Консультация для родителей "Играя - развиваем речь".
консультация по развитию речи (старшая группа)
словесные игры в помощь родителям для развития речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnnye_igry.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Детство – это период не только познания окружающего мира, но также и время развития различных психических процессов, памяти, внимания. Также у детей в дошкольном возрасте идет активное развитие речи. И надо отметить, что в последнее время все больше детей с различными речевыми нарушениями. И здесь без родителей никак не обойтись. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в работу по развитию речи ребенка, у малыша появляется мотивация на скорейшее исправление нарушений.
Не секрет, что многие родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии.
Дошкольный возраст – это период, когда все усилия надо направлять на устранение речевых нарушений, которые препятствуют полноценному развитию малыша.
Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.
Для детей игра является приятным времяпрепровождением. А в играх по развитию речи ребенок:
- приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;
- развивает речь;
- развивает любознательность;
- осваивает опыт человеческой деятельности;
- развивает творчество и фантазию;
- развивает память;
- развивает внимание;
- развивает мыслительную деятельность;
- развивает навыки общения.
Также игра способствует эмоциональному развитию и является способом снятия эмоционального напряжения.
Предлагаю вашему вниманию словесные игры, которые способствуют активизации речевого развития детей. Это игры, в которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.
1. «Эхо или попугайчик» - «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик».
Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его точно так же, как вы: тихо или громко, быстро или медленно.
2. «Угадай-ка»
Определите тему: овощи, фрукты или игрушки и т. д. Описывайте предмет, не называя его: цвет, форму, величину, вкус.
Зеленый, круглый, полосатый, большой, вкусный…арбуз.
Черное, круглое, большое, резиновое…колесо.
Белый, сыпучий, мелкий, сладкий…сахар.
«Ты - мне, я - тебе» - поочередно загадывайте друг другу такие загадки.
3. «Подскажи словечко»
Предлагаете подсказать слово, которое потерялось, при этом с ребенком можно повторить разученные или недавно прочитанные стихи.
Наша Таня громко …
Уронила в речку ...
Тише Танечка …,
Не утонет ….
4. «Так бывает или нет?»
Сейчас я буду рассказывать, а вы должны заметить то, чего не бывает и объяснить свой ответ.
Летом, когда ярко светило солнце, мы из снега лепили снеговика.
Осенью на деревьях распускаются листочки.
Зимой мы купаемся и загораем.
5. «Про покупки»
Вы пришли из продуктового магазина, а ребенок, сбивая вас с ног, просит с ним поиграть или капризничает. Как быть? А вы покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р».
Попробуем! (сыр, морковка, картофель, макароны, вермишель, рис, ириски, мандарины, арбуз и т.д.)
Если ребенок затрудняется, помогите ему, предложите такой вариант:
Кар-р-р-тошка или капуста?
Сыр-р-р или колбаса?
Или предложите ребенку назвать фрукты со звуком «а», овощи со звуком «о» и т. д.
Также можно предложить назвать все, что купили или пересчитать продукты.
В ваших покупках есть сок? Замечательно. Спросите у ребенка, какой сок получается из:
яблок – яблочный
вишен –вишневый
апельсинов - апельсиновый
моркови – морковный
из фруктов - фруктовый
из овощей - овощной.
И наоборот: из чего получается апельсиновый сок и т. д.
Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас и просит поиграть. В какие же игры можно поиграть с ребенком на кухне?
6. «Что бывает мягким?» (твердым, кислым, сладкими, длинным, острым, вкусным, синим, квадратным т.д.) Начните игру словами:
Мягким может быть…хлеб, подушка, шапка и т.д.
Кислым может быть…лимон, варенье, лекарство и т.д.
Острым может быть…нож, перец, соус и т.д.
7. «Что будет если…» Вы задаете вопрос, а ребенок отвечает.
Что будет, если я пролью чай на стол?
Что будет, если я буду играть с мячом на кухне?
Что будет, если я не помою посуду?
8. «Что можно делать …»
Что можно делать с водой? (пить, умываться, чистить зубы, стирать белье, мыть посуду, поливать цветы ит.д.)
Или: залезать можно на стул, залезать можно на кровать, а еще…
Пить можно воду, пить можно молоко, сок, а еще...
Или: чай пьют, а печенье… едят.
На кровати лежат, а на стуле ...
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…и т. д.
9. «Кто что делает?»
Солнышко светит, а еще …сияет, греет
Машина едет, а еще … гудит, светит
Кошка бегает, а еще … ходит, пьет, спит
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик … прыгают.
И птица, и муха ...летают.
И снег, и лед … тают.
Или много предметов на одно действие:
Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …
Едет - машина, поезд, велосипед, …
Тает - мороженое, лед, …
10. «От норы до горы».
Назвать как можно больше животных, птиц, насекомых, живущих в указанных местах.
В траве живут…
В норе живут…
В сарае живут…
В море живут…
В квартире живут…
В земле живут…
11. «Двойной противник».
К каждой паре слов подбери по два слова – противника.
Крутой подъем –…пологий спуск.
Слабый мороз -…сильная жара.
Радостная встреча-…грустное расставание.
Вспомнить радость-…забыть горе.
Отдать много – …получить мало.
Темное прошлое -…светлое будущее.
12. «Каждый знает».
Повторить начало фразы и добавлять новое слово.
Каждый знает, что желтым бывает…
Каждый знает, что сильным бывает…
Каждый знает, что старым бывает…
Каждый знает, что белым бывает…
Каждый знает, что нужным бывает…
Каждый знает, что хрупким бывает…
Каждый знает, что умным бывает…
13. «Забавные превращения».
Назовите, в кого превратится человек, если окажется:
В театре –
На собственных именинах –
В школе –
В магазине –
В седле –
В бассейне –
На ринге –
На катке –
На лыжах –
14. «Мир животных».
Назовите, как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела.
Рога есть у…
Лапы есть…
Копыта есть…
Когти есть…
Перья есть…
Чешуя есть…
Крылья есть…
Клюв есть…
15. «Вот так магазин».
Перечислите товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.
«Школьник»
«Лакомка»
«Мелодия»
«Каблучок»
«На старт»
16. «Законченное предложение».
Повторить пару слов и каждый раз дополнять ее.
Быстро бегает…
Ловко плавает…
Важно ходит…
Громко кричит…
В воде тонет…
В корзине лежит…
В цирке выступает…
17. «Шагай-ка - называй-ка».
На каждый шаг называть слова.
Я знаю молочные продукты…
Я знаю перелетных птиц…
Я знаю головные уборы…
Я знаю виды спорта…
Я знаю профессии…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развиваем речь, играя"
Консультация полезна родителям для развития речи детей....
Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка"
Консультация для родителей как развивать речь детей...
Консультация для родителей "Развиваем речь с использованием пальчикового и кукольного театра для детей"
Пальчиковый театр для детей. Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центры разных уровней сложности. Большинство род...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИВАЙТЕ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКА»
Вашему ребенку шесть лет. Вы замечаете, как много новых слов и даже целых выражений появилось в его речи, сколько он узнал, запомнил. Вас радует, как живо и разнообразно...
Консультация для родителей "Развиваем речь детей"
Развивающие игры для детей трёх, четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и...
Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка в домашних условиях»
Для родителей даны рекомендации, как в процессе ежедневного общения с ребенком, можно развивать речь по разным лексическим темам....
Консультация для родителей "Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ- игр".
Методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития....