пальчиковые игры
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
«ОВОЩИ» Мы капусту рубим — рубим, Мы капусту в рот кладем. (Имитация движений.) | У Лариски – две редиски, (по очереди разгибать пальчики) |
«ФРУКТЫ» Будем мы варить компот Будем яблоки крошить, «ковшиком», Грушу будем мы рубить, указательным. Отожмем лимонный сок, пальцем правой руки Слив положим, сахарок. «мешают») Варим, варим мы компот Угостим честной народ.
| «АПЕЛЬСИН» Мы делили апельсин Много нас – а он – один! (левая рука в кулачке, правая ее обхватывает) Эта долька – для ежа, (правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика) Эта долька – для чижа, Эта долька – для котят, Эта долька — для утят, Эта долька — для бобра, А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти) |
«ОСЕНЬ» Если листья пожелтели, (Сжимают и разжимают кулачки.) Дождь холодный моросит, (Делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками.) Птицы к югу полетели, (Ладошки повернуты к себе, большие пальчики переплетены – «птичка», остальные пальчики совершают движения вверх – вниз.) Значит, осень к нам спешит. (Хлопок, кулачок.) | Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: (плавные волнообразные движения ладонями) Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки – золотой, (загибают по одному пальчику на обеих руках) Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол) |
«СЕМЬЯ» Как у нас семья | «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» |
«ДЕТСКИЙ САД» | «ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД!» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. (Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).) Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы считать. (Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.) Раз, два, три, четыре, пять (Разъединяют пальчики.) Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями.) |
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев 4 раза) Сала дам синичке. («режущие» движения одной ладони по другой) Приготовлю крошки хлебушка немножко. (пальцы щепоткой – «крошим хлеб») Эти крошки – голубям, Эти крошки – воробьям. (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью то же – левой) Галки да вороны, ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)
| Где обедал, воробей? (машут перекрещёнными ладошками) В зоопарке у зверей! (ладошки изображают раскрывающуюся пасть) Пообедал я сперва За решёткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлём поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. (на каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке) А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. (изображают раскрывающуюся пасть животного) |
«ЗИМА» Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили. (имитировать лепку комков) Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками) С горки мы потом катались. (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки) Съели суп, и спать легли. (производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку). | «СНЕЖИНКИ» Лепим мы из снега ком, (дети сжимают и разжимают кисти рук) Из комочков слепим дом. (соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны) Звери будут в доме жить, ( хлопают в ладоши) Веселиться и дружить, Вместе домик сторожить (соединяют руки в «замок») Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики) Мы с тобой снежок слепили. (дети «лепят») Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую) И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальчиком) Раз – подбросим, («подбрасывают») Два – поймаем, («ловят») Три – уроним («роняют») И... сломаем (топают) |
«НОВЫЙ ГОД» Перед нами елочка: (показывают «елочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «елочки») Шишечки, иголочки, (показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы) Шарики, фонарики, (показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз) Зайчики и свечки, (показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведенными пальцами) Звезды, человечки. (показывают «звезды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз). | «СНЕГОВИК» Давай, дружок, смелей, дружок! (дети лепят воображаемый ком и катят его от себя) Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (рисуют в воздухе круг) И станет ком снеговиком. (дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх) Его улыбка так светла! (прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку) Два глаза, шляпа, нос, метла... (дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу) Но солнце припечет слегка – (дети поднимают руки вверх) Увы! И нет снеговика! (поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками) |
«ТРАНСПОРТ» Дорожных правил очень много. | «ТРАНСПОРТ» |
«ГРИБЫ» Раз, два, три, четыре, пять! ( «Шагают» пальчиками по столу) | «ЯГОДЫ» Раз, два, три, четыре, пять, |
«ПРОФЕССИИ» Много есть профессий знатных, (соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных. (соединять пальцы левой руки с большим.) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтер, строитель… (последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.) Сразу всех не называю, (сжимать и разжимать кулачки.) Вам продолжить предлагаю. (вытянуть руки вперед ладонями вверх) | «ПОВАР» |
«ДОМ» На поляне дом стоит, («дом» изобразить двумя руками, крышу дома – пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом) Ну, а к дому путь закрыт. (правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы – вверх («ворота»)) Мы ворота открываем, (ладони разворачиваются параллельно друг другу) В этот домик приглашаем., | «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ» У лисы в лесу глухом Есть нора – надёжный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу. (загибают по одному пальчику) Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нём. (хлопки ладонями) |
«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ» Мышка зёрнышко нашла, | «МЕСИМ ТЕСТО» |
«ОБУВЬ» Посчитаем в первый раз,
| «НОВЫЕ КРОССОВКИ» |
«ВЕСНА» Иди, весна, иди, красна, | «ВЕСНА» Снова солнце в небе улыбается, (Соединять пальцы правой руки с большим) |
«МАМИН ПРАЗДНИК» Дружно маме помогаем – | «МАМОЧКА» Мамочка, мамочка (поочередно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого) Любимая моя, Ведь ты знаешь, мамочка, (затем то же на левой руке) Как я люблю тебя. (правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить) |
«ПОСУДА» Раз, два, три, четыре, | «ПОСУДА» |
«ДРУЖБА» Дружат в нашей группе пальцы (пальцы рук соединяют) | В гости к пальчику большому |
«ИГРУШКИ «Матрешка» У Матрешиной сестрицы (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони) По деревне небылиц (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони) Ходит утка в юбке, (на каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших) В теплом полушубке, Курочка – в жилете, Петушок – в берете, Коза – в сарафане, Заинька – в кафтане, А всех их пригоже (ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками) Корова в рогоже. | «КУКЛЫ» На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) Два медведя, Буратино, И весёлый Чиполлино, И котёнок, и слонёнок. (поочерёдно загибают пальчики) Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибают пальчики) Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) |
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» | «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ» |
«НАСЕКОМЫЕ» | «БОЖЬИ КОРОВКИ» |
«МЕБЕЛЬ» Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.) | «МЕБЕЛЬ» |
«ОДЕЖДА. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» | Маша варежку надела…. |
«ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА И ЮГА» Белые медведи. | В жарких странах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...