Конспект занятия по развитию речи в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Никулина Анастасия Юрьевна

Данный конспект поможет расширить  представление детей об образе жизни лесных зверей и познакомит их  с тем, как дикие животные готовятся к зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_zhivotnye.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по развитию речи

«Как звери к зиме готовятся»

(средняя группа)

Выполнили воспитатели

средней группы №5

Никулина А.Ю.

Волченская И.В.

Цель: Расширять и углублять представления детей об образе жизни лесных зверей, познакомить с тем, как дикие животные готовятся к зиме.

Задачи:

учить подбирать определения к существительным, образовывать однокоренные слова. 

закрепить знания детей о том, как звери готовятся к зиме;

формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;

упражнять детей в умении составлять рассказ по схеме-модели;

развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление;

воспитывать доброе отношение к природе, животным.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, я хочу вам прочитать рассказ, усаживайтесь по удобнее. Осень. Поредел лес. Ветки обнажились, а земля под ними покрылась разноцветными листьями. Сейчас, в лесу увидишь такое, что летом не разглядишь.

Бродил по лесу старик

Рукавичку обронил-

Рукавичку новую

Тёплую, пуховую.

Как же он теперь её найдёт?

(Так вот она)

Рукавичка большая. Давайте посмотрим. Ой, там кто-то в ней есть?

Воспитатель: Кто в рукавичке живёт?

Хотите знать?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда сейчас вы загадки отгадайте.

Что я вижу? (заглядывает в рукавичку)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети: это заяц. (воспитатель достает зайца)

Воспитатель: Так вот кто в рукавичке.  Заяц какой?

Дети: маленький, пушистый, трусливый, белый, быстрый, длинноухий…

Воспитатель: летом заяц какого цвета?

Дети: серый, зимой – белый.

Воспитатель: Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.

Воспитатель: Делает ли запасы заяц на зиму?

Дети: Нет

Воспитатель: Чем же он питается зимой?

Дети: Самое любимое лакомство – кора деревьев.

Воспитатель: Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста. Зубы у зайцев для этого подходящие. Где заячий дом?

Дети: Под кустом.

Воспитатель: Верно. Днем он прячется и спит под кустом, а ночью выходит заяц еду добывать.

Воспитатель: Какая у зайчика семья?

Дети: мама зайчиха, папа заяц, дети зайчата

Воспитатель: Правильно, ребята.

Знаете ли вы, кого боится заяц, от кого прячется?

Дети: Волка, лисы, хищных птиц.

Воспитатель: Как заяц спасается от врагов? 

Дети: Убегает, или ложиться на спину и отбивается задними лапами.

Воспитатель: Давайте отправим нашего зайку на полянку.

Кто ещё в рукавичке есть, чтобы узнать вы должны загадку отгадать.

Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса!

А зовут её?

Дети: Лиса (воспитатель достает лису)

Воспитатель: Лиса какая?

Дети: рыжая, хитрая, ловкая….

Воспитатель: Как готовится лиса к зиме?

Дети: окраску не меняет, только с наступлением холодов шубка становиться тёплой и пышной.

Воспитатель: Верно, ребята, А еще на лапках у нее вырастает густая шерсть, кажется, что лиса  валенки надела. Делает ли запасы на зиму?

Дети: Не делает.

Воспитатель: А чем же питается лиса?

Дети: Мышами, зайчатами, курочками, ловит уток в водоёмах.

Воспитатель: Правильно. Назовите лисью семью?

Дети: лисица, лис, лисята.
Воспитатель: Отпускаем лисичку, пусть она с зайцем в догонялки поиграет. Давайте и мы с вами немного поиграем.

Физкультминутка

Медведь живёт в большой берлоге.

Домой  шагает по дороге.

Лиса живёт в своей норе,

А белка в маленьком дупле.

Зайчишка тоже ищет дом.

Зайчата жили в доме том.

Но, нет не может дом найти!

За деревом сидит, гляди! (движения выполняются в соответствии с текстом)

Воспитатель: Посмотрите, в рукавичке кто-то ещё есть. Слушайте загадку.

В дупле живёт

Да орешки грызёт

Дети: Это белка (воспитатель  достает  белку)

Воспитатель: Вы видели когда-нибудь белочку? Она какая?

Дети: Маленькая, рыжая, ловкая, запасливая, проворная.

Воспитатель: Делает ли запасы на зиму?

Дети: Делает. Грибы, ягодки, плоды деревьев, орехи, жёлуди.

Воспитатель: Верно, ребята. Знаете ли вы, что отличительная её черта – забывчивость. Закапывая на зиму в землю орехи, белка благополучно забывает о них, а из проросших семян появляются новые деревья. Забывает белка и про другие свои накопления — запасы желудей, шишек. А в зимний период пользуется сбережениями мышей и бурундуков. Летом белка была рыжая, а сейчас какого цвета?

Дети: Серая

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Она шубку поменяла, на более теплую.

Воспитатель: Давайте выпустим белочку к нам на полянку, пусть ищет себе дупло, в котором будет жить семья белок. А какая у белочки семья, перечислите всех?

Дети: Мама бельчиха, папа белка, бельчата.

Воспитатель: Вот ещё загадка?

Кто, позабыв тревоги,

Спит в своей берлоге

Дети: Медведь (Воспитатель достает  медведя)

Воспитатель: Медведь, какой, опишите его?

Дети: Большой, косолапый, бурый, неуклюжий

Воспитатель: Верно, а что умеет делать медведь?

Дети: Бегать, ловко лазает по деревьям.

Воспитатель: Чем питается медведь летом?

Дети: Медведь ест ягоды, насекомых, корни, мёд, рыбу.

Воспитатель: Делает ли запасы на зиму?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Медведь зимой спит и сосет лапу.

Воспитатель: Знаете ли вы, что зимой у медведицы рождаются от 1 до 5 медвежат. Медвежата рождаются совсем маленькими. Чем же медведица их кормит?

Дети: Молоком

Воспитатель: пусть и он живёт на нашей поляне,  найдёт себе берлогу. Будет  жить в ней семьёй. Семья медведя это…

Дети: Медведь, медведица и медвежата.

Воспитатель: давайте посмотрим,  кто же жить будет на лесной поляне?

Дети: Медведь, заяц, белка, лиса.

Воспитатель: Как одним словом можно сказать?

Дети: Дикие животные, лесные звери

Воспитатель: Да. Как вы думаете, правильно ли мы поступили, отпустив животных на лесную поляну?

Дети: Да

Воспитатель: Почему?

Дети: Дикие животные должны жить в лесу.

Дикие животные

С человеком не живут

Постоянной помощи

От него не ждут.

А живут они в лесах

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют.

Строят прочное жилище.
Воспитатель: Про рассказ мы с вами забыли. Вот  чем закончился: (воспитатель открывает книгу)

Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком- спи крепко.

Ведь скоро зима.

Вот эту рукавичку дедушке я обязательно верну.

А вы, ребята, посмотрите пожалуйста на экран. Здесь вы увидите разных животных, тех, о ком все знаете, и тех, о ком еще не слышали даже(просмотр презентации, ответы на вопросы по презентации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет».  Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...