель: Ребята, скажите, как можно назвать этих птиц одним словом?

Дети:  Перелетные птицы

Воспитатель: А почему их, называют перелетными птицами?

Дети: потому что осенью они улетают в теплые края.

Воспитатель: Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.

Воспитатель предлагает упражнение

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. И мы поиграем в игру «Один - много». Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

- Грач (грачей).

- Аист (аистов).

- Жаворонок (жаворонков).

- Скворец (скворцов).

- Ласточка (ласточек).

- Кукушка (кукушек).

- Птица (птиц).

- Гнездо (гнёзд).

- Птенец (птенцов).

Физкультминутка

«Стая птиц летит на юг»

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Я буду называть слова, а вы будите называть признаки, характерные для каждой птицы, которые отвечают на вопрос: «Какой?», «Какая?». Можете называть и сложные слова, состоящие из двух слов.

а) грач (какой,.

черный, небольшой, умный, шумный, полезный, крикливый, черноглазый,

остроклювый, быстрокрылый;

-ласточка (какая…

маленькая, ловкая, веселая, красивая, проворная, заботливая, умная, чернокрылая, белогрудая;

Кукушка (какая?) пестрая, разноцветная, певчая

- скворец (какой).

небольшой, черный, блестящий, красивый, певчий, умный, остроклювый,

звонкоголосый;

-лебедь (какой).

большой, белоснежный, прекрасный, гордый, заботливый, водоплавающий.

А теперь поиграем в игру «Кто как голос подает»

Ласточка – щебечет ("чирр-чирр). Если птица летит высоко, то мы  звуки слышим тихие, если летит низко, то звуки слышим громкие.

Грач – каркает ("кар".)

Скворец – скворчит звонко, коротко "цетт-цетт...

Кукушка – кукует (ку –ку-ку)

А сейчас поиграем в игру, я буду произносить звуки, а вы определите, какая птица подала голос.

Игра «Назови ласково»

Журавль – журавушка

Скворец – скворушка

Утка – уточка

Лебедь – лебедушка

Цапля – цапелька

Кукушка – кукушечка

Птенец – птенчик

Перо- перышко

Рефлексия: Вы ребята - молодцы! А сейчас я предлагаю вам вспомнить, чем мы сегодня занимались на занятии?

-Что мы находили?

-Каких перелётных птиц называли?

- В какие игры играли, что вам понравилось делать. (ответы детей).

-Задачами ОД являются следующие:

-Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...