Конспект ООД по развитию речи "Как животные готовятся к зиме"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
по развитию речи
«Как звери к зиме готовятся»
(средняя группа)
Выполнили воспитатели
средней группы №5
Никулина А.Ю.
Волченская И.В.
Цель: Расширять и углублять представления детей об образе жизни лесных зверей, познакомить с тем, как дикие животные готовятся к зиме.
Задачи:
учить подбирать определения к существительным, образовывать однокоренные слова.
закрепить знания детей о том, как звери готовятся к зиме;
формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;
упражнять детей в умении составлять рассказ по схеме-модели;
развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление;
воспитывать доброе отношение к природе, животным.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, я хочу вам прочитать рассказ, усаживайтесь по удобнее. Осень. Поредел лес. Ветки обнажились, а земля под ними покрылась разноцветными листьями. Сейчас, в лесу увидишь такое, что летом не разглядишь.
Бродил по лесу старик
Рукавичку обронил-
Рукавичку новую
Тёплую, пуховую.
Как же он теперь её найдёт?
(Так вот она)
Рукавичка большая. Давайте посмотрим. Ой, там кто-то в ней есть?
Воспитатель: Кто в рукавичке живёт?
Хотите знать?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда сейчас вы загадки отгадайте.
Что я вижу? (заглядывает в рукавичку)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Дети: это заяц. (воспитатель достает зайца)
Воспитатель: Так вот кто в рукавичке. Заяц какой?
Дети: маленький, пушистый, трусливый, белый, быстрый, длинноухий…
Воспитатель: летом заяц какого цвета?
Дети: серый, зимой – белый.
Воспитатель: Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.
Воспитатель: Делает ли запасы заяц на зиму?
Дети: Нет
Воспитатель: Чем же он питается зимой?
Дети: Самое любимое лакомство – кора деревьев.
Воспитатель: Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста. Зубы у зайцев для этого подходящие. Где заячий дом?
Дети: Под кустом.
Воспитатель: Верно. Днем он прячется и спит под кустом, а ночью выходит заяц еду добывать.
Воспитатель: Какая у зайчика семья?
Дети: мама зайчиха, папа заяц, дети зайчата
Воспитатель: Правильно, ребята.
Знаете ли вы, кого боится заяц, от кого прячется?
Дети: Волка, лисы, хищных птиц.
Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?
Дети: Убегает, или ложиться на спину и отбивается задними лапами.
Воспитатель: Давайте отправим нашего зайку на полянку.
Кто ещё в рукавичке есть, чтобы узнать вы должны загадку отгадать.
Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса!
А зовут её?
Дети: Лиса (воспитатель достает лису)
Воспитатель: Лиса какая?
Дети: рыжая, хитрая, ловкая….
Воспитатель: Как готовится лиса к зиме?
Дети: окраску не меняет, только с наступлением холодов шубка становиться тёплой и пышной.
Воспитатель: Верно, ребята, А еще на лапках у нее вырастает густая шерсть, кажется, что лиса валенки надела. Делает ли запасы на зиму?
Дети: Не делает.
Воспитатель: А чем же питается лиса?
Дети: Мышами, зайчатами, курочками, ловит уток в водоёмах.
Воспитатель: Правильно. Назовите лисью семью?
Дети: лисица, лис, лисята.
Воспитатель: Отпускаем лисичку, пусть она с зайцем в догонялки поиграет. Давайте и мы с вами немного поиграем.
Физкультминутка
Медведь живёт в большой берлоге.
Домой шагает по дороге.
Лиса живёт в своей норе,
А белка в маленьком дупле.
Зайчишка тоже ищет дом.
Зайчата жили в доме том.
Но, нет не может дом найти!
За деревом сидит, гляди! (движения выполняются в соответствии с текстом)
Воспитатель: Посмотрите, в рукавичке кто-то ещё есть. Слушайте загадку.
В дупле живёт
Да орешки грызёт
Дети: Это белка (воспитатель достает белку)
Воспитатель: Вы видели когда-нибудь белочку? Она какая?
Дети: Маленькая, рыжая, ловкая, запасливая, проворная.
Воспитатель: Делает ли запасы на зиму?
Дети: Делает. Грибы, ягодки, плоды деревьев, орехи, жёлуди.
Воспитатель: Верно, ребята. Знаете ли вы, что отличительная её черта – забывчивость. Закапывая на зиму в землю орехи, белка благополучно забывает о них, а из проросших семян появляются новые деревья. Забывает белка и про другие свои накопления — запасы желудей, шишек. А в зимний период пользуется сбережениями мышей и бурундуков. Летом белка была рыжая, а сейчас какого цвета?
Дети: Серая
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Она шубку поменяла, на более теплую.
Воспитатель: Давайте выпустим белочку к нам на полянку, пусть ищет себе дупло, в котором будет жить семья белок. А какая у белочки семья, перечислите всех?
Дети: Мама бельчиха, папа белка, бельчата.
Воспитатель: Вот ещё загадка?
Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге
Дети: Медведь (Воспитатель достает медведя)
Воспитатель: Медведь, какой, опишите его?
Дети: Большой, косолапый, бурый, неуклюжий
Воспитатель: Верно, а что умеет делать медведь?
Дети: Бегать, ловко лазает по деревьям.
Воспитатель: Чем питается медведь летом?
Дети: Медведь ест ягоды, насекомых, корни, мёд, рыбу.
Воспитатель: Делает ли запасы на зиму?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Медведь зимой спит и сосет лапу.
Воспитатель: Знаете ли вы, что зимой у медведицы рождаются от 1 до 5 медвежат. Медвежата рождаются совсем маленькими. Чем же медведица их кормит?
Дети: Молоком
Воспитатель: пусть и он живёт на нашей поляне, найдёт себе берлогу. Будет жить в ней семьёй. Семья медведя это…
Дети: Медведь, медведица и медвежата.
Воспитатель: давайте посмотрим, кто же жить будет на лесной поляне?
Дети: Медведь, заяц, белка, лиса.
Воспитатель: Как одним словом можно сказать?
Дети: Дикие животные, лесные звери
Воспитатель: Да. Как вы думаете, правильно ли мы поступили, отпустив животных на лесную поляну?
Дети: Да
Воспитатель: Почему?
Дети: Дикие животные должны жить в лесу.
Дикие животные
С человеком не живут
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют.
Строят прочное жилище.
Воспитатель: Про рассказ мы с вами забыли. Вот чем закончился: (воспитатель открывает книгу)
Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком- спи крепко.
Ведь скоро зима.
Вот эту рукавичку дедушке я обязательно верну.
А вы, ребята, посмотрите пожалуйста на экран. Здесь вы увидите разных животных, тех, о ком все знаете, и тех, о ком еще не слышали даже(просмотр презентации, ответы на вопросы по презентации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Как дикие животные готовятся к зиме»
НОД для детей подготовительной группы....
Конспект ООД на тему "Как животные готовятся к зиме"
Конспект ООД для детей подготовитетельной к школе группе. К конспекту прилагается страничка из рабочей тетради....
Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Как животные готовятся к зиме»
Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию...
Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Как животные готовятся к зиме»
закреплять знания о характерных признаках осени. Закрепить знания детей о диких животных. Расширить представления, об образе жизни лесных зверей, познакомить с тем как дикие животные готовят...
Конспект занятия по развитию речи (коммуникации) «Как дикие животные готовятся к зиме. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем для детей подготовительной группы»
В конспекте дети обогащают свои знания о диких животных :зайце, лисице, волке, лосе и др., учатся составлять описательный рассказ по цепочке, играют в различные речевые игры....
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Как животные готовятся к зиме»
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Как животные готовятся к зиме»...